Математическая игра "Космическое путешествие". 5-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 5


Задание классу: (дается заранее)

  1. Выбрать команду из 6 человек: капитана, штурмана, пилота, инженеров-исследователей (2 чел.), врача.
  2. Подготовить название команды, эмблему (на математическую тему), приветствие команде соперников, жюри, болельщикам, представить команду (рассказать немного о себе), можно номер художественной самодеятельности.
  3. Подготовить домашнее задание: сочинить математические частушки (не менее 3 штук, можно больше. Оценивается содержание, исполнение, костюмы.
  4. Подготовиться к конкурсу "Великие математики": (Евклид, Эратосфен). Знать в каком веке жил, где, чем знаменит (хотя бы один пример).
  5. Подготовить по 2 вопроса команде соперников.
  6. Вспомнить пословицы, поговорки, загадки, в которых есть цифры (на конкурсе нужно говорить наизусть, а не читать по готовому).
  7. Спросить у родителей или самим вспомнить, какие лекарства можно принять от болезни головы, от болезни живота, от температуры, от болезни сердца.

Ход игры

Сегодня мы проводим математическую игру и посвящаем этот праздник 45-летию полета в космос Ю.А. Гагарина. Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлетать, нужно прежде всего математику знать.

Ю.А. Гагарин очень много учился: сначала окончил школу, ремесленное училище, потом индустриальный техникум с отличием. Потом окончил аэроклуб, поступил в Оренбургское авиационное училище. В 1960 г. переступил порог школы советских космонавтов. Ну, а что случилось 12 апреля 1961 года, вы уже хорошо знаете. Но на этом его учеба не закончилась. Он окончил с отличием Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского. И я, думаю, что он сделал бы еще очень многое, но, к сожалению, его жизнь оборвалась очень рано, в 34 года.

Итак, чтоб водить корабли, чтобы в небо взлетать, нужно, прежде всего, математику знать.

Сегодня в нашей игре участвуют 2 команды: команда 5"А" класса , команда 5"Б" класса.

Наше жюри: ученики 10-х классов.

А сейчас я предоставляю слово командам для представления. Жюри оценивает представление команды по 5-ти балльной системе.

1 конкурс.

Представим себе, что наши команды – это команды космических кораблей, которым сегодня предстоит сегодня совершить воображаемое путешествие в космос. Сейчас мы проверим, насколько вы готовы к полету . Пожалуйста, команда 5"Б" класса, на сцену. Команде в течение 1 минуты будут задаваться вопросы. На которые вы должны очень быстро отвечать. Если вы не знаете ответа, то говорите "дальше". Задание понятно? Количество баллов за это задание - это количество правильных ответов. Команда готова? Поехали.

Вопросы команде 5"Б" класса:

  1. Как назвать число, в котором 7 десятков? (70)
  2. Угол, меньший прямого (острый)
  3. Сколько сантиметров в метре? (100)
  4. Как называется сумма длин сторон многоугольника? (периметр)
  5. Сколько лет в одном веке? (100)
  6. Наименьшее трехзначное число(100)
  7. Результат вычитания (разность)
  8. Величина развернутого угла (180º)
  9. Сколько граммов в килограмме? (1000)
  10. Сколько пальцев на руке? (5)
  11. Сколько дней в неделе? (7)
  12. Сколько сторон у квадрата? (4)
  13. Прибор для измерения углов (транспортир)
  14. Сколько нулей в записи числа " миллиард" (9)
  15. Наименьшее простое число (2)
  16. Какую часть метра составляют 50 см? (1/2)
  17. Результат умножения (произведение)

Далее команда 5"А" класса. 

  1. Сколько десятков в числе 18? (1)
  2. Результат сложения (сумма)
  3. Сколько секунд в минуте? (60)
  4. Сколько нулей в записи числа миллион? (6)
  5. Прибор для построения окружности (циркуль)
  6. На какое число нельзя делить? (на 0)
  7. Сколько цифр вы знаете? (10)
  8. Результат деления (частное)
  9. Сколько часов в сутках? (24)
  10. Наибольшее двузначное число (99)
  11. Величина прямого угла (90º)
  12. Радиус окружности 6 см, чему равен ее диаметр? (12 см)
  13. Угол, больший прямого (тупой)
  14. Сколько месяцев в году? (12)
  15. Какую часть часа составляют 20 минут? (1/3)
  16. Сколько секунд в минуте? (60)
  17. Как назвать число, в котором 10 десятков? (100)

2 конкурс.

