Обобщение и систематизация знаний учащихся "Простое предложение"

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок-кафе.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Простое предложение».

Задачи урока:

  1. Посредством игры повторить и закрепить полученные знания
  2. Развивать и корректировать психические процессы школьников: зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, познавательные процессы детей, формировать устную и письменную речь учащихся, развивать навыки самостоятельной работы
  3. Воспитывать положительное отношение к учёбе, усидчивость, активность, интерес к предмету

Оборудование: интерактивная доска, меню из расчёта: по 4 карточки на каждого ученика(раскладываются заранее), карточки со словами пословицы, схемы разбора главных и второстепенных членов предложений, чемпионские медали.

Ход урока

Организационный момент. Психологическая разминка.

Учитель: Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

Руки? (на месте – произносится хором)

Ноги? (на месте)

Локти? (у края)

Спинка (прямая)

Минутка чистописания. Работа в тетрадях.

ал ил ел ом мл ям мя ря ся ля

Учитель: Составить из разбросанных карточек пословицу

(Записывается в тетрадь. Даётся объяснение)

Основная часть урока. Вступление.

Учитель: Дорогие ребята! Мы изучили тему: «Простое предложение». Наша сегодняшняя задача – повторить и закрепить всё, что мы узнали о простом предложении. Урок наш необычный. Мы побываем в кафе. Кто сегодня активно поработает, получит чемпионские медали.

Итак, начнём наш обед с салатов.

Задание первое.

Салат – блюдо лёгкое, а значит, первое задание – это разминка, словарная работа.

1 ряду мы предлагаем салат «Солнышко», 2 ряду – салат «Весенний», а 3 ряду – салат «Дружба». Найдите, пожалуйста, у себя на столах Меню с названиями своих салатов (на интерактивной доске фигурный шифр)

1 ряд – салат «Солнышко»
тростник

маскарад
2 ряд – салат «Весенний»
аппарат

стадион
3 ряд – салат «Дружба»
вариант

долина

(запись словарных слов в тетради. Каждый ряд записывает свои слова с объяснением)

Подобрать рифму к словам (устно)

Тростник – воротник, маскарад – парад, аппарат – водопад, стадион – бульон, вариант – адъютант, долина – малина

Учитель: Молодцы! Каждый, кто ответил, получает по 1 баллу. Ученик, набравший 5 баллов, получает пятерку

А теперь попробуем суп.

Задание второе.

Суп – более сытное блюдо, а значит, это задание будем выполнять письменно в тетрадях.

У 1 ряда – борщ, у 2 ряда – рассольник, у 3 ряда – грибной.

Перед вами Меню с вашими супами (карточка перед каждым учеником, но упражнение общее для всего ряда)

1 ряд – «Борщ»

Выпиши сначала вопросительные, затем повествовательные, потом восклицательные и наконец побудительные предложения

Ящерица
Особенно красива ящерица весной. В это время года у неё праздничный зелёный наряд. Кто сказал, что ящерица противная? Как горят на солнышке щитки и чешуйки! Настоящая малахитовая красавица! Не гуди природу, береги ящериц!

2 ряд – «Рассольник»

Спиши. Подчеркни главные члены предложений.

В лесах жарких стран
Сплошной стеной разросся густой лес. Неподвижно застыли высокие стройные пальмы. Между ветвями мелькают пёстрые попугаи. В реках плавают страшные крокодилы. Прячутся в траве ядовитые змеи. Снуют по ветвям весёлые обезьяны.

3 ряд – «Грибной»

Выпиши сначала нераспространённые предложения, а затем – распространённые. В распространённых предложениях подчеркни главные и второстепенные члены.

Весна в тундре
Весной холодная тундра оживает. Сверкает яркое солнце. Тает снег. Бегут ручьи. Вода накапливается в болотах и озёрах. Появляется травка. Тундра пробуждается.

(Дети письменно в тетрадях выполняют упражнения)

Учитель: Давайте проверим, как вы справились с заданием. (Каждое упражнение комментируется вслух. Ошибки разбираются, на них обращается особое внимание. Правильные варианты упражнений показываются на интерактивной доске. Подводятся итоги).

Физминутка

Я подую высоко (поднять руки, потянуться вверх и подуть),
Я подую низко (наклониться вперед и подуть),
Я подую далеко (поставить руки на пояс, наклониться вперед и подуть),
Я подую близко (положить руки на грудь, прижать подбородок к груди и подуть на руки)

Учитель: Теперь выполним гимнастику для глаз. Сделайте глазами три круга по часовой стрелке и три круга против часовой стрелки.

Учитель: Перейдём к основному блюду. Оно очень важное и требует особого внимания. Возьмите меню с основным блюдом.

Задание третье – расставить знаки препинания в простых предложениях.

1 ряду мы предложим голубцы. Они расставляют знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

Мама купила на базаре овощи: капусту, морковку, лук, помидоры. И фарш, и рис, и овощи – всё уже готово для приготовления голубцов.

2 ряду – манты. Они расставляют знаки препинания в предложениях с обращением.

Уважаемые друзья, мы рады видеть вас у нас в гостях. А что у нас, дорогая наша мамочка, сегодня на обед? Спасибо тебе, родная, за вкусные манты»

3 ряду – плов. Они расставляют знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Любое блюдо, разумеется, нужно уметь правильно приготовить. Безусловно, узбекский плов пользуется успехом. Но, к большому сожалению, многие не знают правильный рецепт его приготовления.

(Дети письменно выполняют упражнения на карточках).

(Каждое упражнение разбирается с комментированием вслух. Подводятся итоги).

Учитель: Переходим к напиткам. Для 1 ряда – компот, для 2 ряда – какао, для 3 ряда – кисель. Задание решающее.

Задание четвертое.

1 ряд будет выполнять синтаксический разбор предложения:

Вы готовите компот из свежих ягод или сухофруктов? (прост. вопрос, невосклиц., двусост., распростр.)

2 ряд будет выполнять синтаксический разбор предложения:

Утром в уютном кафе я выпил чашечку вкусного какао. (прост., повеств., невоскл., двусост., распр.).

3 ряд будет выполнять синтаксический разбор предложения:

Попробуйте приготовить для семьи овсяной молочный кисель! (прост., побуд., воскл., односост., распр.).

(План синтаксического разбора простого предложения помещается на интерактивной доске)

Учитель: Это задание мы выполним у доски (По желанию вызываются к доске 3 ученика, класс выполняет упражнение в тетрадях. Выполненное задание проверяется, комментируется, подводятся итоги).

Заключение.

Учитель: Вы справились с обедом, молодцы! (Активно работавшие ученики приглашаются к доске, им вручаются чемпионские медали. Учитель ставит оценки и даёт домашнее задание)

Учитель: А теперь осталось самое приятное – десерт. Вы все сегодня хорошо поработали, а теперь угощайтесь. (Ученики-официанты в фартуках раздают всем детям печенье и конфеты. Включается музыка).