Экологический абордаж

Разделы: Внеклассная работа


В число актуальных задач современной школы входит формирование личности с экологическим мировоззрением, которое позволяет жить в гармонии с природой. Убеждения человека формируются с детства и поэтому стратегическая линия школьного экологического образования – подготовка ученика к самостоятельной жизни и деятельности в окружающей среде, непреложные законы, которые нельзя нарушать.

Данная игра в занимательной форме активизирует знания учащихся 1-х классов по экологии родного края так, чтобы все разнообразие природы Ямала воспринималось детьми как единая система с общими законами происхождения, развития.

Во внеурочной деятельности учащихся в рамках группы продленного дня дети усваивают понятие о равновесии в природе, о нарушении его человеком и последствиях этого нарушения. О важности правильного экологически грамотного воздействия человека с природой.

Цели:

1. Углубить и расширить экологические знания детей.

2. Закрепить знания детей о животном и растительном мире Ямала.

3. Формировать понимание важности заботы о природе.

4. Развивать познавательную активность детей.

5. Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

1. Плакат “Охранять природу – охранять Родину”.

2. Карта Ямало-Ненецкого автономного округа.

3. Жетоны зеленого цвета.

4. Платки, пустые бутылки, бумага, пакеты и т.д.

5. Пазлы с изображением птиц.

6. Простой карандаш и зашифровка (приложение 1).

7. Мерные стаканчики, ложки, вода в стаканах.

8. Набор карточек с изображением деревьев.

9. Медали “Юный эколог Ямала” и медаль “Почетный эколог Ямала”.

Предварительная работа:

1. Знакомство с наукой экология.

2. Чтение стихов о природе Ямальских поэтов.

3. Знакомство с фольклором народов Севера.

4. Презентация фильмов о животном и растительном мире Ямала.

Здравствуйте участники! Здравствуйте гости! Сегодня наша программа посвящена экологическим проблемам нашего края. А что такое экологическая проблема и что такое экология? (Учащиеся пытаются ответить на эти вопросы, а ведущий помогает)

Экология- это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Ученые-экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека. Экологические проблемы возникают чаще всего из-за влияния человека на природу.

Сегодня мы рассмотрим наиболее важные из них. Чтобы выбрать участников игры, проведем отбор при помощи загадок. Десять человек, кто первыми дадут правильные ответы, станут участниками “Экологического абордажа”.

- Из луковой одежды мамы для детишек мягкая постелька постелена. (Гнездо)

- С неба летит – пляшет. Все, что есть в тундре – прячет. А в чум попадает – плачет (Снег)

- На конце холма чернеет уголёк. (Писец)

- Летом красным сукном одетая, на одной ножке стоит (Морошка)

- Десять черных бусинок на одной веточке висят. (Черника)

- Летом серая, зимой – белая (куропатка).

- Крылья есть – не летаю. Ноги есть – не хожу, в небо не смотрю, звезд не считаю, от людей убегаю (рыба).

- Лес не лес, туча не туча – то по тундре кочует, то на одном месте кружится (оленье стадо).

- Она, как снег, от солнца прячется. А мышки от нее (сова).

- Длинноухий модник: летом в сером кафтане бегает, а зимой - белую шубу надевает (заяц).

Вот участники и выбраны. Попрошу организовать две команды по 5 человек. Правила просты: после каждого конкурса победившая команда забирает в “плен” одного человека из проигравшей команды. Побеждает та команда, в которой остается больше игроков. Тот, кто правильно ответит на большее количество вопросов, получит специальный приз.

? Но что это? Нам пришли телеграммы! Срочные! Вот, пожалуйста: “Срочно. От Бабы-Яги. Пропадаю. Погибаю. Сломала последнюю костяную ногу о мусор, который туристы оставили”.

Вот вам и первая проблема – засорение окружающей среды.

Наши туристы ведут себя в лесу неправильно. Кто расскажет как надо вести себя в лесу? (Ответившие получают жетоны).

1. Эстафета “Кто быстрее уберет поляну”.

Первый участник с завязанными глазами ищет по подсказкам команды разбросанный предмет и поднимает его. Вернувшись к команде, завязывает глаза следующему игроку, который продолжает поиск. После окончания эстафеты игрок из проигравшей команды переходит в победившую.

• Еще одна телеграмма от вороны:

“Это что же делается, граждане? Родное гнездо душегубы разорили. Без крыши над головой на старости лет оставили. Я теперь не ворона получаюсь, а БОМЖ. Примите срочно меры, а то я до самой ООН дойду! Хулиганы вы этакие!”.

Так ворона и погибнуть может! Ребята, а вы птиц знаете, которых можно встретить в нашем краю? (Ответившие получают жетоны).

2. Эстафета “Собери пазлы”.

Необходимо быстро и аккуратно собрать картинку с изображением птицы. Проигравшая команда лишается игрока.

• Пришла телеграмма из тундры от песца:

“Срочно! Помогите! Люди везде оставили железки! Разлита кругом нефть! Моя шубка уже запачкана! Могу погибнуть!”.

Расскажите каких животных можно встретить в тундре?(Ответившие получаю жетоны).

3. Конкурс для команд.

Необходимо быстро расшифровать загадку и отгадать. Проигравшая команда лишается игрока.

• Телеграмма от осетра:

“Вода в Оби стала грязной, плавает мусор, люди в реке моют машины, сливают бензин. Мы уже пахнем мазутом. Не можем дышать, погибаем. Помогите!”.

У нас на Ямале много озер и рек. Самая большая река Обь. Много в ней водится разной рыбы. Назовите, каких рыб вы знаете? (Ответившие получают жетоны)

4. Эстафета “Запаси воду”.

Заключается в переносе ложкой воды из полной емкости, стоящей на расстоянии, в пустой стакан. Участники команд бегаю по очереди до тех пор, пока емкость не опустеет. Побеждает команда, в стакане которой уровень воды окажется выше. Игрок из проигравшей команды переходит в команду победителей.

• Телеграмма от куклы Акань:

“В тундре нет ягод. Не с чем делать пироги. Помогите! Голодаем!”.

Ребята, давайте вспомним, какие ягоды растут у нас на Ямале. (Ответившие получают жетоны).

5. Конкурс для команд “Что лишнее?”

На доске вывешены картинки с изображением деревьев. Нужно убрать деревья, которые не растут на Ямале. (остаются: карликовая береза, лиственниц, ель и т.д). Проигравшая команда лишается игрока.

А теперь вопрос для самого внимательного: “Сколько экологических проблем мы с вами рассмотрели?” Назвавший цифру 5 и перечисливший проблемы, получает жетон.

Все эти проблемы возникают под влиянием человека. Наша задача – сохранить наш Ямал, ведь нам здесь жить!

Подводятся итоги командной игры. Победившей команде вручаются медали “Юный эколог Ямала”. Получившему больше всех жетонов вручается медаль “Почетный эколог Ямала”.