Сколько на елочке шариков цветных…

Разделы: Технология


Предмет: бисероплетение.

Возраст детей: 8-12 лет.

Аннотация: Учебное занятие «Сколько на ёлочке шариков цветных…» в технике бисероплетения входит в раздел «Декорирование» дополнительной образовательной программы «Бисероплетения» для младшего и среднего школьного возраста. Представленное занятие является первым в разделе, дети второго и третьего года обучения знакомы с различными техниками изготовления изделий и применяют их при изготовлении своих изделий. 

Продолжительность занятия: 2 учебных часа (40+40 минут с десятиминутным перерывом).

Цель: декорирование ёлочного шара в технике бисероплетения. 

Задачи:

  • научить самостоятельно, выбирать и выполнять изделия в изученных техниках бисероплетения;
  • закрепить умение и навыки при работе с бисером;
  • формировать познавательную потребность в дальнейшем изучении данного художественного направления;
  • развивать познавательно-творческую активность обучающихся.

Оборудование: образцы ёлочных игрушек старинных и современных; магнитофон.

Инструменты и материалы: Ножницы, бисер, бусины разных размеров, бисерные иголки, нитки капроновые, салфетка фланелевая, пластмассовые однотонные ёлочные шары.

Этапы урока:

  • организация учащихся к занятиям;
  • работа по осмыслению и усвоению нового материала;
  • работа по закреплению изложенного материала;
  • работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков;
  • подведение итогов; выставка-конкурс.

Ход урока

I. Организационная часть (литературно-музыкальная).

Звучит песня «Маленькой ёлочке холодно зимой…»

II. Сообщение темы урока.

Самые красивые, добрые, светлые и удивительные праздники в году – это Рождество и Новый год. В эти дни все наполнено сказкой, любовью, ожиданием счастья и чудес. Мы верим в исполнение желаний, дети с нетерпением ждут подарков от Деда Мороза и, конечно, эти праздники невозможно себе представить без главного символа зимнего торжества – новогодней елки. А создать атмосферу волшебства помогают новогодние украшения. Далеко не все из нас знают о том, откуда берут начало елочные игрушки.

III. Актуализация знаний. 

По христианской легенде, когда в Вифлееме родился Спаситель, на небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения!! Каждый старался показать новорожденному свою радость и принести подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои цветы, плоды и листья.

Ель пришла с далекого севера последней и встала в стороне. Ее спросили, почему она не заходит. Ель ответила, что ей нечего подарить Младенцу, и она боится уколоть его иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и украсили ее ветви яблоками, орехами, цветами. Ель поблагодарила всех, и подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев нарядную Ель, и тогда над ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…

По другому преданию, Ель не пустили к Младенцу Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками. Но Ангел услышал разговор деревьев, сжалился над Елью и украсил ее ветви небесными звездами. Ель засияла и зашла в пещеру. Иисус улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и Ангел наградил доброе деревце, сделав его знамением праздника Рождества.

Это красивые легенды, а как было на самом деле?

Обычай украшать рождественское дерево появился более двух тысяч лет назад у древних кельтов. С помощью даров, развешанных на ветках ели и можжевельника, друиды привечали добрых духов и отгоняли злых. И только в XVI веке в Европе появился обычай украшать рождественское дерево тематическими праздничными игрушками. При этом европейцы не ставили в дом елки, а развешивали колючие ветки по периметру жилища макушками вниз.

Впервые рождественское дерево было упомянуто в немецкой летописи начала XVII века. Украшали его по каноническим правилам. Ель была увенчана соломенной или бумажной звездой – символом Вифлеемской звезды, указавшей место рождения Христа.

Висящие на ветвях яблоки символизировали отведанный Адамом и Евой запретный плод, а горящие свечи – символ духовного света и спасительных плодов благодати Божьей.

И конечно не обходилось без елочные игрушек, которые в то время изготавливались из съедобного материала. Это были вафли, пряники и печенья, сделанные из теста с добавлением изюма, яблок, орешков, инжира и сухофруктов, обмазанные яйцом и обожженные в печи.

На Руси первые ёлочные игрушки делали из тряпок, соломы, цветных ленточек, а уже позднее из бумаги и фольги. Этим производством занимались специальные картонажные мастерские.

Обычай наряжать елку фабричными новогодними изделиями появился в России лишь в 1817 году, а в 1848 году в Москве открылась первая фабрика по изготовлению бенгальских огней.

Когда же стали украшать елку новогодними шарами? По преданию, однажды выдался неурожай яблок. Тогда верующие пришли к стеклодувам с просьбой сделать стеклянные яблоки для праздника. С тех пор шары считаются классикой елочных украшений. Так в 1848 году, в городке Лауш в Тюрингии были изготовлены первые елочные шары.

В 1936 году в продаже появились новогодние гирлянды, и снежинки из стекла.

В 50-х годах появляются шары из тонкого стекла, чья поверхность стекла отражает елочные огни, бесконечно повторяя их отблески и создавая фантастическую картину.

