Строение и систематика млекопитающих

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Задачи:

Образовательная: систематизировать знания учащихся о строении и систематике млекопитающих; подвести школьников к выводу о повсеместном распространении млекопитающих в связи с их прогрессивным развитием.
Развивающая: развивать умения работать с рисунками, схемами, сравнивая, анализируя и делая выводы, работать в заданном темпе.

Воспитательная: воспитание самостоятельности и инициативы у учащихся, чувства товарищества и сопереживания, чувства деловой конкуренции.

Методы обучения:  игра.

Форма организации учебной деятельности: обобщающий урок.

Оборудование:    компьютерная презентация.

Ход урока

Урок проходит в форме телевизионной передачи «Своя игра». Правила игры схожи с правила телевизионного аналога. В игре принимают участие 3 человека после предварительного тура.

I раунд.

Ребятам о зверятах

100

200

300

400

500

Удивительные возможности

100

200

300

400

500

Отряд рукокрылые

100

200

300

400

500

Темы:

1 Ребятам о зверятах.

Фотоконкурс, в котором игроки должны узнать, детеныши каких млекопитающих изображены на фото.

100

Детеныш жирафа.

200

Детеныш кита.

300

Детеныш тюленя.

400

Детеныш кулана.

500

Детеныш тапира.

2. Удивительные возможности.

100

Назовите самое крупное животное на Земле. (Самый крупный на Земле… Синий (или голубой) кит, он же блювал, является самым крупным млекопитающим, а возможно, и вообще живым существом, обитающим на нашей планете. Длина его до 33 метров, весит он до 150 тонн).

200

Назовите самое удойное млекопитающие. (Это, несомненно, киты. Самка кита-блювала в период выкармливания ежедневно дает 430 литров молока – в 5 раз больше, чем лучшая корова-рекордистка).

300

Назовите самое маленькое жвачное животное. (Титул самого маленького жвачного животного заслужила самая маленькая из известных антилоп – королевская антилопа. Она обитает на западе Африки и весит меньше 3 кг, при росте 27 см).

400

Назовите самое шумное животное. (Самыми шумными животными в мире считаются обезьяны ревуны, обитающие в Центральной и Южной Америке. У самцов имеется гортанный мешок на горле – своеобразный резонатор, усиливающий звук. Крики ревунов напоминают что-то среднее между лаем собаки и воем осла, только в тысячу раз громче. Когда ревуны кричат во весь голос, их крики слышны на расстоянии в 16 км).

500

У кого самый продолжительный сон. (Самый продолжительный сон отмечен у земляной белки, обитающей на мысе Бэрроу – США, Аляска. Она спит 9 месяцев в году. Оставшиеся 3 месяца этот грызун ест, приносит потомство и запасает пищу в своем дупле).

3. Отряд рукокрылые.

100

Среди конечностей млекопитающих найдите конечность представителя рукокрылых.

200

В чем особенность завершения полета рукокрылых? (Они приземляются вниз головой.)

300

Что такое эхолокация? Какова её роль в жизни рукокрылых?

(Для ориентации в пространстве рукокрылые используют эхолокацию: издаваемые ими ультразвуковые импульсы отражаются от предметов и улавливаются ушными раковинами. В полёте летучие мыши издают ультразвуки с частотой от 30 до 70 тыс. Гц. Звуки издаются прерывисто, в виде импульсов длительностью 0,01—0,005 секунды. Частота импульсов изменчива в зависимости от расстояния между зверьком и препятствием. При подготовке к полёту зверёк издаёт от 5 до 10, а перед препятствием — до 60 импульсов в секунду. Отражённые от препятствия ультразвуки воспринимаются органами слуха зверька, что и обеспечивает ориентировку в полёте ночью и добычу летающих насекомых. Интенсивность звуков у малайской летучей мыши равняется 145 децибелам.)

400

Как летучие мыши приспособлены к полету?

(Размеры рукокрылых — мелкие и средние: 2,5—40 см. Передние конечности превращены в крылья. Все пальцы «рук», кроме первого, у рукокрылых сильно удлинены и вместе с предплечьем и задними конечностями служат каркасом для кожной перепонки, образующей крыло. У большинства видов есть хвост, который обычно также охвачен летательной перепонкой. Перепонка пронизана сосудами, мышечными волокнами и нервами. Кости рукокрылых мелкие и тонкие, что является приспособлением к полёту. Локтевая и часто малая берцовая кость рудиментарны; лучевая кость удлинена и искривлена, длинней плечевой; хорошо развита ключица; плечевой пояс более мощный, чем пояс задних конечностей. Грудина имеет небольшой киль. Слепая кишка часто отсутствует.)

500

Как называется наука, посвященная изучению рукокрылых? (Хироптерология.)

II раунд.

Таинственные звуки

200

400

600

800

1000

Вопросы от …

200

400

600

800

1000

Зоогеография

200

400

600

800

1000

Темы:

1. Таинственные звуки

В этом конкурсе участникам игры предлагается послушать звуки млекопитающих и определить, кому они принадлежат.

200

Слон африканский.

400

Тигр.

600

Верблюд одногорбый.

800

Зубр европейский.

1000

Рыжая лисица.

2. Вопросы от …

В этой теме представлены вопросы от Альфреда Эдмунда Брема — немецкого учёного-зоолога, автора знаменитой научно-популярной работы «Жизнь животных». Именно из этой книги мы приводим описания животных, которых игрокам надо узнать.

