Интегрированный урок (математика + окружающий мир) "Деление многозначного числа на однозначное"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательные:
    • закрепить письменный прием деления многозначного числа на однозначное;
    • отрабатывать навык письменных вычислений;
    • закрепить умение решать составные задачи;
  • Развивающие:
    • развивать математическую смекалку;
  • Воспитательные:
    • формировать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Вид урока: интегрированный урок математики и окружающего мира.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, карточки: ответ + буква, карточки – листочки: ответ + сообщение, карточки: ответ + редкое растение или животное, выставка книг.

ХОД УРОКА

I. Организационный  момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

II. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке мы закрепим письменный прием деления на двузначное число. Кроме того вы узнаете много интересного. (Приложение 1, cлайд  1)

III. Минутка чистописания

– Запишите числа от 0 до 70, которые делятся на 7 (0, 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63, 70). 

Проверка. (Приложение 1, cлайд  2)

IV. Устный счет

– А сейчас нужно устно решить примеры и узнаем, какое слово зашифровано. (Ответы на карточках).

240 : 6 * 10 = 400Г                             5 * 70 : 100 = 35К
54 * 10 : 9  =  60О                               420 – 280 : 7 = 380О
200 : 100 * 50 = 100Л                         600 – 120 : 2 = 540И
400 : 8 : 10 = 5Э                                  810 : 9 * 100 = 9000Я

Полученные результаты расположите в порядке возрастания. (1 человек у доски).

– Какое слово получилось? (Экология)
– Что такое экология? (Слайд 3)
– А теперь устно решим задачи.

1) В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано еще 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране? (193)

2) Из 250000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения? (25000)

– Какие растения, занесенные в Красную книгу, знаете? (Ландыш, кувшинка, купальницы). (Приложение 1, cлайды 4, 5, 6)

1 ученик читает заранее выученное стихотворение

(Евгений Карасев)

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное “стой!”,
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устали.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели…

– Что нельзя делать, чтобы не исчезли растения?  (Рвать, топтать)

3) Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час? (1200)
– Для ознакомления с жизнью животных и растений нашей страны можно прочитать книги В.Бианки, Григория Скребицкого, Михаила Пришвина. (Выставка книг)
– Посмотрите на доску и решите примеры. (Каждому ряду по 1 примеру, 3 человека у доски)
– Но сначала назовите компоненты действия сложения и вычитания.
– Как найти неизвестное слагаемое?
– Как найти уменьшаемое?
– Как найти вычитаемое?

Решив, переворачивают лист, сверяя ответ, и читают сообщение.

– столько жуков – короедов съедает за 1 день   дятел. (Приложение 1, cлайд 7)
– столько лет живет сосна. (Приложение 1, cлайд 8)
– столько полевых мышей уничтожает сова за 1 год. (Приложение 1, cлайд 9)

V. Закрепление письменного приема деления на однозначное число

Работа с учебником.

Объясните по плану как выполнить деление.

7410 : 3 столбиком        (1 ученик объясняет у доски)

Приложение 1, cлайд 10

  1. Первое неполное делимое …
  2. Разделю …
  3. Умножу …
  4. Вычту …
  5. Сравню остаток с делителем.

№ 443 (2 человека у доски, остальные по вариантам)

91440 : 4 = 22860                                13140 : 6 = 2190
8320 : 8 = 1040                                   7224 : 8 = 903

На доске карточки с числами  22860   903   2286   93   2190   140     1040

Выберите карточки с ответом, который получился у вас. Если решили правильно, то на обратной стороне изображены растения, занесенные в Красную книгу. Показывают всему классу и читают название растения. Если на обратной стороне животное ищут ошибку и исправляют.

VI. Физминутка

VII. Анализ и решение задачи

Читаю задачу. На доске изображения поползня (в квадрате), дятла (в прямоугольнике), скворца (в треугольнике).

На территории Окского заповедника гнездятся сотни птиц. Пара поползней приносит своим птенцам в день 335 гусениц, пара дятлов – в 3 раза больше, чем пара поползней, а пара скворцов – в 5 раз больше. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара дятлов?

– О ком говорится в задаче? (Составляет краткую запись на доске ученик, сильные ученики самостоятельно.).
– Что известно о поползнях?
– Что известно о дятлах?
– Что известно о скворцах?
– Что нужно узнать?

– Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?  Почему?
– Как это можно узнать? (335 * 3 и 335 * 5)
– Повторите вопрос задачи.
– Как узнать,  на сколько одно число больше или меньше другого?

Выполняют самостоятельно.

VIII. Геометрический материал

На каких геометрически фигурах изображены данные птицы?
– Что такое прямоугольник? Чем отличается квадрат от прямоугольника?
– Как найти площадь прямоугольника?
– Решите задачу. Площадь клумбы, имеющей прямоугольную форму, равна 184м2. Её длина 23 м. Чему равна ширина? (Все самостоятельно, 1 у доски) 
– Что известно? Как найти ширину, зная S и длину?

S = 184 м2.
а = 23 м
b = ? м.

S = a * b
23 * b = 184
b = 184 : 23
b = 8 м.

Ответ: 8 м ширина клумбы.

IX. Итог урока

– Чему учились на уроке?
– Как называется наука, которая изучает взаимосвязь с окружающей средой?
– Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу?
– Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы. (Приложение 1, cлайд 11)