Елочные игрушки и украшения часто попадают в Книгу рекордов Гиннеса. Самую большую елочную игрушку в мире – синий шар из пенопласта и прорезиненной ткани с серебряным наполнением в виде снежинок, весивший почти тонну, – сделали в 2003 году петербургские мастера.

Новогодних игрушек существует великое множество. Но классикой жанра и по сей день являются шары.

Сегодня в магазинах можно купить роскошные елочные шары, всех размеров и всех цветов, выбор большой, но эксклюзива мало. Поэтому, сегодня мы проводим мастер класс по изготовлению ёлочных игрушек. Но ведь, согласитесь, игрушки, сделанные своими руками, смотрятся гораздо оригинальнее и создают неповторимый домашний уют! И еще один плюс: игрушки, сделанные своими руками, – это дешево, так что останется больше денег на новогодние подарки, и они уж точно не разобьются.

Даже самой обычной елочной игрушке можно придать шарма с помощью техники бисероплетения. Вы можете украсить игрушку, сплести для нее красивый новогодний декор из бисера. Такую красивую елочную игрушку можно преподнести в подарок к Новому году кому-то из близких вам людей. Ваши друзья или родственники оценят подарки, своими руками и с любовью сделанные специально для них.

Но какими бы ни были наши предпочтения, какие бы елочные игрушки ни повесили мы на елку, мы делаем это для того, чтобы с хорошим настроением встретить самый лучший праздник в году. И прекрасная сияющая елка озарит своим светом все вокруг, чтобы мы с вами были счастливы и поверили в то, что все задуманное непременно сбудется.

IV. Практическая работа. 

Создание бисерного изделия

Чтобы разработать эскиз изделия используйте техники плетения, которые вы знаете. Назовите техники, которые вы знаете?

  • цепочки простые и сложные;
  • ажурное плетение;
  • многослойное плетение;

Выберите для шарика цепочку, которая вам больше всего нравится, и подберите для него материал: бисер, бусины, стеклярус.

Осуществляя подбор материала, основывайтесь на таблицу сочетания цветов и собственные ощущения. (Приложение). Но Вы должны помнить, что нет правильного сочетания цветов, а есть – удачное! Мой вам совет: используйте «огонек» или металлизированный бисер, чтобы игрушка получилась нарядной. Хорошо, если стеклянные бусины будут не обыкновенными прозрачными, а хотя бы гранеными.

Ну а выбор всегда остается за Вами. Как говорят:

«На вкус и цвет товарищей нет». (Пословица).

Работу начните с кружевного пояска. Нам нужно сплести цепочку, количество звеньев зависит от размера шарика и бисера. Сплести вы должны по выбранному эскизу.

С помощью цепочек закрепите поясок на середине шара. Для этого наберите в кольцо столько бисеринок, чтобы оно наделось сверху на сужение.

Соединительные петли подплетаются к набранной цепочке из бисеринок через равные промежутки. Количество петель зависит от соотношения размеров шара и применяемого материала и поэтому выбирается пробным путём. Соединение дуг может иметь и другой вид, главное, чтобы поясок плотно облегал шар.

Сложность оплетения шаров состоит в том, что поясок невозможно зафиксировать посередине.

После того как ваш шарик будет готов, украсьте его подвесками: бахромой простой или спиральной, кисточкой.

 

При работе над эскизом придерживайтесь плана разработки изделия:

  1. Определить размер шара.
  2. Продумать в целом его конструкцию и художественное решение
  3. Определить количество и пропорции отдельных элементов и способы их соединения.
  4. Разработать эскиз изделия
  5. Выбрать технику плетения
  6. Составить схемы изделия и его элементов
  7. Подобрать цветовую гамму бисера

Дети выполняют декор для ёлочного шара в технике бисероплетения, в конце занятия выполняем упражнение для глаз.

Упражнения для глаз снимающие утомление.

  • Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторять упражнение 5-6 раз с интервалом 30 секунд.
  • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
  • Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Второе и третье упражнение рекомендуется делать не только с открытыми глазами, но и с закрытыми. Выполнять их надо сидя, с интервалом 1–2 минуты.

V. Итог урока. Рефлексия.

Вопросы по теме:

  • Какое изделие мы выполняли?
  • Что нового для себя вы узнали на уроке?
  • Чему учились?
  • Какие виды плетения вы выполняли?
  • Что оказалось наиболее легким при выполнении работы?
  • Что не удалось, над, чем следует еще потрудиться?

VI. Анализ и оценка изделий.

  • Ребята, давайте посмотрим свои красивые выполненные работы.
  • Какая работа вам понравилось больше и почему?

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

Примеры выполненных детских работ:

Интернет-ресурсы:

  1. ourworldgame.ru/elochnye-igrushki-iz-pajetok/
  2. www.christmas-collection.narod.ru
  3. www.mastera-rukodeliya.ru/
  4. kids.moy.su/index/ukrashenie_na_novogodnjuju_elku/0-37
  5. ourworldgame.ru/mk-elochnye-igrushki-svoimi-rukami-prosto-i-bystro/
  6. www.liveinternet.ru/community/3203889/post134823467/

Литература:

  1. Рукотворец №4, массовый тематический обучающий журнал. М., 1999.