Конспект урока "Топология компьютерной сети"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Дидактическая цель: разобрать основные виды топологий компьютерной сети.

Задачи обучения: научить различать виды топологий компьютерных сетей.

Знать: виды топологий

Уметь: различать виды топологий сетей, выделять их достоинства и недостатки.

Задачи воспитания: повышать познавательную активность учащихся (игровой момент в объяснении материала)

Задачи развития: развитие познавательных интересов, внимательности, логического мышления.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно-иллюстративный.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Средства: компьютер, экран, проектор, презентация по теме (см. файл “Презентация.ppt”), компьютерный тест (см. файл “Приложение.exe”), ленты.

План урока (в минутах):

  1. Орг.момент – 2
  2. Подготовка к активной деятельности - 2
  3. Проверочная работа – 10
  4. Объяснение нового материала – 25
  5. Запись домашнего задания - 1
  6. Подведение итогов - 5

Ход урока

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Я вижу, вы готовы к уроку – садитесь. Кто сегодня отсутствует?

2. Подготовка к активной деятельности.

И начнем мы наш урок с проверочной работы на знание определений и понятий, которые мы разобрали на прошлом уроке. Давайте вместе вспомним, что мы с вами разбирали на прошлом уроке, какие понятия узнали. (компьютерная сеть, локальная сеть, городская сеть, глобальная сеть)

Но, прежде, чем вы начнете выполнять тест, откройте тетради на домашнем задании и положите их на край стола. (жду, пока все откроют тетради)

3. Проверочная работа.

Включаем мониторы, загружаем свой профиль. На рабочем столе находится файл Приложение.exe. Откройте его, пожалуйста.

Вам предлагается ввести свое имя. Во второй графе вбиваем класс.

В этом тесте 6 вопросов. Начинаем работать. У вас 7 минут. (ребята работают, прохожу и просматриваю домашнее задание)

Заканчиваем работу, выходим из профиля и выключаем мониторы. Компьютеры нам сегодня больше не понадобятся.

4. Объяснение нового материала.

На прошлом уроке мы разобрали классификацию сетей по территориальному признаку. Сегодня мы узнаем, каким образом можно соединить компьютеры внутри сети.

Открываем тетради. Записываем число и тему сегодняшнего урока. Тема: топология компьютерной сети. (Слайд 1)

И начнем с определения топологии.

Топология – (от греч. - место) физическое расположение компьютеров сети относительно друг друга и способ соединения их каналами связи.

Запишем. (Слайд 2)

Принято выделять 4 вида топологии. Каждый из них мы сейчас и рассмотрим. (Слайд 3)

Первый вид: Топология типа ши?на, все рабочие станции подсоединены к общему кабелю (называемый шина или магистраль)

Отправляемое рабочей станцией сообщение распространяется на все компьютеры сети. Каждая машина проверяет — кому адресовано сообщение и если ей, то обрабатывает его.

А теперь давайте построим эту сеть и постараемся выделить ее достоинства и недостатки. А строить мы ее будем вот каким образом:

В руках у меня вы видите ленточки. Это будут наши каналы связи. А компьютерами (т.е. узлами) сети будете вы. Вы будете выходить по 5 человек (крайние, по часовой стрелке) в центр класса. И ваша задача будет построить сеть, соединив друг друга ленточками. Вот эту папку (показываю папку с файлами) мы будем передавать по нашим образовавшимся каналам связи. А все остальные внимательно смотрят и отмечают ошибки, если таковые возникнут. После обсудим и запишем.

И так, первая пятерка выходит ко мне и строит топологию “шина” (образец на слайде).

{ребята выстраиваются} Передаем информацию (даю одному из них папку, и он передает ее дальше).

Отлично.

А если мы добавим еще несколько рабочих станций? (прошу еще 2-3 ребят присоединиться). Сможем ли мы так же быстро доставить пакет до адресата? – нет, не сможем. Значит, производительность нашей сети упадет.

А что у нас получится, если, скажем, одна из рабочих станций (ученик) выйдет из строя? (забираю одну ленточку) – ему нельзя будет передать файл, но отправить его дальше – можно. Верно.

А если у нас оборвется главный канал связи? (развязываю главную ленточку) – нарушится вся сеть. Правильно.

