Использование наглядности и других средств обучения на занятиях по швейному делу в коррекционной школе

Разделы: Технология, Коррекционная педагогика


В изученной мною методической литературе указывается на то, что наглядные пособия в коррекционной школе должны применяться с учётом особенностей восприятия детей и подростков с нарушенным интеллектом. Существующие трудности удаётся преодолеть путём специальной организации обучения, направленного на развитие восприятия, а также с помощью наглядных пособий, учитывающих возможности учащихся. В данной статье хочу рассказать о том, как на практике применяю стандартные и изготовленные мной средства обучения с учётом данных требований.

Перед изучением новой темы стараюсь по возможности подготовить детей к её восприятию. Для этого в зависимости от содержания темы, помещаю на стенд занимательную информацию, оформляю образцы, вывешиваю соответствующие изделия, сшитые предыдущими классами, привлекаю внимание учениц к этим материалам, показываю фотографии, вселяю в девочек уверенность, что и они смогут выполнить подобную работу, чем доставят радость себе и окружающим.

Во время занятий использую различные средства обучения: экранные, печатные, объёмные.

Экранные пособия знакомят детей с объектами и изделиями, с процессами, которые мы не можем наблюдать в реальности. Появление в последнее время цифровых образовательных ресурсов расширили эти возможности. Просмотры учебных материалов с использованием мультимедийного проектора повышают эффективность занятий. Курсы по ИКТ компетентности при районном ММЦ позволили мне начать работу над учебными презентациями, которые заменили диапозитивы и диафильмы. Удобно то, что по ходу просмотра, пользуясь указкой, заостряю внимание детей на нужных деталях и побуждаю соотнести изображение с натуральными объектами. Важно при этом не перегружать занятие такими просмотрами. Использую эти средства обучения во время изложения нового материала, при подготовке к практической работе, при повторении и контроле. Совместно с ученицами комплектуем подборки по ряду учебных тем. Девочкам нравится подобрать иллюстрации. В такой работе присутствует элемент творчества и совершенствуется зрительное восприятие. На основе материалов, подобранных ученицами, создаю электронное пособие. Смена обстановки при просмотре этих самодельных экранных средств обучения, участие детей в составлении и в их демонстрации позволяют активизировать деятельность учениц, поддерживать внимание на нужном уровне. (См.  Презентация "Изготовление юбок")

При необходимости часть занятия проводим в классе, оснащенном компьютером. Задача демонстрации наглядности и отслеживания результатов обучения значительно упрощается. Однако для этого должны быть созданы компьютерные программы, включающие учебные упражнения, фиксацию качества их выполнения и первичное обобщение получаемых результатов. Отслеживание с помощью компьютера не может быть распространено на все параметры развития, но оно существенно сократит время, затрачиваемое на эту работу учителем, и повысит объективность оценок.

Значительную роль в организации образовательного процесса играют печатные средства обучения. В мастерской собрана библиотека из книг по различным видам рукоделия, журналы мод, тематические подборки, имеются учебники по швейному делу, стандартные плакаты "Технология обработки швейных изделий", "Швейная машина". Этих плакатов недостаточно при обучении детей с проблемами в интеллектуальном развитии, и я изготовила дополнительные. Значительную роль в коррекционной работе играют изобразительные средства наглядности: чертежи, рисунки, схемы, иллюстрации. При изучении изделий учащиеся строят чертёж и соответствующий плакат необходим для облегчения этого трудного процесса (фото 1). Готовый чертёж изделия в сочетании с построением его на доске учителем, позволяет ученицам предвидеть результат, планировать свою деятельность и координировать её. Построение чертежа проводится с опорой на инструкцию в учебнике. При этом стараюсь выработать у девочек стереотип выполнения действий. Каждая ученица по очереди зачитывает содержание соответствующего пункта. Выясняем положение искомой точки на готовом чертеже и на манекене (этот приём позволяет сделать дальнейшую работу более осознанной). Задаю вопросы:

- Какую величину будем откладывать?

- Как её вычисляем? От какой точки и в каком направлении будем откладывать?

- Какими измерительными и чертёжными инструментами будем пользоваться?

При необходимости возвращаемся к тексту. Такая организация занятия позволяет формировать навык работы с опорой на письменную инструкцию, значение которого трудно переоценить.

Ученицы изучают также названия контурных линий. Для улучшения усвоения этого важного материала изготовлены плакаты соответствующего содержания, где изображен контур детали, причем разные линии обозначены разными цветами.(Фото 2)

К данной группе средств обучения отношу также графические изображения швов и схематичные рисунки различных технологических узлов.(Фото 3) При знакомстве со швами и изучении технологии постоянно учимся соотносить изображение с натуральным образцом, видеть в плоском рисунке объёмную конструкцию. Дети учатся зарисовывать эти схемы, при этом стараюсь, чтобы ни одна линия не была проведена бездумно. Само понимание этих рисунков, способность идентифицировать их с натуральными объектами оказывает корригирующее воздействие на учащихся (активизируются познавательные процессы, развиваются высшие психические функции). Схемы применяю в игровых ситуациях. Примеры: после анализа образца предлагаю выбрать схемы швов, использованных при пошиве изделия; по названиям швов нужно выбрать соответствующие им схемы и наоборот; рассортировать краевые и соединительные швы; выбрать швы, обладающие определёнными свойствами; определить, что объединяет предложенные швы. Для того чтобы выполнить манипуляции с дидактическими материалами, девочкам приходится вставать, двигаться по классу, что предотвращает гиподинамию, а, следовательно, и утомление.

