Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: Разработать комплекс мероприятий по профилактике эмоционального выгорания

Задачи

  • Проанализировать теоретическую литературу по изучаемой проблеме.
  • Изучить и проанализировать особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов на разных стадиях профессиональной деятельности.
  • Разработать меры профилактики и коррекции, направленные на снижение проявления выраженности эмоционального выгорания педагогов.

Синдром эмоционального выгорания развивается на разных этапах осуществления профессиональной деятельности педагога и не зависит от стажа работы, его возможно диагностировать на разных стадиях. Своевременная профилактика и коррекция снижает негативные последствия СЭВ.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Данная программа направлена на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данной программе навыки необходимы в профессиональной деятельности как педагогам, воспитателям, руководителям образовательных учреждений, так и самим педагогам-психологам.

Программа проводится в течение шести занятий с группой наполняемостью 10-15 человек в довольно просторном помещении (лучше – в специально предназначенном, например, тренинговом зале).

Программа состоит из двух параллельно работающих частей. Первая (для педагогов) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками друг друга , освоение навыков эмоциональной саморегуляции, формирование навыков позитивного самовосприятия . Вторая (для учащихся) на формирование школьной службы

Именно педагоги как раз и стали той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию.

На основе анализа причин выгорания мы выделили два основных пути его профилактики:

  1. Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции, релаксации может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы.
  2. Профессиональной помощь в профилактике и преодолении синдрома выгорания. Здесь нагрузка ложится на плечи психологов образовательного учреждения

Цель программы:

  • обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
  • формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;
  • развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;
  • формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.

Методические аспекты проведения практических занятий

Цикл практических занятий для педагогов рассчитан на 6 встреч. Оптимальное число участников – 12–15 человек. Продолжительность занятий 1,5–2 часа.
Курс занятия для учащихся рассчитан на учебный год., 1 раз в неделю по 2 часа. Количество участников 8-10 человек.

Структура занятий

В плане каждого занятия обеих программ предусмотрены такие части:

  1. Вводная часть, которая включает в себя постановку проблемы и разминочные упражнения.
  2. Основную часть, которая занимает большую часть времени .
  3. Заключительная часть.

План занятий

Тема занятия Цели занятия Содержание занятия Кол-во часов
1-2 Знакомство с проблемой психического здоровья (2-х дневный тренинг для педагогов “Доверие”) Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками

Анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.

1.Введение. Постановка проблемы. Диагностика ожиданий.

2. Основная часть:

– упражнение “Балан реального и желаемого”

– “Я на работе и дома”

– самодиагностика

– 3 стадии нарастания проблемы

– 16 ассоциаций

3. Обратная связь

2 часа
  2 день Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов проф.деятельности, направлений роста.

Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.

1. “Наши ожидания”

“Что общего”

“Порядковый счет”

2. Основная часть:

– стратегии самопомощи

– промежуточная рефлексия

– “белое облако”

– чувства.

3. Заключительная часть:

– “Улыбка”

“Моечная машина”

– “Мне сегодня….”

2 часа
3 Профилактика конфликтного поведения среди детей и подростков -осознание причин конфликтного поведения детей и подростков 1.Введение

2.Практикум

– тест Томаса

– Психологическая игра “Сплетня”

– Типы конфликтного поведения

– Рефлексия

1,5 часа
4 Тренинговое занятие “Познай себя” дать почувствовать участникам, что они наряду с руководителем способны анализировать стоящие перед ними проблемы. Определение актуальной позиции своего развития. Побудить их к выделению и описанию главной проблемы, описать, на что готовы участники в ее решении. 1. Вводная часть:

– дело мастера боится

2. Основная часть:

– Постановка проблемы

– “Кривая моей жизни”

– “Путь к перевалу”

– “Цель”

3. Рефлексия

2 часа
5 Рефлексивный тренинг для учителей

“Призвание– учитель”

осознание своих личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения. 1.Введение

– “Грецкий орех”

– 3 цвета личности

– Я учусь у тебя…

2. Основная часть:

– Самодиагностика “Тест геометрических фигур”

– Моя копилка

– или-или

– Герб профессии

– вверх по радуге

3. Рефлексия.

-Круг света

2,5 часа
6 Психологическая гостиная “Я-есть” помощь в осознании своих ценностных ориентаций и личных приоритетов 1. Введение

– “Превращалки”

2. Основная часть:

– “Карта моей жизни”

– “Мусорная скульптура”

– “Океан”

– “Если бы я был…”

3. Рефлексия

2 часа

Примерные конспекты занятий:

1. Тренинг для педагогов “Доверие” (2-х дневный)

Цель:

  • Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками
  • Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, “перекосов” в распределении психической энергии.
  • Анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью. Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов проф.деятельности, направлений роста.
  • Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.

Материалы и оборудование:

  • Маркерная доска или ватманы для записи собранной информации
  • Маркеры, фломастеры, цветные карандаши
  • Бумага А4 (белая и тонированная)
  • Таблицы “Поле самодиагностики”
  • Кнопки, скотч, ножницы

1 ДЕНЬ.

