Прошлое и настоящее нашей малой родины

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока:

  • формирование представления о посёлке Белозёрном, как о составной части Краснодарского края;
  • расширение знаний учащихся об истории своего посёлка, о его современной жизни, формирование гражданской позиции, патриотизма;
  • воспитание любви к малой родине, гражданственности.

Оборудование: презентация, медиапроектор и ПК архивные материалы из музея МОУ СОШ № 77 и ВНИИ риса.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Слайд 1, 2.

У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по-особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски чисто тянется душа:
(Вадим Неподоба)

Учитель: Любимый уголок земли, о котором написал поэт, называют малой родиной.

Наша малая родина - Кубань, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и поэты: Все они стремятся сделать нашу Кубань ещё лучше, богаче, красивее.

Слайд 3. - Сегодня на уроке мы, ребята, более подробно изучим историю нашей малой родины - посёлка Белозёрного, его современную жизнь, познакомимся с его замечательными людьми. А пройдет наш урок в необычной форме - в форме устного журнала.

III. Основная часть.

Слайд 4. - Открываем первую страницу нашего журнала. Она называется "Историческая страница".

(На доске вывешивается лента времени без дат.)

- Ребята, что это? (Лента времени). Что означает средняя отметка на ленте времени? ( Рождение Иисуса Христа) На ленте времени прикрепляется карточка с названием "Рождение Иисуса Христа".

(По мере работы на уроке, учитель даёт детям карточки со знаменательными датами, а дети прикрепляют их на ленту времени.)

Слайд 5. - Историю нашего посёлка нужно начать с самых истоков. Оказывается, на этом месте в первом тысячелетии до нашей эры здесь жили меоты и сарматы. Об этом стало известно совсем недавно. Произошло это в2001 году на берегу Кубани. Однажды, гуляя вдоль берега реки, учащиеся нашей школы с учителем истории Трофименко Галиной Николаевной наткнулись на странные глиняные черепки. Недавно в реке воды было много, и она подмывала высокий правый берег.

Слайд 6. - Вода спала, а вымытые ей сокровища остались на песке: глиняный кувшин, чашки, блюда, множество достаточно крупных обломков. Галина Николаевна связалась с Краеведческим музеем, провели экспертизу находок - и стало ясно, что все эти предметы из меото-сарматского городища №2 - древнего поселения на правом берегу Кубани. История меото-сарматского городища№2 в посёлке Белозёрном недостаточно изучена по сравнению с другими древними памятниками истории. Но мы можем представить, как выглядело это поселение много лет назад, зная обычаи и традиции тех народов, которые здесь проживали много лет назад. Слайд 7. (На ленту времени вывешивается дата "Меото-сарматское городище №2.)

Слайд 8. - В 1930 году распоряжением начальника Плавстроя и директора Северо-Кавказского рисотреста Д.П. Жлобы на землях между станицами Елизаветинской и Марьянской было организовано хозяйство по выращиванию, приему и хранению овощной продукции для нужд строителей рисовых систем. По этому распоряжению было осуществлено строительство овощехранилища, пристани и жилья для рабочих. Ввиду того, что поселок принадлежал строителям рисовых систем, назвали его ВОДНЫМ.

(На ленту времени вывешивается дата "1930 год посёлок Водный")

Слайд 9. - Улицы выглядели мрачно и неуютно.

Слайд 10. - Вдоль улиц стояли хаты - мазанки, низкие, с маленькими окошками, крытые соломой. Полы были глинобитные, то есть помазанные глиной и посыпанные соломой или душистой травой. Внутренняя обстановка выглядела убогой: грубо отёсанные столы, лавка, печь, сундук.

Слайд 11. - В 1938 году решением крайисполкома все земли и инфраструктура поселка были переданы Краснодарскому ипподрому для разведения ценных пород лошадей. И с этого времени он стал называться ИППОДРОМНЫЙ.

(На ленту времени вывешивается дата "1938 год посёлок Ипподромный")

Конное хозяйство участвовало в скачках до 1972 года и занимало призовые места.

Слайд 12. - 1969 год распоряжением крайисполкома сюда был переведен ВНИИ риса. Он располагался в доме №12. На 1 и 2 этажах находилась административная часть, а на остальных проживали работники института. Среди работников института был объявлен конкурс на предмет наименования поселка, и его назвали БЕЛОЗЕРНЫЙ.

(На ленту времени вывешивается дата "1969 год посёлок Белозёрный")

- Как вы думаете, почему наш посёлок назвали именно так?

Ответы детей:

- Здесь выращивается белое зерно - рис.

Слайд 13.- Нелегок труд земледельца, и не случайно хлеборобов часто сравнивают с бойцами, с богатырями, называют героями. Они действительно герои наших дней. Трактористы, комбайнеры, полеводы, те, кто Россию кормит.

