С любовью к России

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование  уважительного отношения к родной стране; создание эмоционально—положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

Задачи:

  • формировать устойчивый интерес к познанию прошлого Руси, гражданское самосознание, любовь к Родине;
  • развивать творческое воображение, умение пользоваться своими презентациями к занятию, формировать чувство гордости за свою Родину;
  • воспитывать у детей уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства.

Подготовительная работа: подбор  материала  по теме, разучивание стихов, подготовка слайдов.

Оборудование урока: мультимедиапроектор, слайды с изображениями природы, нашей столицы Москвы, народные костюмы, изображение герба, флаг России, аудиозапись гимна России, песен.

Тип занятия: обобщения и систематизация знаний.

Форма занятия: литературно-музыкальная композиция

Контингент участников: подростки в возрасте 14-17 лет.

Методы, используемые на занятии:

Методы формирования сознания личности – убеждение, внушение, беседа, метод примера.

Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения – поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело.

Методы стимулирования поведения и деятельности – взаимовыручка,  создание ситуации успеха,  метод одобрения, метод поощрения. 

Принципы обучения, реализуемые на занятии:

  • доступность: выбор заданий посильных для воспитанников;
  • принцип ориентации воспитанников на общечеловеческие ценности;
  • дифференцированность;
  • принцип эмоционального комфорта.

ХОД УРОКА

Россия – сколько в этом звуке для сердца русского слилось,
О сколько в нем отозвалось!

I. Организационный момент.

Под мелодичную музыку педагог читает стихотворение.

(Приложение 3. Слайд 1)

Россия – это белая береза
И девушка, румяная с мороза,
И в жаркий день веселый звон ручья…
Россия – это ты и я!
Идем навстречу зноям и метелям,
Беду и радость поровну мы делим.
Мы все одна великая семья.
Россия – это ты и я!

Ведущий.  Сегодня мы будем путешествовать по страницам истории нашей России. Она интересна и многогранна. Сегодня мы поговорим о том, почему надо любить и беречь свою Родину. А Родина для каждого из нас начинается с детства.

(Звучит песня «С чего начинается Родина», слова М. Матусовского, музыка В. Баснера)

(Приложение 3. Слайд 2)

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.

II. Страница «История страны и ее символы»

(Приложение 3. Слайды 3-12)

Ведущий.  Откуда появилось такое название – «Россия»? В стародавние времена ее называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь – страна рек и озер. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами, а страну, где они живут, – Россией.

1-й чтец

За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия… 
Россия… 
Раздолье…
Равнины…
Березы босые, седые осины.
Все дорого с детства,
Все памятно с детства.
И все же не можем никак наглядеться.

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

С.Есенин

Отдохну-ка, сяду у лесной опушки!
Вон вдали соломой крытые избушки,
И бегут над ними тучи вперегонку
Из родного края в дальнюю сторонку.
Белые березки, жидкие осины,
Пашни да овраги – грустные картины!
Не пройдешь без думы, без тяжелой, мимо
Что же к ним все тянет так неодолимо?

А. Плещеев

Топи да болота, синий плат небес.
Хвойной позолотой взвенивается лес.
Тенькает синица меж лесных кудрей,
Темным елям снится гомон косарей.
По лугу со скрипом тянется обоз –
Суховатой липой пахнет от колес.
Слушают ракиты посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..

С. Есенин

В поле звон раздается лазоревый,
Льется с птичьими трелями в лад.
Почему-то в России особенно
Колокольчики нежно звучат.

Я.Козловский

Педагог.  Что, по-вашему, объединяет нас всех?

Дети (хором). Все мы – россияне! (Приложение 3. Слайд 13)

1-й чтец. Россия вступила в XXI век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом по решению Государственной думы и Президента РФ. (Приложение 3. Слайд 14)

Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит как скала!
Пусть высится гордо и смело над нею
Трёхцветный наш флаг.
Во благо славянского дела –
Врагам всем на сором и страх!

2-й чтец. Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орел – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. (Приложение 3. Слайд 16)
Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Три короны над ними, скрепленные единой лентой, символизирует кровное братство и единую историю трех восточнославянских народов – русских, украинце и белорусов.Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.
Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. (Приложение 3. Слайд 17)

(Звучит гимн, слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова. Дети слушают и поют гимн стоя.)

3-й чтец. Россия – необъятная страна. Ее площадь составляет 17 млн. кв. км Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км. (Приложение 3. Слайд 15)

(Приложение 3. Слайды 18-21)

(На фоне слайдов о просторах России дети, одетые в русские костюмы читают стихи)

1-й чтец:

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля –
Это русское раздолье,
Это русская земля.

2-й чтец:

Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга –
Это русские картины –
Это Родина моя.

3-й чтец:

Слышу песню жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка,
Это Родина моя.

III. «Столица России»

(Приложение 3. Слайд 22)

Слова о Москве

Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь и я живу
Солнце в каждом взоре.
От Старинного Кремля
Звон плывёт волною,
А во рвах живет земля
Молодой травою
В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве –
Это праздник света

«Белеет церковь над рекою.
За ней опять – леса, поля.
И всей весенней красотою
Сияет русская душа»

А. Блок

(Приложение 3. Слайд 23)

Ведущий. В одной старинной летописи написано: «князь великий Юрий Долгорукий взошел на гору и обозрел с нее очами по обе стороны Москвы – реки и за Неглинкою, и возлюбил села оны, и повелел на месте том вскоре соделати мал деревян град, и позвал его званием реки тоя – Москва-град».