Содержание:

1.Введение. Актуальность проблемы
2.Упражнение “Баланс реальный и желательный”

Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).

В другом круге – их идеальное соотношение. Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?

От кого или от чего это зависит?

3. Упражнение “Я – дома, я – на работе”.

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений “Я – дома”, “Я – на работе”.

Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать:

  • похожие черты,
  • противоположные черты
  • одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
  • отсутствие общих черт
  • какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
  • каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.

4. Поле самодиагностики. Самодиагностика проявления признаков выгорания.

Присутствующим предлагается оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака. Оценка имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно, на обсуждение не выносится.

5. Три стадии нарастания синдрома (под запись).

6. Мини-дискуссия по подгруппам “Что мешает вам получать удовлетворение от профессиональной деятельности?”.

Представить их для записи на доске, разделяя на организационные и индивидуальные.

7. Упражнение. Для того, чтобы получить материал для анализа собственных источников негативных переживаний на работе, предлагается выбрать один из записанных на доске “барьеров” и изобразить в виде рисунка, схемы, символа.

8. Эмоциональная регуляция

– естественная регуляция
– саморегуляция

Задание: на доске составляем список способов регуляции состояния

9. Упражнение “Карикатура”. Нарисовать карикатуру на себя “Я – психолог”. В юмористической форме изобразить собственные черты, которые мы стараемся в себе развивать, и которые стали неотъемлемой частью профессии (эмпатия, общительность, умение слушать без оценок, доброжелательность, гибкость, креативность, компетентность и пр.). Карикатуры вывешиваются на стену.

10. Психологическая поддержка и обратная связь. Каждому дается лист бумаги А4. Его надо разделить на 4 части. На трех написать послания трем сидящим справа участникам круга. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. На четвертой части листка формулируется впечатление от прошедшего занятия – это для тренера.

2 ДЕНЬ

1. Разминка

Упражнение “Наши ожидания”

Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.

Что Вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг). Участники по кругу зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад.

В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.

Что вы ждете от тренинга Что готовы вложить в тренинг

“Что общего”. Выбирается один из участников в качестве водящего. Педагоги говорят вслух, что у них есть общего (в деталях одежды, в прическе, в характере) с данным человеком.

2. Упражнения на сплочение группы, формирование доверия

Упражнение “Порядковый счет”

Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и смотрит на другого.

Упражнение “Путанка”

Ведущий ставит рядом 2-3 стула и предлагает участникам всем сесть на них по его команде. Когда все сели (можно садится на колени друг другу) предлагается поднять вверх левую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Теперь нужно поднять вверх правую руку и протянуть ее кому-нибудь другому. Когда все руки, осторожно, не расцепляя, но и не выворачивая рук, встать со стульев, отойти немного в сторону и распутаться. В результате получится один или два круга, либо цепочка.

2. Основная часть

 

Упражнение “Стратегии самопомощи”

1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: “Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?”

2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.

Первый список может выглядеть так:

 

Второй список может выглядеть так:
1) играю со своими детьми 1) играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и счастье
2) читаю, лежа на диване 2) работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы
3) работаю в саду 3) встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения и т.д.

Упражнение “Промежуточная рефлексия”

Представьте себя каким–нибудь предметом в зависимости от того настроения, в котором вы находитесь в данный момент. Закрасьте его в любой цвет. Опишите, настроение этого предмета.

Участники по кругу описывают свои предметы.

Упражнение “Чувство”

Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.

Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.

Вопросы для обсуждения:

  • Воспринимали ли вас адекватно?
  • Почему возникали затруднения в определении чувства?
  • Расскажите о своих впечатлениях.

Упражнение “Список эмоций”

Группе предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих эмоции. Затем кто-то выходит и изображает эмоцию мимикой и жестами. Все отгадывают. Первый отгадавший показывает свою эмоцию.

Усложнение: Упражнение проводится в кругу. Один человек называет эмоцию — все ее показывают.

Вопросы для обсуждения:

  • Какое слово было труднее всего показать?
  • У всех ли было одинаковое выражение лица при изображении эмоции? Почему?
  • Могут ли люди испытывать одни и те же эмоции и иметь совершенно разное выражение лица? Когда? (Привести пример.)

3. Заключительная часть

Упражнение “Улыбка”.

Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло.

Упражнение “ Чему Я научился”

Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:

Я научился. . .
Я узнал, что. . .
Я нашел подтверждение тому, что. . .
Я обнаружил, что. . .
Я был удивлен тем, что. . .
Мне нравится, что. . .
Я был разочарован тем, что. . .
Самым важным для меня было. . .

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.

Рефлексия “Мне сегодня...”

Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”, оправдались ли ваши ожидания?

Подведение итогов занятия

Литература

  1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., Информационно-издательский дом “Филин”, 1996 г.
  2. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., “Просвещение”, 1989 г.
  3. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., “Просвещение” 1986 г.
  4. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя. Вопросы психологии N6. 1987 г.
  5. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания., Спб, “Речь”, 2006
  6. Самоукина Н.А. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. М., “ИТОН”, 1997
  7. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. – М. : АСТ, 2000.
  8. Тигронян Р.А. Стресс и его значение для организма. Волгоград, 1995.