Урок литературного чтения во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • учить читать и понимать текст через применение современных педагогических технологий;
  • обобщить знания о сказках;
  • способствовать развитию креативности мышления учащихся при составлении характеристики главного героя;
  • способствовать обогащению словарного запаса детей;
  • воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству.

Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение. Живое слово. 2 класс» Часть 2 (авт. З.И. Романовская);
  • выставка книг;
  • карточки для учащихся;
  • шаблоны снежинок для творческой работы;
  • музыкальный видеофильм «Ледяная девочка».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель: У вас на столах лежат карточки с текстами (Приложение 1). Предлагаю прочитать эти тексты и выбрать лишний.

Дети: Лишний текст под номером 3, т.к. это сказка, а другие тексты – стихотворения.

Учитель: Какие знания помогли?

Дети: Стихам присуща рифма. Также помогли знания о сказках.

Учитель: Что вы знаете о сказках?

Дети: Сказка – это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебства и фантастических сил, т. е. сказка- это выдумка, ложь. (Словарь Ожегова)

Учитель: Слово «сказка» появилось в 17 веке. До этого рассказывали «байки» или «басень», от слова «баять» - рассказывать. На какие две группы делятся все сказки? Дети: На авторские и народные

Учитель: Чем они отличаются? (предположения детей)

Учитель: Народная сказка – это фольклор, передаваемый из поколения в поколение. Авторская сказка – это работа профессионала на основе того же фольклора, записанная в прозе или в стихах. Народную сказку люди сочиняли больше для развлечения, авторы вкладывали в свои сказки образовательную цель.Народная сказка передавалась из уст в уста, что -то забывалось, что-то придумывалось новое, поэтому в разных сборниках одна и та же сказка может иметь разные варианты текста (н-р: «Теремок»), авторская сказка сочинялась и сочиняется одним или несколькими авторами, поэтому у неё только один вариант текста (н-р, С. Михалков «Заяц-обманщик»).

Учитель: На какие три группы по содержанию делятся сказки?

Дети: На волшебные, бытовые, сказки о животных.

Учитель: Назовите признаки каждого вида сказок.

Дети: В волшебных сказках всегда есть волшебство, главные герои сказок о животных – звери, которые умеют разговаривать, в бытовых сказках высмеиваются пороки людей.

Учитель: У каждого вида сказок свои признаки и особенности, от этого сказки рассказываются и читаются по-разному.

Учитель: Для чего мы вспомнили этот материал?

Дети: Тема урока – сказка.

Комментарий: на данном этапе урока парная работа и применение тестовой технологии помогли выделить главное и доказать правильность выбора, опираясь на полученные ранее знания.

III. Постановка целей и первичное восприятие текста.

Учитель: Узнать название сказки вам поможет ребус (Приложение 2).

Дети: Сказка «Снегурочка»

Учитель: Какие цели поставим перед собой?

Дети:

  • прочитать и понять смысл сказки;
  • определить вид сказки;
  • дать характеристику герою.

Учитель: Я ставлю перед собой цель помочь вам в достижении ваших целей, а также представить вам для обсуждения разные образы героини.

Комментарий: текст читают заранее подготовленные дети, чья задача- показать волшебные моменты в сказке, смену настроения и чувств героев.

Учитель: Поделитесь впечатлениями. Какие чувства вы испытали, слушая сказку? Обратитесь к словарю чувств (Приложение 3).

Дети: Испытали чувство радости за старика со старухой, когда у них появилась дочка. Грусти за Снегурочку, что не может она жить в нашем мире. Жалости, когда Снегурочка растаяла.

Физминутка для осанки

IV. Обогащение словарного запаса (словарная работа)

Учитель: Вам встретились слова, которые вызывают вопрос?

Дети: Приладили, неможется, свечерело, кликать.

Учитель: Какие слова вы можете объяснить?

Дети: Неможется, т.к. в тексте есть сноска этого слова.

Учитель: (фронтальная работа у доски)

  • Приладили – прикрепили
  • Свечерело – стемнело
  • Кликать – звать.

Это устаревшие слова, их мы можем услышать из уст старых жителей деревень.

Учитель: (работа в группах). Соотнесите устойчивое выражение и его обозначение (Приложение 4)

Комментарий: использование разных форм организации учебного процесса способствует повышению интереса к уроку и быстрому переключению с одного вида деятельности на другой.

V. Вторичное восприятие текста

Комментарий: текст читается по частям, используются разные приёмы: чтение детьми по абзацам, чтение по цепочке, хоровое чтение с учителем.

Учитель: Докажите, что это сказка?

Дети: Сказка, т.к. есть вымысел. Народная, т.к. принадлежит к устному народному творчеству. Волшебная, т.к. происходит волшебство.

VI. Анализ текста.

Учитель: Кто герои сказки?

Дети: Старик, старуха, подружки, Снегурочка

Учитель: Кто главный герой?

Дети: Снегурочка

Учитель: Как появилась Снегурочка на радость старику со старухой?