К постоянно используемым самодельным средствам обучения относятся транспаранты с названиями изделий и швов, видов изделий, контурных срезов, технологических терминов, мерок, деталей и т.д. (Фото 2). Их использование позволяет создать ориентационную систему деятельности учащихся, оживить ход занятия игровыми ситуациями в соответствии с возрастом и способностями учениц. Это динамичное средство обучения в сочетании с инструкционно-технологическими картами, помещенными в учебниках, способствует осознанному применению знаний в процессе выполнения практических заданий. С помощью транспарантов фиксируются понятия по ходу рассказа учителя, составляются планы работы, отражающие технологические особенности пошива. Используя их в качестве опоры, девочки увереннее отвечают на вопросы (на начальных этапах усвоения материала транспаранты находятся на наборном полотне и во время опроса). Можно провести игры: выбери нужный термин в предложенной ситуации; подбери название к схеме, рисунку, образцу; выбери транспаранты с названиями срезов или деталей, относящихся к определённому изделию и т.д. Ученицы с удовольствием участвуют в такой работе.

Обязательной при изучении плана практической деятельности является работа с тестовыми заданиями на установление правильной последовательности. Первый раз девочки с ними работают после объяснения и закрепления нового материала, используя учебник и др. справочные материалы. В начале следующего занятия при необходимости разрешаю перед началом опроса воспользоваться тетрадью. Это позволяет предотвратить ненужное волнение. После выполнения задания - самоконтроль, самооценка и исправление ошибок. На третьем занятии - работа с тестом без предварительного повторения и взаимоконтроль или контроль учителя. Приложение 2. Разбираем ошибки и причины их возникновения. Во время занятий по пошиву изделия периодически снова работаем с карточками-тестами, затем сильные ученицы переходят к самостоятельному написанию плана работы. Привычным стало самостоятельное изготовление девочками карточек для проверки названий деталей и контурных линий с помощью уменьшенных выкроек-шаблонов.

Определение адекватных состоянию ребенка мер педагогического воздействия возможно на основе результатов отслеживания "прироста" обученности. Для этого составляю опросные листы по темам, по разделам. Включаю в них вопросы, позволяющие контролировать сформированность основных понятий, а также понимание деталей, способность анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Они создают канву полного ответа по теме, служат опорой при устном высказывании, что помогает преодолеть обычно возникающие при этом трудности. Работу с вопросниками ученицы воспринимают спокойно и с готовностью в неё включаются. Тестовые задания, составляю по сходному принципу с учётом общепринятых рекомендаций. Их использование возможно на разных этапах занятия и всегда принимается ученицами положительно. Убедила девочек в необходимости самостоятельного выполнения работы для выявления степени усвоения учебного материала и для выработки навыков решения тестовых заданий в целом. После решения тестов проверяем их все вместе. Сразу разбираем ошибки и причины их возникновения. Подводим итог. Девочки сами подсчитывают результаты, выставляют оценку в соответствии с рекомендованными критериями. На следующих уроках периодически повторяем работу с этим тестом. При этом осуществляется уже взаимопроверка или проверка учителем. Примеры контрольно-диагностических материалов см. в приложении.

В своей работе постоянно использую иллюстративный материал, который систематизирован по темам. Размещаю его на стенде, привлекаю внимание учениц во время занятия, стимулирую к самостоятельному ознакомлению во внеурочное время тем, что будем проводить викторины.

Большое внимание уделяется объёмным средствам обучения, в частности натуральным объектам, используемым для демонстрации и в качестве раздаточного материала. Собрана подборка тематических коллекций по материаловедению. Данная тема сложна для восприятия и средства обучения помогают сформировать необходимые знания, умения, навыки; позволяют развивать восприятия и ощущения. Особо хочу отметить наши самодельные коллекции. Они представляют собой альбомные листы с размещёнными на них двенадцатью образцами тканей, подобранными определённым образом. Ими пользуются и учитель во время объяснения, и дети во время закрепления и опроса. При этом у них вырабатываются навыки связной речи на благоприятном эмоциональном фоне, т.к. эти средства обучения вызывают живой интерес. Часть коллекций может быть использована при проверке знаний следующим образом. Девочкам предлагается выполнить задания:

- Укажите номера образцов тканей, используемых при пошиве белья.

- Укажите номера образцов тканей, с печатным рисунком.

- Укажите номера образцов тканей, с полотняным переплетением. И т.д.

