Тип урока: комбинированный.
Форма: урок-размышление.
Класс: 8.
Цели урока:
- Образовательная: вызвать интерес к творческому наследию Ю.Друниной; анализируя текст, понять, каково женское восприятие войны на примере стихотворения Ю.Друниной «Зинка».
- Развивающая: способствовать развитию образного и критического мышления, развитию коммуникативных способностей, метапредметных компетенций.
- Воспитательная: воспитывать трепетное, благоговейное отношение к женщине.
Оборудование: проектор, компьютер, экран; презентация с использованием музыки «Аве, Мария» Ф.Шуберта; песни «Вставай, страна огромная» (муз. А.Александров, слова В.Лебедев-Кумач); репродукций: Рафаэль «Сикстинская Мадонна», Икона Владимирской Богоматери, Леонардо да Винчи «Мона Лиза», К.Брюллов «Всадница», фотографий: девушка, женщина-мать с ребенком; фотографии женщин на войне; карточки с заданиями для групп, цветные фломастеры.
Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной.
Я – связная.
Пусть грохот сражения стих:
Донесеньем из боя
Остался мой стих…
(Юлия Друнина)
ХОД УРОКА
I. Стадия вызова. Активизация мыслительной деятельности. Подготовка к восприятию нового материала
1. На экране – заставка-интрига «В мир приходит женщина, чтобы…» На фоне музыки «Аве, Мария» Ф.Шуберта, мультимедийной презентации, в которой репродукции известных картин с изображением женщин и современные фото женщин, звучит стихотворение в исполнении учителя. (1 слайд-шоу)
Учитель:
В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина.
Чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина,
Чтоб детей родить.
В мир приходит женщина,
Чтобы цветком цвести.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.
Женщина.. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты, композиторы. Лик женщины…Есть в нем что-то возвышенное: одухотворенный лик Богоматери, лик красоты, счастливый материнский лик…
2. Составление кластеров. Ассоциативные ряды
– Давайте подберем ассоциации к слову
«Женщина». Составление кластера (мать, любовь,
красота, дом)
– Посмотрите на плакат (слайд «Родина-мать
зовет»). Здесь тоже изображена женщина. Где же лик
одухотворенности, нежности?
– Кто знает, в какое время появился этот плакат? (В
первые дни Великой Отечественной войны).
Учитель: (2 слайд-шоу). Звучит песня «Вставай, страна огромная…»(под музыку песни). В годы Великой Отечественной войны женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала, но и стреляла из «снайперки», подрывала мосты, ходила в разведку, брала “языка”, сражалась с врагом в небе. Всего за годы войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин.
3. Формулировка учащимися темы и цели урока
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (О женщине на войне).
Учитель: Тема сегодняшнего урока «У войны не женское лицо» (запись на доске).
– Теперь давайте подберем ассоциации к слову «война». Составление кластера (кровь, смерть, взрывы).
– Сформулируйте цель урока, о чем мы будем размышлять? (Женщина и война – несовместимы).
II. Стадия осмысления. Чтение и анализ стихотворения
1. Учитель: Наверное, вы уже слышали это выражение «У войны не женское лицо». Это истина. Сегодня нам предстоит поиск этой истинывстихотворении поэтессы Юлии Друниной, которая 17-летней выпускницей одной из московских школ, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт. (слайд)
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Ее позиция, ее женский взгляд на войну выразились в строчках:
Кто сказал, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Эпиграфом к уроку станут слова Ю.Друниной (слайд)
Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной.
Я – связная.
Пусть грохот сражения стих:
Донесеньем из боя
Остался мой стих…
Сегодня мы познакомимся с одним таким «посланием с войны» – стихотворением «Зинка».
2. Прогнозирование по названию
– Попытайтесь предположить, почему
стихотворение называется именно так: «Зинка» (не
«Зина», не «Зинаида»). Какой будет героиня?
Заполнение таблицы.
После знакомства со стихотворением соотнесем
ваши предположения с фактами.
3. Чтение наизусть стихотворения учителем.
4. Беседа.
– Какие чувства вызывает у вас это
стихотворение?
– Прочитайте, кому посвящено это стихотворение? (З.Самсонова
– ровесница Ю.Друниной, тоже добровольно ушедшая
на фронт. 86 советским женщинам присвоено высокое
звание Героя Советского Союза. Одной из них была
З.Самсонова, геройски погибшая в 1944 году).
– На сколько частей поделила Ю.Друнина
стихотворение и почему?
– Сравним 1 и 3 часть. Что заметили в их
построении? (Слова почти одинаковые,
повторяются, но если 1 часть построена в форме
диалога, то 3 – монолога, обращённого к погибшей
подруге и самой себе).
Словарная работа.
Учитель: Тема нашего урока «У войны не женское лицо». Лицо, лик. Эти слова очень похожи. Каковы значения этих слов в словаре В.И.Даля?
ЛИК – лицо, облик, образ; изображение лица на
иконах.
ЛИЦО – в возвышенном знач. Лик; передняя часть
головы человека; облик; особа, человек. («Толковый
словарь живого великорусского языка» В.И.Даля).