Дети: (выборочное чтение) «Скатали они снежный ком, руки, ноги приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик нос, нарисовал рот, глаза»

Учитель: В чём мы видим волшебство?

Дети: (выборочное чтение) « Глядь – а у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка»

Учитель: С чем сравнивается крупный град?

Дети: С жемчугом перекатным

Учитель: Почему?

Дети: Жемчуг похож на град и раньше считался самым дорогим камнем. Каждая девушка мечтала украсить себя им жемчугом.

Учитель: Дорог ли был град Снегурочке?

Дети: (выборочное чтение) « А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько. Словно сестра по родному брату…»

Учитель: Опишите Снегурочку словами текста

Дети: Беленькая, коса до пояса, красивая, румянца нет

Учитель: Почему она сравнивается со снегом?

Дети: Снегурочка - жительница снежного царства

Учитель: Закройте глаза и представьте Снегурочку. Какая она у вас получилась?

Дети: делятся разными образами Снегурочки

Учитель: Одинаковые ли у вас Снегурочки?

Дети: Нет, т.к. у всех разное воображение, представление, фантазия

Комментарий: вопросы по содержанию конкретны, предполагают тщательную работу по тексту. Дети перечитывают, подтверждают свои догадки текстом.

Учитель: Предлагаю посмотреть какие Снегурочки «Живут» в видеофильме «Ледяная девочка»

Комментарий: на этом этапе урока применена информационно-коммуникативная технология. Данная работа необходима для создания у детей разных образов героини для дальнейшего анализа сказки. Сопровождает начало просмотра ролика чтение стихотворения учеником:

Где Снегурочка живёт?
Там, где холод, снег и лёд,
Там, где кружится пурга,
Где высокие снега.
Ей построила зима
Ледяные терема.
Там Снегурочка живёт,
Новогодний праздник ждёт.

Учитель: Разных Снегурочек увидели?

Дети: Да

Физминутка для глаз

Учитель: Какими качествами обладала Снегурочка? Какой она была?

Дети: Смышлёная, добрая, трудолюбивая, весёлая, разговорчивая

Учитель: Как меняется настроение Снегурочки и почему?

Дети: С приходом весны она стала печальная и молчаливая

Комментарий: на доске появляется характеристика Снегурочки: описание внешнего вида и качеств характера.

Беленькая Смышлёная  
Коса до пояса Добрая  
Красивая Трудолюбивая  
Румянца нет Весёлая печальная
Разговорчивая   молчаливая

Учитель: Вы увидели разных Снегурочек, но все они обладали одинаковыми качествами. Кому присущи эти качества?

Дети: Людям

Учитель: Какой художественный приём применён?

Дети: Олицетворение

Учитель: В чём отличие Снегурочки от людей?

Дети: … 

Комментарий: перед детьми поставлена проблема, их предположения различны. Задача учителя подвести их к тому, что главное отличие Снегурочки от людей это то, что у неё нет сердца. Доказательство этого предположения дети сами найдут в тексте – «румянца нет».

Учитель: Несмотря на то, что у Снегурочки нет сердца, она наделена человеческими качествами и народ её очень ценил за доброту, любовь и ласку.

Учитель: Где ещё в сказке встречается волшебство?

Дети: Снегурочка растаяла и превратилась в белое облачко

Учитель: Как вы думаете, могла ли сказка закончиться по-другому?

Дети: (предположения детей)

Учитель: Наверное, эта сказка должна иметь такой конец. Ведь, обернувшись облаком, она каждый год приходит к нам в гости в виде дождя, града и снега. Учитель: Посмотрите на выставку книг. Я говорила о том, что одна и та же народная сказка в разных сборниках может иметь разные варианты текста. В. Даль и А. Толстой обработали народную сказку «Снегурочка» и у них она звучит по новому: появились новые герои, выражения, название сказки изменилось да и заканчивается сказка по-иному, а вот как она заканчивается, мы узнаем, когда вы прочитаете и расскажите нам об этом.

VII. Итог урока

  • Какие цели ставили перед собой?
  • Кто считает, что мы достигли поставленных целей?
  • Довольны ли вы уроком и своей работой?

VIII. Творческая работа

Комментарий: на данном этапе используется технология активизации творческой деятельности. На окне с обратной стороны приклеена иллюстрация Снегурочки.

Учитель: По–моему, кто-то постучал к нам в окно (открываются жалюзи).Да это же Снегурочка!!! Как неожиданно. Наступает весна и пришло время прощаться со снежной девочкой. Какими словами вы бы попрощались с ней?

Дети: До свидания! Возвращайся! И т.д.

Учитель: А я предлагаю такие выражения. (Приложение 5)

Комментарий: Дети записывают слова прощания на шаблонах снежинок. Учитель обращает внимание на правописание имён собственных и слов – обращений. После этого снежинки приклеиваются на скотч по обе стороны от иллюстрации Снегурочки. Эта «изюминка» украсит урок, оставит у детей радость, хорошее настроение и воспоминания об уроке.

Приложения 1-5, музыкальный видеофильм «Ледяная девочка» – Приложение 6.