Топливно-энергетический комплекс России. Электроэнергетика. 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Цель и задачи урока: Знакомство учащихся с новыми терминами и понятиями, развитие и углубление знаний о ТЭК; знакомство с электроэнергетикой, ее ролью и значением, местом среди других отраслей экономики России; формирование представлений учащихся об основных типах электростанций, их характерных чертах и особенностях, достоинствах и недостатках, размещении электростанций различного типа по территории страны; знакомство учащихся с проблемами электроэнергетики и перспективами ее развития; совершенствование умения учащихся работать с различными источниками географической информации.

Учебно-наглядный комплекс: Карты России – физическая и экономическая, контурная карта России – настенная, таблицы, схемы, иллюстрации с изображением электростанций различного типа; учебники, атласы, контурные карты.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Географическая разминка.

1. Что означают данные цифры?

  • А) 1991 (Распад СССР, образование СНГ)
  • В) 17,1 (S России)
  • Г) 141,9 (численность населения)
  • Д) 83 (субъекты Федерации)
  • Е) 3 (омывают 3 океана)

2. Дать определение следующим понятиям:

  • А) город
  • Б) миграция
  • В) геополитическое положение
  • Г) трудовые ресурсы
  • Д) ТЭК

IV. Проверка домашнего задания:

Фронтальный письменный опрос учащихся по теме: «Топливная промышленность России».

Задание

«Верны ли следующие утверждения»:

  1. В состав ТЭК входит топливная промышленность и электроэнергетика. (да)
  2. Транспортировка тепла и энергии не входит в состав ТЭК. (нет)
  3. «Энергия» в переводе с энергетического означает – «деятельность, производительность». (да)
  4. ТЭК России базируется на собственных энергетических ресурсах. (да)
  5. Россия занимает II место в мире по запасам и добыче нефти. (да)
  6. Добыча газа в России увеличивается, так как газ - самый дешевый вид топлива. (да)
  7. По запасам газа Россия занимает II место в мире (нет, I)
  8. Самые крупные месторождения газа в России находятся на Тюменском Севере (Уренгойское и Ямбурское). (да)
  9. Открытый способ добычи угля более экологически чистый, чем шахтный. (нет)

V. Выборочная проверка работ учащихся. Озвучивание правильных ответов.

VI. Изучение нового материала.

1. Вводная беседа о месте электроэнергетики среди других отраслей экономики, ее роли и значение в хозяйстве России.

- Перечислите известные вам межотраслевые комплексы России. (машиностроение, металлургия, химическая промышленность). (Рис. стр.7)

- Какой фактор играет важную роль в развитии данных межотраслевых комплексах, наряду с сырьевым? (Наличие энергии)

- Верно, для успешного развития экономики любой страны, в том числе и России, электроэнергетика должна опережать рост других отраслей экономики.

- Электроэнергетика – отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передает ее на расстояние по линиям электропередач (ЛЭП).

- Электроэнергетика – авангардная отрасль промышленности, так как без энергии невозможна работа ни одного предприятия.

2. Знакомство учащихся с типами электростанций. Рассказ учителя с использованием иллюстраций.

- В наши дни в России произошло снижение производства электроэнергии. (Работа по приложению 1).

- Тем не менее, Россия занимает 2-е место в мире по производству электроэнергии.

- Электроэнергия производится на электростанциях разного типа, но ведущими являются тепловые, гидравлические и атомные.

- Сданными типами электростанций: ТЭС, ГЭС, АЭС, мы сегодня и познакомимся.

- У нас работают три групы экспертов: работники ТЭС, гидроэнергетики и атомщики. Задача группы: определить, что представляет собой каждый тип, каковы его особенности, достоинства и недостатки. Результаты своих исследований необходимо поместить в сводную таблицу и представить другим группам.

- В своей работе вы можете использовать учебники (п.3 стр. 18-23), атласы и дополнительную литературу. (Работа по приложению 2).

3. Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы.

Тип электростанции Характерные особенности Недостатки Примеры крупнейших электростанций
ТЭС Ведущие. Вырабатывают 66% электроэнергии России. Используют разное топливо. Вырабатывают дешевую энергию. Ориентируются на сырье и потребителя. Чрезмерно загрязняют атмосферу Сургутская
Костромская
Рефтинская
ГЭС Вырабатывают 17% электроэнергии России. Строят на реках с большим падением и расходом воды, Используют возобновимый вид ресурсов. Экономически выгодны, т.к. вырабатывают самую дешевую энергию. Строительство крупных ГЭС дорого. Создание ГЭС на равнинах приводит к затоплению площадей, замедлению стока, загрязнению водохранилищ. Красноярская
Саянская
Братская
Усть- Илимская
АЭС Строят в районах с недостатком энергии, особенно в европейской части России, наиболее экологически чистые. Необходимо уделять особое внимание эксплуатации АЭС: обеспечению радиационной безопасности и хранению радиоактивных отходов. Курская
Смоленская
Кольская
Тверская
Нововоронежская
Балаковская
Белоярская

4. Сообщения групп с использованием карты и атласов.

5. Нанесение крупнейших электростанций на контурные карты у доски и на местах.

6. Рассказ учителя о единой энергосистеме России, ее значении, преимуществах.

- В России и других государствах СНГ созданы энергосистемы – группы электростанций разного типа, объединенные высоковольтными линиями электропередач (ЛЭП) и управляемых из одного центра. Энергосистемы объединяются в Единую энергетическую систему (ЕЭС). Это дает возможность перераспределять энергию, перебрасывать ее из одних районов в другие – энергодефицитные.

- Существует несколько крупных энергосистем: Центральная, Уральская, Сибирская и др.

7. Беседа о перспективах развития ТЭК и электроэнергетики в частности.

- Как вы думаете, что ожидает ТЭК в частности электроэнергетику в будущем: снижение производства энергии или ее увеличение? (увеличение).

- С чем это связано? (с увеличением потребления энергии на душу населения, в промышленности).

- Каковы пути развития ТЭК России?

  1. увеличение добычи и использования газа.
  2. внедрение энергосберегающих технологий.
  3. использование нетрадиционных источников энергии (солнечные, ветровые электростанции, энергия термальных вод, приливные электростанции, ядерная энергия).

VII. Закрепление изученного материала.

Выбери правильный ответ.

1. Больше всего электроэнергии в России вырабатывается на:

а) ГЭС
б) АЭС
в) ТЭС

2. Самой мощной ТЭС является:

а) Рефтинская
б) Костромская
в) Сургутская
г) Конаковская

3. Крупнейшей ГЭС является:

а) Саянская
б) Красноярская
в) Братская
г) Усть-Илимская

VIII. Итог урока.

IX. Домашнее задание.

Параграф 3, вопросы 2,3 стр.23. Доклады на тему: «Экологические проблемы, связанные с развитием электроэнергетики».

Литература:

  1. Учебник «География России. Хозяйство и географические районы». В. П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова.- М.: Дрофа, 2009.
  2. Е.А. Жижина. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс.- М.: «ВАКО», 2005.
  3. Поурочное планирование «География населения и хозяйства России. 9 класс» Г. Н. Элькин - С – Петербург «Паритет», 2005 г.
  4. В.Г. Глушкова и др. Экономическая и социальная география России и новых независимых государств. Москва, 2001г.
  5. Журнал «География в школе» № 3-2003 г., с.16 «Геополитические следствия развития энергетики».