Значит, лик – это высокое, прекрасное женское
начало. Совместимо ли слово «лик» со словом
«война»?
– Обратимся к стихотворению. В каких частях
стихотворения мы видим преимущественно «лик
женщины»? (в 1 и 3 частях).
– А в какой части – страшное «лицо войны»? (во 2).
Несмотря на то что автор делит стихотворение на 3
части, по сути оно состоит из 2 частей.
Наша задача – понять, чем отличаются эти 2 части
по эмоциональной окраске, образам, каково
женское восприятие войны?
5. Работа в группах. Для этого продолжим работу со стихотворением в группах.
1 группа. Задание по 1 и 3 части стихотворения .
- Какой музыкой и наглядностью из представленной на уроке презентации вы сопроводили бы эти части стихотворения и почему?
- Прочитайте выразительно вслух данную строфу. С какой целью автор использует повтор звуков [л], [э]? Как называется этот прием?
Мы легли у разбитой ели,
Ждём, когда же начнёт светлеть.
Под шинелью вдвоём теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- По каким ключевым словам, картинам, образам вы увидели «лик женщины»? Какой у вас получился образ женщины? (изобразите в виде схемы, используя разные цвета фломастеров).
2 группа. Задание по 2 части стихотворения.
- Какой музыкой и наглядностью из представленной на уроке презентации вы сопроводили бы 2 часть стихотворения и почему?
- Прочитайте выразительно вслух данную строфу. С какой целью автор использует повтор звука [р]? Как называется этот прием?
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по чёрной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
- По каким ключевым словам, картинам, образам вы увидели «лицо войны»? Какое оно у вас получилось? (изобразите в виде схемы, используя разные цвета фломастеров).
6. Выступление групп. Подведение итогов
– С каким подобранными вами в начале урока
ассоциациями к слову «война» можно соотнести
стихотворение? (смерть, боль)
– С какими ассоциациями к слову «женщина» можно
отнести стихотворение? (мать, дом, красота,
светлокосый).
– Совместимы ли эти слова: женщина и война? Нет.
Учитель: Мы познакомились с женским видением войны в этом стихотворении: страшное, трагичное, чудовищное лицо войны – некрасивое, не одухотворенное, как лик женщины.
– Как вы думаете, смогли мы доказать, что «У
войны не женское лицо»?
– Да, это сочетание противоестественное. Но ведь
было что-то, что привело женщину, призванную
дарить жизнь, на войну, где отнимают эту жизнь?
– Почему же Зинка, другие такие же девчата, всеми
правдами и неправдами прибавляли себе лишний
год, чтобы пойти добровольцем на фронт; вели в
атаку, спасали от смерти раненых, жертвуя
собственной жизнью; не думая о себе. Они убивали,
ведь это война.. Они, для которых предназначена
природой роль матери, дарящей жизнь, выбрали роль
«светлокосого солдата», призванного убивать,
погибать самой?! (Они встали на защиту Родины –
матери, на защиту самой жизни ради будущих
поколений. Суровая необходимость их
мобилизовала. Они сделали свой нравственный
выбор. В трудное для страны время они заняли
собственную позицию, проявив волю и силу).
(Слайд). Согласно «Словарю по этике», жизненная
позиция – это принцип поведения, точка зрения
личности на свое место и роль в общественной
жизни. Значит, роль определяется жизненной
позицией.
– Какова жизненная позиция Зинки, Юльки, женщин,
взявших в руки оружие? (позиция патриота,
гражданина).
Именно поэтому они выбрали роль солдата,
защитника, выстояли в тылу, в оккупации. И они
сделали все, чтобы приблизить победу.
Такая позиция была и у Ю.Друниной: (слайд) «потому
что имя ближе, чем Россия, не могла сыскать».
III. Рефлексия
– Итогом наших размышлений по теме
урока станет составление синквейна к слову
«Зинка». Чтение синквейнов.
– Вернемся к вашим «предположениям» по названию
стихотворения. Совпали ли они? (Горячее
послание Ю.Друниной нам, будущим поколениям, –
это реквием по несостоявшейся жизни).
Заключительное слово учителя под музыку «Аве, Мария»
(Слайд) Все дальше от нас эта война. В этом году
мы отметили 65-летие со дня Великой Победы.
Вглядитесь в эти лица. Это они, ТОГДА 17-летние,
«светлокосые солдаты» в сырых шинелях войны.
Поколение 21 века узнает о войне из фильмов,
рассказов участников и главное – из книг.
Литература возвращает к событиям войны не только
для того, чтобы вновь и вновь показать трудный
путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт
прошлого предостерег от катастрофических ошибок
в будущем.
В память о нашем уроке я хочу оставить вам буклет
(Приложение), в
котором список книг о войне, эпиграфом к нему я
взяла слова Ю.Друниной. Среди авторов – и женские
имена: Ольга Берггольц, Маргарита Алигер, Анна
Ахматова, Светлана Алексиевич, повесть которой
так и называется « У войны не женское лицо».
Читайте, этого забыть нельзя. Это наша память.
Спасибо вам, ребята, за участие в уроке.