По одной карточке-коллекции можно выполнить разные задания, их использование позволяет оживить учебный процесс.

Интересен приём использования подборки лоскутов различных тканей. Девочки ощупывают их сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами, стараются определить их происхождение. Им нравится такой способ изучения тканей.

К натуральным объектам относится блоки образцов по изготавливаемым изделиям, предусмотренным программой. В блок входят образец изделия, примерная раскладка выкроек на ткани, образцы поузловой обработки. Изучение каждого изделия сопровождается демонстрацией готового изделия и иллюстраций из журналов мод. Учащиеся определяют его вид по способу носки, называют другие изделия этой группы (при этом развивается восприятие, память, мышление), далее обсуждаем назначение изделия. Назначение увязываем с конструктивными особенностями изделия, потребительскими свойствами, вопросом о выборе ткани. Такой порядок обсуждения предоставляет возможности для развития логического мышления. Анализируем конструкцию изделия, из каких деталей оно состоит, выясняем их названия и названия контурных срезов; какие виды отделки использованы и какие могут предложить девочки. Рассматриваем образец, ученицы определяют способы обработки различных срезов, какие швы при этом используются, находим схемы этих швов. Обосновывается использование именно этих швов. Увязываем эти сведения с шириной необходимых припусков на швы. Для изучения технологии выполнения швов и отдельных узлов швейных изделий используются соответствующие образцы для демонстрации всему классу (Фото 4) и раздаточный материал. Их дидактические возможности сходны с предыдущими.

К этой группе средства обучения отношу выкройки в натуральную величину, а также уменьшенные. Изготовлены лекала для раскроя мелких отделочных деталей.

Раскрой является одной из наиболее трудных операций. Для облегчения восприятия материала демонстрирую процесс выполнения настила, показываю ориентировочные действия при рациональной раскладке выкроек на ткани с учётом её ширины. В данном случае демонстрация приёмов работы также является средством наглядности. После этого ученицы выполняют эти действия самостоятельно, работая с цветной бумагой и уменьшенными выкройками. Бумагу сгибают, как ткань, шаблоны выкроек раскладывают с учётом сгибов "ткани", направления долевой нити, обводят контуры деталей, подписывают их названия и откладывают припуски на швы. При этом совершенствуется мелкая моторика, глазомер, активизируются процессы запоминания. Образцы раскладки, выполненные таким образом, помещают в альбом. На следующем этапе объяснения демонстрирую приёмы ведения раскроя. Наиболее трудным является откладывание припусков на швы. Добиваюсь использования при этом угольника, с помощью которого отмечаются точки, через которые потом будут проведены линии (по линейке - прямые, от руки - закруглённые, для их проведения ученицы отмечают точки почаще). На этих занятиях активизируются психические функции. Развивается моторика и глазомер. В старших классах у наиболее успешных учениц возможно использование измерительных инструментов лишь для контроля, минуя разметку. Во время раскроя воспитывается экономность, аккуратность, ответственность, привычка к тщательному выполнению работы.

Коснувшись вопроса использования выкроек при проведении раскроя, хочу отметить такой приём, как наложение выкройки на манекен. При этом дети видят, как плоская, ни на что не похожая деталь, приобретает объёмную форму, повторяя контуры фигуры за счёт вытачек и изгибов. Считаю, что этот приём имеет выраженное коррекционное значение.

При изучении технологии пошива очень важно, чтобы ученицы зримо представили процесс будущей работы. Для этого использую образцы поузловой обработки изделия и выполнения швов. На демонстрационный щит прикрепляю образцы в соответствующем порядке, при проведении практической работы они служат ориентиром. После демонстрации ученицы зачитывают описание операции в технологической карте, рассматривают рисунки и соотносят эту информацию с реальными образцами на щите. Затем девочки делают попытку самостоятельно описать свои действия при выполнении работы. Для изучения выполнения швов кроме демонстрационного есть ещё и аналогичный раздаточный материал для каждой ученицы, которым она может пользоваться во время закрепления материала. Образцы поузловой обработки изделий можно использовать и при проведении опроса. На мой взгляд, интерес представляет приём, когда до изучения плана работы я предлагаю сильной ученице самостоятельно разложить образцы в правильном порядке. Создаётся ситуация, стимулирующая мышление и внимание. В старших классах девочки составляют план пошива изделия в процессе анализа готового образца, удобно при этом прикреплять таблички с порядковыми номерами операций непосредственно к изделию.

Использование перечисленных средств обучения позволяет, в частности, проводить работу по развитию устной и письменной речи, воображения, внимания, памяти, мышления, способствует выработке спокойного, уверенного поведения во время устных ответов, что отмечается учителями, посещавшими занятия по швейному делу.

Многолетняя практика подтверждает эффективность использования этих средства обучения. Девочки активны на занятиях и хорошо усваивают учебный материал, что подтверждается хорошим качеством выполненных работ и результатами итоговых аттестаций.

Приложение.