Формирование универсальных учебных действий в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


В последние годы повсеместно вводится раннее обучение иностранным языкам, в частности английскому языку. Этот подход оправдан психологически и физиологически, так как младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Доказано, что лучше всего начинать изучение английского языка в 5 -8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо освоена, а к новому языку он относится сознательно. Младшие школьники открыты всему новому, любознательны, быстрее запоминают и усваивают иноязычную речь. Одной из наиболее характерных трудностей обучения неродному языку является неумение младших школьников организовать самостоятельную работу, а ведь системность – одно из главных условий успешного освоения иноязычной речи. К сожалению, в большинстве школ урокам иностранного языка на начальном этапе отводится 1-2 учебных часа в неделю. В данных условиях особую важность приобретает умение самостоятельно учиться, благо, для этого есть все условия: компьютерные программы, учебные диски, видеофильмы. Но как показывает практика, немногие учащиеся не только младших, но и средних и старших классов владеют навыками самостоятельной работы. Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.

Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: “Зачем я учу иностранный язык?”, “Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?”, “Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?”, “Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать, чтобы научиться хорошо говорить на английском языке?”. Язык должен осваиваться осознанно, а сами уроки быть интересными и увлекательными.

Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

Результаты мониторинга, проведенного среди учащихся, перешедших в 5 класс из начальной школы, показывают, что значительные затруднения школьники испытывают в следующих видах деятельности:

  • чтение и понимание прочитанного текста – 60%;
  • аудирование – 76%;
  • монологическая речь по пройденным темам – 53%;
  • диалогическая речь по пройденным темам – 62%.

Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. В начальной школе происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат.

Воображение ребят также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому формированию универсальных учебных действий могут способствовать домашние задания творческого характера. Например:

  1. Отгадывание кроссворда.
  2. Составление кроссворда по пройденной лексике.

Но следует прежде объяснить правила составления кроссворда:

  • в кроссвордах допустимы только существительные единственного числа в именительном падеже или слова, которые имеют только форму множественного числа в именительном падеже;
  • клетки кроссворда, куда вписываются первые буквы слов, последовательно нумеруются;
  • вопросами могут быть рисунки, перевод слова на русский язык, словесное описание (ребенок выбирает сам, исходя из уровня своей языковой подготовки, что также способствует правильной самооценке владения языком);
  1. Отгадывание или составление ребуса;
  2. “Нарисуй картинку и составь ее описание”. Например, при изучении тем “My pet”, “My family”, “Our House” и т. д.
  3. “Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение”;
  4. “Разгадай шараду из чисел, в которой первая буква каждого числительного соответствует букве в загаданном слове”.
  5. “Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками. Попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей”.
  6. “Придумайте загадку для своих друзей” (например”, при изучении темы “Animals”)
  7. “Нарисуй картинку к прочитанному тексту”

Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке “умения учиться”.