Весь год трудятся земледельцы, заботясь о будущем урожае. Подготовка семян, пахота, сев, прополка, все важно. А когда наступает горячая пора жатвы, днем и ночью гудят в поле комбайны. Мчатся по дорогам края машины, груженные тяжелым белым зерном, а сводки с полей напоминают боевые донесения. Нельзя упустить ни дня, ни часа!

Слайд 14.- Следующая страница расскажет нам о любимых местах в посёлке Белозёрном.

Фонограмма песни "Чистые пруды".

Учитель. У каждого человека в его родном городе и селе есть самое любимое место, заповедный уголок, к которому всегда стремится душа. У одних - это высокий берег реки за посёлком, у других - тенистая аллея, у третьих - сквер в центре посёлка:

- Дома вы рисовали любимые уголки нашего посёлка. Давайте посмотрим, какие места вы запечатлели. Сейчас ребята расскажут о любимых уголках нашего посёлка.

(Выступление детей с информацией о том, где они больше всего любят проводить своё свободное время. Свои рисунки они прикрепляют на доску под названием "Любимые места в п.Белозёрном")

- А сейчас мы совершим виртуальную экскурсию по Белозёрному. На этих фотографиях вы увидите знакомые места. Слайды 15 -21.

- Следующая страница: "Певцы земли Белозёрской". Слайд 22.

- Каждый из нас не раз признавался в любви к своему посёлку, дарил ему добрые и светлые слова. 19 сентября проходил праздник - День посёлка некоторые из вас приняли активное участие в этом празднике - рисовали рисунки, писали стихи, сочинения, но только одно стихотворение было удостоено вниманием строгого жюри. Это стихотворение Мазур Марии. Её торжественно наградили на празднике - День посёлка. Слайд 23

(Маша читает наизусть своё стихотворение,

Мой посёлок.

Я посёлок свой люблю,
Этот стих ему дарю!
Красотища тут такая!
Будет всё расти, цвести,
Даже глаз не отвести!
Наша школа - просто класс!
Очень любим мы всех вас!
Ведь нам нравится учиться,
Веселиться и резвиться!
По аллее все мы ходим,
Красоту везде наводим.
Мой посёлок дорогой -
И любимый, и родной!

- Даже те, кто приезжает погостить к нам или переезжают сюда жить, не могут остаться равнодушными к этому живописному уголку. Воронов Иван приехал жить в посёлок совсем недавно, но уже успел его полюбить.

(Иван зачитывает своё сочинение и прикрепляет его на доску).

Посёлок Белозёрный.

Я недавно приехал в посёлок Белозёрный. Мне здесь очень нравится. У меня появились новые друзья.

Сам по себе посёлок небольшой. Но в посёлке много зелени, детских игровых площадок. Есть парк, где дети с родителями могут погулять после рабочего дня. В посёлке очень чисто. Рядом с парком есть памятник солдатам. В школе есть спортивные площадки: футбольная, баскетбольная, волейбольная. Многого я ещё не знаю о посёлке, но хотел бы узнать.

Я очень рад, что моя семья переехала в посёлок Белозёрный!

Иван Воронов, 4 Б класс

- За нашим праздником шёл День города. Ребята снова не остались в стороне. Ефименко Арина написала стихотворение в подарок для города Краснодара. Слайды 27-34.

(Арина зачитывает своё стихотворение наизусть и прикрепляет его на доску.)

Мой Краснодар.

Город ты любимый мой
С тобой мы связаны судьбой.
И сколько лет бы не прошло,
Ты будешь жить.
Уже давно стоишь ты
Ровно, смирно, мило,
Живут в тебе все люди мирно.
Давно уже была война,
Но к счастью нет её. Ура!
Тогда, мой город, мой любимый,
Был весь разрушен, и ранимый.
Но жили казаки тогда
Я им спасибо говорю,
Всегда я их благодарю!
За то, что сил не пожалели
Всю, всю войну преодолели
И ради Родины своей,
Пошли на жертву.
Всё скорей, часы, года и все недели
Как будто ветер пролетели.
На Краснодар посмотришь ты,
Все образуются мечты.
Хотел бы ты видеть город свой,
Теперь он будет твой.
Но главное сказать хочу,
Что Краснодар я свой люблю
И этот стих ему дарю!
Хвалю за то я Краснодар,
Что подарил он мне свой дар!

IV. Итог урока.

Закрывая последнюю страницу нашего журнала, мы можем сказать: "Богат Белозёрный своей историей". Вы, ребята, являетесь наследниками нашего посёлка: его истории, его культуры, всех тех богатств бесценных, которые созданы руками старших поколений. Вам, наследникам, бережно сохранять щедрые нивы и луга. Вам преумножать его замечательные традиции, трудиться на его полях, сочинять стихи и песни о нём.

Список используемой литературы.

  1. Материалы из школьного архива.
  2. Материалы из архива Всероссийского научно-исследовательского института риса.
  3. Мирук М.В., Науменко Т.А. Введение в историю Кубани. - Краснодар: ОИПЦ "Перспективы образования", 2000.
  4. Филимонова В. Г., Гузанова В.Г. Нива Кубани. - М.: Планета, 1982.