1-й чтец:

Нет тебе на свете  равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!

(Приложение 3. Слайд 24)

2-й чтец:

Расширяясь, возрастая,
Вся в дворцах и вся в садах,
Ты стоишь, Москва свята,
На своих семи холмах…

IV. «Неповторимая Россия»

1-й чтец:

Деревьев разных не сочтешь –
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей!

(Приложение 3. Слайд 25)

2-й чтец: Береза с незапамятных времен почитаема и любима   на Руси.

3-й чтец

Без березы не мыслю России –
Так светла по–славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена.

Хоровод «Береза»

V. «Любимый город»

Педагог.Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит ее. Любит место, где он родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень.  Человек любит людей, с которыми он живет, любит свой народ. Родина, как известно, бывает большой (страна, где мы живем) и малой (где человек родился или живет). А любовь к большой Родине начинается с любви к Малой Родине. С местом, где родился человек, где он живет, растет,  узнает мир связано очень много. Частью самого человека, его жизнью и судьбой становятся люди, которые его окружают, природа, история и традиции родного края. Так сложилось, что  в нашем крае  живут люди из  разных уголков России,  люди различных национальностей. И очень важно, чтобы дети, живущие здесь,  не только знали свои корни, но и полюбили этот  «край земли», научились видеть красоту суровой природы, уважали обычаи и культуру местных жителей, считали его своей Родиной. Наша малая родина – Надым.

3-й чтец:

Есть в сердце Отчизны такой необъятной
Небольшой городок для нас дорогой.
Он сердцу родной, он милый, приятный,
Уютный и добрый такой.

(Приложение 3. Слайд 27)

4-й чтец:

Наш город всех сплотил навек.
Здесь каждый – настоящий человек.
Тут армянин, татарин и грузин,
Здесь дагестанец и казах, чеченец, осетин.
Не сосчитать всех наций в городе родном,
В котором вместе мы живем.

1-й чтец:

Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живем.
Север для каждого щедр
Будь ты приезжий,
Будь местный ты родом
Ценят выше тут золота недр
Неподкупную дружбу народов.

(Приложение 3. Слайд 28)

2-й чтец:

Мой друг! Что может быть милей бесценнее родного края?
Там солнце, кажется светлее,
Там радостней весна златая,
Прохладней летний ветерок,
Душистее цветы, холмы там зеленей,
Там сладострастнее журчит поток,
Там соловей поет звучнее
Там все нас может восхищать.
Там все прекрасно, там все мило,
Там дни, как молния летят,
Там нет тоски унылой.
Там наше счастье живет,
Там только жизнью наслаждаться.

(Приложение 3. Слайды 29-36)

Викторина (Приложение 3. Слайд 37-51)

1. Как называется наш округ? (Ямало-Ненецкий автономный округ)
2. Темный как ночь,
В земле рождается
По тундре бежит,
В нашем доме огнем зажигается?
(Газ)
3. Сердце Ямала, столица округа? (Салехард)
4. Символы округа. (флаг, герб)
5. Какой полуостров говорит о своей величине? (Я – мал)
6. Фамилия губернатора округа (Кобылкин Д.Н.)
7. Перечислить полезные ископаемые Тюменской области. (Газ, нефть)
8. Что означает в переводе на русский язык слово Ямал? (Край земли)
9. Обоз из оленьих упряжек. (Аргиш)
10.  Сколько оленьих шкур идет на покрытие чума? (70-80 шкур)
11. Сколько лет округу? (80лет)
12. Чем отличается гусь от малицы? (Гусь – зимняя верхняя одежда; малица – мужская верхняя одежда)
13. Ненецкие сани. (Нарты)
14. Священное дерево у ненцев. (Лиственница)
15. Назовите самый старый город  нашего округа? (Салехард)

Педагог.

Что такое Россия?
Равнины?
Ледяное мерцание звезд?
Гул тайги? Снеговые вершины?
Иль свечение белых берез?
Да, все так,
Но не только... не только...
В ней есть север, и юг, и восток,
И ее соловьиное горло
Исторгает печаль и восторг.
Ее речь нетороплива, напевна
И пленяет своей прямотой,
Здесь гордится любая деревня
Неказистой своей красотой,
Эту гордость никто не отнимет,
Хотя кто-то отнять бы не прочь,
Свое сердце Россия вынет,
Если надо кому-то помочь.
Что такое Россия?
Не знаю.
Да и кто это знает вообще?
Это за морем пусть гадают
О загадочной русской душе.

Рефлексия

Педагог.

– В нашей гостиной звучало русское слово, русская песня.
– Что их объединяло?
– Чувство большой любви к родному краю, родному Отечеству, чувство уважения к Великой России.
Любите свою Родину! Каждый человек, живущий в России должен знать её историю и родной язык, беречь и любить её природу. В дальнейшем мы с вами продолжим  изучать духовные ценности, культуру, историю России. На этом наше мероприятие подошло к концу. Спасибо всем за внимание! (Приложение 3. Слайд 52)

Приложение 1
Приложение 2