Спасибо, ребята. Садитесь.

Надеюсь, вы все внимательно смотрели и слушали. Поэтому давайте теперь запишем достоинства и недостатки этой сети.

Достоинства:

  • Небольшое время установки сети;
  • Дешевизна (требуется меньше кабеля и сетевых устройств);
  • Простота настройки;
  • Выход из строя рабочей станции не отражается на работе сети;

Недостатки:

  • Любые неполадки канала связи уничтожают работу всей сети;
  • Сложность поиска неисправностей;
  • С добавлением новых рабочих станций падает производительность сети.

Второй вид: Топология типа кольцо, рабочие станции подключены последовательно друг к другу, образуя замкнутую сеть. (Слайд 4)

Компьютер в сети получает данные от стоящего предыдущим в списке адресатов и перенаправляет их далее, если они адресованы не ему.

Вторая пятерка выходит ко мне и строит топологию “кольцо”.

{ребята выстраиваются} Передаем информацию (даю одному из них папку, и он передает ее дальше).

Отлично.

Что у нас получится, если, скажем, одна из рабочих станций (ученик) выйдет из строя? (забираю одну ленточку) – ему нельзя будет передать файл. Верно.

А дальше по всей сети мы сможем отправлять? – сможем, но нам придется двигаться в другую сторону или переставить соединения. Правильно.

Спасибо, ребята. Садитесь.

Надеюсь, вы все внимательно смотрели и слушали. Поэтому давайте теперь запишем достоинства и недостатки этой сети.

Достоинства:

  • Простота установки;
  • Возможность устойчивой работы без существенного падения скорости передачи данных при интенсивной загрузке сети;

Недостатки:

  • Выход из строя одной рабочей станции, и другие неполадки (обрыв кабеля), отражаются на работоспособности всей сети;
  • Сложность поиска неисправностей;

Третий вид: Топология типа звезда, все компьютеры сети присоединены к центральному узлу. (Слайд 5)

Рабочая станция, которой нужно послать данные, отсылает их на концентратор, а тот определяет адресата и отдаёт ему информацию.

Третья пятерка выходит ко мне и строит топологию “звезда”.

{ребята выстраиваются} Передаем информацию (даю одному из них папку, и он передает ее дальше).

Отлично.

Что у нас получится, если, скажем, одна из рабочих станций (ученик) выйдет из строя? (забираю одну ленточку) – ему нельзя будет передать файл. Верно.

А дальше по всей сети мы сможем отправлять? – сможем. Правильно.

А если из строя выйдет концентратор (центральный компьютер)? – вся сеть нарушится.

Как вы думаете, сколько максимально можно подключить рабочих станций? – столько, сколько можно подключить к концентратору. Т.е. количество ограничено.

Спасибо, ребята. Садитесь.

Надеюсь, вы все внимательно смотрели и слушали. Поэтому давайте теперь запишем достоинства и недостатки этой сети.

Достоинства:

  • выход из строя одной рабочей станции не отражается на работе всей сети в целом;
  • хорошая масштабируемость сети;
  • лёгкий поиск неисправностей и обрывов в сети;
  • высокая производительность сети;

Недостатки:

  • выход из строя центрального концентратора обернётся неработоспособностью всей сети;
  • требуется больше кабеля, чем для большинства других топологий;
  • конечное число рабочих станций в сети ограничено количеством портов в центральном концентраторе.

Три вида топологии мы с вами разобрали. Есть еще один.

Четвертый вид: смешанная топология, объединение нескольких топологий. (Слайд 6)

Строится она, соответственно из нескольких топологий. Давайте попробуем построить топологию, как на картинке. Эта топология называется снежинка. Какие здесь используются виды? – кольцо и звезда.

{строим}

Достоинства и недостатки: зависят от составляющих ее видов топологий.

5. Запись домашнего задания.

Открываем дневники, записываем домашнее задание: выучить определения.

6. Подведение итогов.

Давайте подведем итог сегодняшнего урока.

  • Какие виды топологий мы сегодня разобрали?
  • Каким образом строится смешанная топология?
  • Достоинства/недостатки каждой из топологий?
  • Есть ли у вас вопросы по сегодняшнему уроку?

Если есть – отвечаю.

Если нет – выставление отметок. Спасибо, урок окончен.