Чтобы вывести корабль на орбиту, надо проложить курс. Это сделают наши штурманы. Пожалуйста, штурманы выходите к доске. (На доске нарисованы 4 круга (планеты), под номерами 1, 2, 3, 4. Надо соединить их отрезками с завязанными глазами, начиная с цифры 1 и т. д. и вернуться опять к цифре 1. Максимальное количество баллов – 4.

3 конкурс.

Итак, штурманы проложили курс, теперь пилоты должны выводить корабль на орбиту. Посмотрим, кто быстрее и правильнее это сделает. Выходят пилоты. Пилоты решают примеры, поднимаясь по лесенке, кто быстрее и правильнее это сделает. Максимальное количество баллов – 5.

Итак, корабли в полете. Команды получили послание с другой планеты. Его надо расшифровать. Это сделают наши бортинженеры.

4 конкурс.

Выходят бортинженеры для разгадывания кроссвордов.

 

По горизонтали:

  1. Три точки, не лежащие на одной прямой и соединенные отрезками, образуют...
  2. Часть прямой, ограниченная с одной стороны.
  3. Часть прямой, ограниченная с двух сторон.
  4. Число, которое делим, называется...
  5. Что имеют квадрат и треугольник, а круг и овал – нет?

Количество баллов по количеству разгаданных слов. На решение кроссворда – 5 минут. Пока бортинженеры работают, команды соревнуются в конкурсе «Знаете ли вы великих?» Команды по очереди вытягивают табличку с именем ученого (Евклид, Эратосфен)

Итак, послания расшифрованы. Команды приглашены на другую планету. Прилетев на планету, команды выпустили своих инженеров-исследователей. Пожалуйста, на сцену.

5 конкурс.

Представьте себе, что вы вышли на другую планету. Вам нужно сейчас сделать картинку на тему "Что я увидел на другой планете", причем в картинке обязательно используйте геометрические фигуры: прямоугольники, квадраты, треугольники, окружности и другие, (дать цветную бумагу, клей, фигурки не вырезать, а просто рвать руками.) На выполнение 7-10 мин. Максимальное количество баллов – 5.

Пока инженеры исследуют другую планету, команды отдыхают.

(В это время математические частушки, оценивается исполнение, содержание, костюмы, если командам нужно подготовиться, то пока игра со зрителями: вопросы болельщикам 5"А" и 5"Б" классов, за правильные ответы баллы).

Вопросы:

  1. Два отца и два сына разделили между собой 3 апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как это могло случиться?
  2. В корзине лежит 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая девочка получила по одному яблоку и чтобы одно яблоко осталось в корзине?
  3. Назовите корабль, на котором летал первый космонавт?
  4. В комнате горели 5 лампочек, две из них перегорели, сколько лампочек осталось?
  5. На руках десять пальцев, сколько пальцев на десяти руках?
  6. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки?
  7. Что тяжелее килограмм рублёвых монет или полкилограмма двухрублёвых монет?
  8. Месяц обычно заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце есть 28 число?
  9. Ты пилот самолёта, летящего из Гаваны в Москву с двумя посадками в Алжире. Сколько лет пилоту?

Часы досуга команды проводят очень интересно: они задают друг другу вопросы, вспоминают пословицы и поговорки. Конкурс пословиц и поговорок, в которых встречаются цифры. Кто назвал последний, та команда получает 1 балл. Далее вопросы команде соперника. За правильный ответ – 1 балл. Жюри подводит итоги.

Побывав на другой планете, команды подхватили какой-то вирус, у них поднялась температура и заболела голова. Нужна помощь врачей.

6 конкурс.

Врачи – на сцену. Из списка лекарств вам нужно выбрать лишнее. Кто быстрее и правильнее это сделает. Максимальное количество баллов – 2. (лекарства для одной команды: анальгин, цитрамон, валидол, пенталгин. Лишнее – валидол, т.к. остальные от боли; лекарства для другой команды: парацетамол, аспирин, но-шпа, колдрекс. Лишнее – но-шпа, т.к. остальные жаропонижающие).

Итак, команды здоровы. Пора возвращаться домой. Попали в метеоритный дождь. Чтобы не столкнуться с метеоритом, командиры корабля должны быть очень внимательны, чтобы провести корабль по безопасным местам.

7 конкурс – конкурс капитанов.

Сейчас вам предлагается картинка с черными и красными числами. Черные – это метеориты. А вы должны провести корабль по красным (безопасным) цифрам, посчитав их, начиная с 1 до 25. Кто быстрее это сделает получает 1 балл. ( Жюри замечает время).

Итак, командир удачно провел и приземлил корабль. Все благополучно вернулись на Землю.

Жюри подводит общий итог полета, учитывая конкурс капитанов.

Награждение.