Урок развития речи по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Речевые умения и навыки, владение монографической речью, аргументированное, грамотное изложение своей точки зрения – основные части, которые определяют грамотность ученика, обеспечивают успешность его учебной деятельности (обучения).

Урок развития речи по картине А.К. Саврасова “Грачи прилетели” разработан мною на основе комплексного подхода, так как привлечены материалы по географии, истории, живописи, музыке.

Основная задача учителя на данном уроке – показать в невзрачной, на первый взгляд, картине веру художника в возрождение России.

Такие понятия, как ландшафтный пейзаж, живопись, эскизы, этюды помогают учащимся “читать картину”, обращать внимание на средства живописи, подобно тому, как благодаря художественным деталям и тропам читается произведение, объясняется позиция автора.

В процессе работы по картине необходимо сосредоточить внимание учащихся на детализации отдельных составляющих, посредством которых раскрывается смысл произведения живописи.

Чтобы видеть картину целостно, рассматриваем отдельные её элементы на слайдах. При описании используются языковые средства, от слова – к словосочетанию, от словосочетания – к предложению. “Земля, уставшая от тяжести снега, березы, тянущиеся к небу, избушки, покосившиеся от времени…” Этот языковой материал может быть использован для работы как на уроках по теме “Причастный оборот”, так и по темам: “Обособленные распространенные определения”, “Знаки препинания в предложениях с обособленными распространенными определениями”, а также на уроках по сложноподчиненным предложениям с придаточными определительными в 9-х классах.

Искривленная и сломанная у основания ствола береза тянется к небу, на её ветках гнезда грачей как символ жизни. Вступающая в свои права весна и куст цветущей вербы у покосившегося забора – вестники Вербного воскресения и кануна Пасхи. Эти детали картины дают возможность объединить предыдущий языковой материал на уровне составленных предложений в текст.

Для усиления эмоционального восприятия картины на одном или нескольких слайдах может применяться анимация, а также звуковое сопровождение, например: крик грачей и колокольный звон. Это помогает заострить внимание на главных деталях картины: грачи, колокольня на фоне неба. Музыка П.И.Чайковского “Времена года” помогает узнавать звуки весны для собственного восприятия этого времени года.

Картина А.К.Саврасова “Грачи прилетели” - символ веры художника в возрождение России. При помощи средств живописи художник передает своё видение России. Серые избы, земля под снегом с проталинами, березы, старя церквушка, колокольня - элементы пейзажа России 19 века. Своё видение будущего России в данной картине художник связывает с христианской верой. Колокольня, прилетели грачи, цветет верба – значит весна и светлое Христово Воскресенье. Крик (аудио) грачей на гнездах, как крик ребенка, символизирует рождение новой жизни. Звон колоколов (аудио) соединяет земное и высшее начала. Земля и небо, деревья и грачи, церковь и колокольня – все живое, особенно грачи.

Разработка урока по картине А.К.Саврасова “Грачи прилетели” может быть использована на уроках литературы, мировой художественной культуры, уроках окружающего мира. Материалы урока можно рассмотреть и в рамках рекомендуемого проекта “Реформа школы” по предмету Россия в мире, а также при подготовке к единому государственному экзамену по тематическому блоку “Искусство” в сочинении-рассуждении в качестве аргументов к проблемам: влияние и воздействие искусства, понимание искусства, познание и воспроизведение мира средствами искусства.