Формирование толерантности студентов

Разделы: Внеклассная работа


Еще в XVIII веке понятие толерантности было достаточно новым. Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVI - XVII вв., восставших против "терпения нетерпимости" и жестоких религиозных столкновений. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем "Трактате о веротерпимости" (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но "верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах".

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Классному руководителю всегда важно знать, как относятся друг к другу все члены студенческого коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся.

Любому обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и уже в студенческом возрасте следует ориентировать их на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива, эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения.

В связи с этим было решено провести ряд тематических классных часов в студенческих группах второго курса специальности Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем. Для того, чтобы как можно лучше студент чувствовал себя в коллективе, не был изгоем, не был лишним, чтобы каждый был услышан, понят, принят таким, какой он есть, было проведено три классных часа.

1. Первый классный час посвящен знакомству с понятием “Толерантность”. В приложении 1 представлен план проведения классного часа, а также в качестве приложения представлена презентация.

2. Второй классный час назывался “Учимся строить отношения”. Был посвящен воспитанию толерантной личности, готовой жить и полноценно взаимодействовать в коллективе с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. В приложении 2 представлен сценарий классного часа.

3. Третий классный час из представленного цикла посвящен вопросам развития способности адекватно и полно познавать себя и других людей. В качестве приложения представлена презентация, содержащая информацию для проведения классного часа.

Приложение 1

План классного часа

Специальность: 230105 Программное обеспечение ВТ и АС

Тема: “Что такое толерантность?”

Цели:

  • формирование навыков ведения позитивного диалога;
  • осознание многообразия мира и проявлений личности в этом мире;
  • развитие способности к самоанализу, самопознанию;
  • развитие способности к сопереживанию;
  • развитие способности к рефлексии.

Время проведения: 60 минут

Форма проведения: диалог с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.

Средства: ноутбук, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ход мероприятия

1. Организационное начало

Вступительное слово ведущего.

2. Основной этап:

  1. Обсуждение притчи о человеческих взаимоотношениях
  2. Определение слова “толерантность” в разных языках
  3. Представление результатов в виде цветка толерантности
  4. История “Перед вами две дороги, выбирайте…”
  5. Сказка о счастье
  6. Игра “Волшебная рука”
  7. Плакат о толерантности
  8. Тренинг “Я-высказывание” и “Ты-высказывание”
  9. Китайская притча “Ладная семья”
  10. Правила толерантного общения

3. Рефлексия

Творческая работа “Дерево толерантности”.

4. Заключительный этап

Приложение 2, Приложение 3