Классный час "Наши права"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель: Познакомить учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребёнка.

Оборудование: Конвенция о правах ребёнка (извлечения), проектор, мультимедипрезентация, буклеты о правах ребёнка в современном мире, иллюстрации из сказок, кроссворд.

Ход классного часа

Учитель:

Прозвенел звонок весёлый,
Вновь сентябрь позвал нас в школу
На самый первый классный час,
Очень рада видеть вас!
Обещайте, не скучать,
Что-то новое узнать.
О чём пойдет наш разговор,
Ответит маленький кроссворд:

  1. Механизм управления обществом в каждой стране.
  2. Главная эмблема государства.
  3. Основной закон страны, который определяет устройство нашего государства.
  4. Название нашей страны.
  5. Главный город государства.
  6. Высший исполнительный орган государственной власти в стране.
  7. Общепринятое правило, то, что признаётся обязательным.

Молодцы, вы быстро справились с этим заданием. Сегодня мы поговорим о детях, о детстве. Скажите, а какое оно – ваше детство?

(Ответы детей)

Вы смогли очень точно описать детство. По тем словам, которые вы подобрали, понятно, что современные дети счастливы. Но, к сожалению, так было не всегда. Послушайте отрывок из рассказа Антона Павловича Чехова “Ванька”. Действие происходит в России начала 20 века.

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать.

“А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…”

Ребята, давайте подумаем, почему Ваня так несчастлив в своём детстве. (Ответы детей)

Как назвать одним словом те возможности, которыми должен обладать каждый. (Ответы детей)

К сожалению, не только герой рассказа Чехова сталкивается с нарушениями своих прав.

  • “ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению”.
  • “около 100 млн. детей существует за счет изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями”.
  • “120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу”

Для того, чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях. В США в г. Нью-Йорке находится штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Это международная организация, которая стремится избавить будущие поколения от войны. В эту организацию входит более 180 государств. В 1989 г. ООН был разработан и принят документ, в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Об этом документе нам расскажет инспектор по делам несовершеннолетних.

Инспектор:

- Здравствуйте, ребята.

“Конвенция о правах ребенка” - это документ, в котором определены права и обязанности детей. В силу Конвенция вступила 20 сентября 1990 года. Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей. Мы сегодня поговорим об основных положениях. В Концепции прописано, что ребенок – это любой человек до исполнения ему 18 лет.

- Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, гражданство.

- А вы имеете имя и фамилию? Значит, вы пользуетесь этим правом.

СТАТЬЯ 2. У всех детей равные права, независимо от пола, национальности, религиозных и политических убеждений.

(Инспектор знакомит учащихся с основными статьями “Конвенции”)

Учитель:

Посмотрите, как много прав даётся ребёнку. Скажите, благодаря соблюдению какого права мы сегодня с вами встретились в школе? (Право на образование)

Давайте расскажем стих о школе и выполним несколько движений

Физминутка:

В школу я пришёл не зря,
Всё здесь важно для меня!
Книгу знаний я читаю,
Много нового узнаю!
Здесь со мной мои друзья –
Желаю всем успехов я!

Нам с вами повезло – мы живём в современном обществе, в котором ребёнок является полноценным гражданином. А вот в сказках всё совсем не так. Давайте проанализируем несколько сказок и отметим, какое из прав нарушено.

Викторина.

  1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
  2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться на то, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
  3. Какая героиня воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?
  4. В какой сказке нарушено право героини на отдых и досуг?
  5. В какой сказке обижают, неволят, применяют физическое наказание?
  6. В какой сказке похищают ребёнка?

(Ответы на вопросы викторины команды дают с помощью иллюстраций из сказок, которые лежат у них на столах).

Учитель:

Вы молодцы! Вспомнив сказки, мы увидели, что нарушение прав человека приводит к ухудшению жизни. И ребёнок от этого становится несчастлив. Вы со мной согласны?

В начале урока, когда вы описывали своё детство, мы поняли, что каждый из вас счастлив в своём детстве. А это значит, вы не сталкиваетесь с нарушением прав ребёнка. И это хорошо! Многие писатели и поэты описали в своих произведениях счастливую пору детства. Давайте послушаем отрывки из произведений и определим, о каком праве говорится в каждом из них.

Учащиеся читают стихи, все определяют право и прикрепляют лучи с подходящим правом.

Мы не просто так играем
В трактористов и врачей.
Мы не просто так взлетаем
Над родной страной своей.
Мы не просто так мечтаем
На земле растить сады.
Потому что твёрдо знаем –
Наши сбудутся мечты!
(Право на игры и отдых)

Листья жёлтые летят,
День стоит весёлый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.
Отцвели сады у нас,
Улетают птицы,
Много бывших дошколят
Пришли сюда учиться.
(Право на образование)

Запели капели, вернулись грачи.
Берём мы гантели, ракетки, мячи.
На старты зовут ребят стадионы.
Все мы - спортсмены! Все - чемпионы!
(Право на занятие спортом)

Приезжайте, доктор,
В Африку скорей,
И спасите, доктор,
Наших малышей!
(Право на охрану здоровья)

Бедные, бедные звери! Воют, рыдают, ревут!
В каждой берлоге и в каждой пещере злого обжору клянут.
Да и какая же мать согласится отдать своего дорогого ребёнка –
Медвежонка, слонёнка, волчонка, -
Чтобы несытое чучело Бедную крошку замучило!
(Право на жизнь. Право на работу родителей.)

Талантливые дети надежды подают:
Участвуют в концертах – танцуют и поют.
А детские рисунки на тему “Мир и труд”
Печатают в журналах, на выставки берут.
(Право на занятия искусством. Право на участие в культурной жизни).

У меня растут года,
Будет восемнадцать.
Кем работать мне тогда,
Чем заниматься?
(Ребёнком считается каждый юный житель планеты до 18 лет)

Ребята, давайте сделаем выводы нашего сегодняшнего разговора.

(Счастлив тот ребёнок, чьи права не нарушаются; Все права ребенка указаны в Конвенции о правах ребёнка)

Соблюдение прав каждого человека строго контролируется на разных уровнях. И в нашей школе есть служба примирения, которая призвана следить за тем, чтобы не были нарушены права учащихся, чтобы все конфликтные ситуации решались цивилизованно, мирным путём с учётом статей конвенции о правах ребёнка.

Слово предоставляется представителю службы примирения.

Инспектор:

Ребята, сегодня вы показали себя сознательными гражданами нашего государства. Мне очень понравилась ваша активность. В память о нашей встрече я хочу подарить вам буклеты о правах ребёнка в современном мире.

До встречи!