200

«Достаточно бросить один взгляд на него, чтобы понять, почему этому зверю ещё древние дали такое название. Храбрость и сила, мужество и крепость, величавая серьезность и гордое спокойствие – таковы качества, отражающиеся во всей его фигуре. Великолепный зверь как будто сам сознает свою мощь и с неподражаемым совершенством играет роль властелина животного царства.» (Это лев).

400

«Он, достигающий 25-30 см длины, с хвостом в 2,5 см, отличается сжатым, коротким, толстым туловищем, с остроконечным рыльцем, широкими ушами и маленькими черными глазами. Волосы на животе и шее светло рыжие, желтовато-серые; иглы – желтоватые, в середине же и на концах – темно-бурые.» (Это ёж).

600

«Подобно муравьям и пчелам среди насекомых, среди млекопитающих он резко выдается по своим строительным способностям. Это настоящий инженер, искусно приспосабливающийся ко всем условиям окружающей обстановки. Его сооружения носят характер не только высокого развития инстинкта, но и следы несомненного, сознательно действующего ума.» (Это бобр).

800

«Это представитель человекообразных обезьян. Он отличается несоразмерно длинными руками. Тонкое, довольно стройное тело его, значительной величины (но не более 1 метра), покрыто густым мягким мехом, черного, бурого или соломенно-желтого цвета. Голова мала и яйцевидной формы; лицо – походит на человечье. Благодаря своим необычайно длинным рукам он ходит по земле очень плохо; зато лазанье и прыганье по ветвям представляет у этих животных легкое движение.» (Это гиббон).

1000

«Это один из самых крупных европейских видов в своем отряде – более 4 дюймов длины, причем на хвост приходиться менее 2. Сверху и снизу – одноцветной красно-бурой окраски. Днем забирается в дупла и нежилые строения, зимует в чердаках. Летает быстро и ловко. Питается насекомыми.» (Это обыкновенный кожан).

3. Зоогеография.

200

На каком материке обитает барсук – представитель семейства куньи отряда хищные. (Евразия)

400

Назовите местообитания гризли подвида бурого медведя – представитель семейства медвежьи отряда хищные. (В настоящее время обитает только в Канаде, на Аляске и в заповедниках штатов Монтана, Айдахо, Вайоминг, Вашингтон)

600

На каком материке обитает лама – представитель семейства верблюдовые отряда мозоленогие. (Южная Америка. Южная часть Перу до запада Боливии, северо-запада Аргентины и юго-востока Чили)

800

Назовите местообитания гигантского муравьеда – представитель семейства муравьедовые отряда неполнозубые. (Гигантский муравьед и его родственники обитают исключительно в Южной и Центральной Америке)

1000

На каком материке обитает сенегальский галаго – представитель семейства лоризидовые отряда приматы. (Африка. Центральная и Южная её части)

III раунд.

Посчитаем зубы

300

600

900

1200

1500

Отряд хищные

300

600

900

1200

1500

Строение млекопитающих

300

600

900

1200

1500

Темы:

1. Посчитаем зубы.

Из приведенных зубных формул участникам нужно выбрать заданную.

300

Человека разумный. ()

600

Слон африканский. ()

900

Мышь полевая. ()

1200

Лошадь домашняя. ()

1500

Ёж обыкновенный. ()

2. Отряд хищные.

300

В чем особенность челюстей хищных животных. (Наличие так называемых хищных зубов, состоящих из двух моляров, приспособленных к разрезанию мяса. В каждой половине челюсти хищные зубы образуют подобную функциональную единицу)

600

У какого животного есть пахучие анальные железы, которые выделяют едкое вещество со стойким отвратительным запахом. (Полосатый скунс)

900

Кому присуще легендарное умение убивать ядовитых змей. (Мангустам)

1200

Что представляют собой анатомически бивни моржей. (Клыки моржей преобразовались в длинные, похожие на слоновьи, бивни. Два бивня – разросшиеся клыки, торчащие изо рта вниз. И самки и самцы имеют бивни. Но у самцов они длиннее, мощнее, прямее, толще, чем у самок.)

1500

Назовите изображенное животное. (Фосса из семейства мадагаскарских хищников)

3. Строение млекопитающих.

300

Перечислите отделы скелета млекопитающего. (Череп, позвоночник, грудная клетка, пояс верхних конечностей, свободная верхняя конечность, пояс нижних конечностей, свободная нижняя конечность)

600

В чем особенность пищеварительной системы травоядных млекопитающих. (У травоядных млекопитающих, таких как олень, корова, коза, овца и т. д., желудок многокамерный)

900

Найдите схему строения головного мозга млекопитающего.

1200

Найдите схему строения конечности млекопитающего.

1500

Найдите схему строения сердца млекопитающего.

Раунд Своя игра.

Темы:

  1. Зоошутка.
  2. Исчезнувшее млекопитающее.
  3. Лишний в группе.

После завершения раунда «Своя игра» учитель подводит итоги, объявляет победителя.

Список литературы:

  1. Брэм А.Э. «Жизнь животных», т. 1, М: «Терра» - «Terra», 1992 г.
  2. Теремов А., Рохлов В. «Занимательная зоология», М: «АСТ-ПРЕСС», 1999 г.