Художественное творчество как средство гармоничного духовно-нравственного развития школьников

Разделы: Внеклассная работа


Социально-экономические преобразования в современном российском обществе, наряду с положительными изменениями, привнесли в нашу жизнь массу негативных последствий, привели к культу материального и забвению духовного начала. Современные ученики всё чаще стремятся получить глубокие знания, необходимые для успешного поступления в ВУЗы, проявляя при этом духовную и морально-нравственную опустошённость. Многообразие знаний не помогает ребёнку ответить на интересующие его вопросы, не дают нравственных критериев поступков, не обогащают души детей. Еще в начале XX века русский философ и ученый И.А. Ильин предостерегал: "образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его:"

Необходимость приобщения подрастающего поколения к вечным истинам и духовным ценностям на сегодня очевидна. Особую роль в этом играет художественное творчество. Привлечение детей к декоративно-прикладному искусству, которое хранит в себе накопленный веками духовный потенциал, поможет вырастить и воспитать в ребенке гармоничное духовно-нравственное начало. По этому поводу В. А. Сухомлинский писал: "Искусство - это время и пространство, в котором живёт красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познаёт человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного:";

Занятия декоративно-прикладным искусством, призванные обогатить душу ребёнка и разбудить в нём нравственные чувства, должны ориентироваться на развитие творческого начала в художественной деятельности детей. В словаре С. И. Ожегова дано следующее определение: "творчество - создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей", то есть - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, создание того, что еще не существовало. Видимо поэтому многие психологи до последнего времени утверждали нецелесообразность понятия "детское творчество", ведь дети не создают ничего нового, общественно значимого, не совершают открытий. Но ребенок открывает себя и это является двигателем его творческого потенциала. Дети эмоциональны, на волне эмоций они постоянно ищут, пробуют, исследуют, и эта деятельность для них - творческая, путем проб и ошибок они достигают результата, и главное создать такие условия, чтобы и процесс, и результат радовали их. Такие условия призван создавать наш школьный клуб художественного творчества "Гармония".

Художественное проектирование и моделирование в рамках клуба формирует и развивает образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительную память, то есть способствует разностороннему психическому развитию ребенка. Клуб "Гармония" состоит из трех студий (студии декоративно-прикладного творчества "Декора", творческих проектов и исследовательских работ "Мысль" и театра моды "Золушка"). Студии клуба состоят из групп по видам художественного творчества, сформированных в зависимости от интересов детей <Рисунок 1>. Участники клуба могут по желанию менять группу и студию, что дает возможность каждому ребенку попробовать себя в различных видах художественного творчества, не замыкаясь на одном из них.

Клубная работа строится на применении развивающих образовательных технологий, опирающихся на педагогику сотрудничества, сотворчества ученика и учителя. Все это позволяет более полно выявлять и развивать индивидуальные творческие способности детей, приобщать их к многообразной художественной деятельности, создавать условия для саморазвития и самореализации личности ребенка. Занятия в клубе утверждают и стимулируют гуманистические отношения в детском коллективе, создают основу для построения гармоничных отношений ребёнка с окружающим миром.

Работа в творческих группах развивает в детях способность учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять готовность к сотрудничеству, взаимопомощи. То есть у ребёнка формируется определённое нравственное саморегулирование: чувство совести, долга, ответственности. Выполнение творческих проектов способствует развитию адекватной самооценки, навыков самоорганизации и самоконтроля, стремления к нравственному саморазвитию и духовному обогащению. Клуб воспитывает у детей чувство коллективизма и товарищества через выполнение масштабных коллективных работ - композиций, через коллективное обсуждение и оценку результатов, что приучает детей справедливо и объективно оценивать творчество свое и других, радоваться не только своей, но и общей победе. Художественное творчество не только способствует эстетическому воспитанию детей, оно духовно пробуждает ребенка и указывает ему, перед лицом грядущих трудностей, опасностей и искушений жизни, источник силы и утешения в его собственной душе.

Духовно-нравственное развитие детей в клубе "Гармония" осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является самореализация школьников через участие в творческих конкурсах, фестивалях, концертах тематически направленных на развитие духовности и патриотизма, возрождение народных традиций.

Высокий результат, победа в конкурсе воспитывает в душе ребенка победителя, который будет обладать самоуважением и сможет утверждать свое духовное достоинство и свою свободу, то есть - духовную личность, перед которой бессильны все соблазны и искушения.

Особое внимание в клубе уделяется духовно-нравственному воспитанию на основе православных традиций. В этой тематике было выполнено несколько разноплановых работ, которые оставили неизгладимый след, как в душах авторов, так и у зрителей. Участницы студии театр моды "Золушка" выполнили коллективный творческий проект "Русь православная", с которым театр стал дипломантом Всероссийского фестиваля "Зеленая планета" и занял первые места на областном фестивале детских театров моды "Омский подиум" и I областном форуме "Способная и талантливая молодежь - наше будущее"<Рисунок 2>. В 2010 году Наташей Романовой создана картина-аппликация "Святая Пасха", с которой она стала лауреатом международного конкурса "Мир без границ" <Рисунок 3>. Ирина Ткач с научно - исследовательской работой "Золотное шитье Русской Православной Церкви" стала лауреатом XLII региональной научно-практической конференции школьников и учащийся молодежи Омской области и дипломантом 1-й степени Всероссийского открытого конкурса "Первые шаги-2010"<Рисунки 4, 5, 6>. Эта работа не только дала автору возможность узнать многое из истории христианства и золотной вышивки, но и стала фундаментом для освоения другими студийцами этого старинного вида рукоделия.

 

 

 

Даша Шамрай в 2010 году вышила золотным шитьем картину "Орден Великой Победы" и стала дипломантом I степени областной выставки "Мир увлечений", посвященной 65-й годовщине победы в ВОВ и победительницей конкурса "Декоративно-прикладное искусство" IV областного слета "Способная и талантливая молодежь - наше будущее" <Рисунок 7>. Ребята из студии "Декора" неоднократно принимали участие в областной выставке "Народные ремесла Сибири" и за вышивку "Предрождественский календарь" Катя Иваненко была отмечена грамотой за возрождение народных традиций <Рисунок 8>.

Каждая из перечисленных работ - результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными, духовными ценностями и формирование собственной картины мира ребенка. Причем все это касается не только авторов, но и всех участников клуба, ведь они становятся первыми зрителями как результатов художественного творчества своих товарищей, так и и мультимедийных презентаций, представляющих всю их предысторию.

Практическая направленность творческих работ участников студий клуба повышает значимость их деятельности и позволяет поддерживать постоянную связь с социумом. Клуб "Гармония" принимает активное участие в акциях, проводимых в рамках Всероссийского движения общественно-активных школ (акция "Неделя добра" - выполнение подарков-сувениров ветеранам войны и труда; Всероссийские акции "Солдатский платок" и "Детство, опаленное войной", - оформление платков с именами ветеранов и детей войны; акция "Милосердие" - подарки для детей дома - интерната). Участвуя в этих акциях, ребёнок учится заботиться о близких, проявлять сочувствие, тактичность, помогать окружающим его людям. Кроме того, театр моды "Золушка" - постоянный участник концертов и программ Комитета по культуре, тематика которых способствует патриотическому воспитанию детей (программы, посвященные 23 февраля, ветеранам, Дню пограничника, Дню молодежи).

Рукотворные изделия, созданные по законам красоты в единстве полезного и прекрасного, отличающиеся высоким качеством - это произведения истинного искусства, <Рисунок 9> способные воздействовать на духовное развитие и нравственное совершенствование личности ребенка. В. А. Сухомлинский писал: "Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своим истоком красоту: Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина <Рисунок 10>. Красота - это кровь и плоть человечности, добрых чувств, сердечных отношений:" <Рисунок 11>. Если научить ребёнка видеть и понимать красоту, анализировать, сопоставлять, размышлять о ней, наслаждаться ею и создавать своими руками, он вырастет гармонично развитым человеком, который будет стремиться сделать таковыми же свои отношения с другими людьми и весь окружающий его мир.