Кто такие звери? 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Образовательная: учить определять принадлежность животного к группе зверей; познакомить с разнообразием зверей, их внешним строением, раскрыть связь между строением животного и его образом жизни.
  • Развивающая: развивать речь, внимание, наблюдательность, мышление
  • Воспитывающая: формировать самооценку, навыки коллективной работы.  Прививать интерес к предмету.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью; научиться выделять зверей среди других животных, приводить примеры животных этой группы.

Оборудование. У учителя – цветные изображения медведя, лося, белки, зайца. компьютер, проектор У учащихся – на подносах пучки шерсти для практической работы, лупы; цветные фишки; пластилин для выполнения задания в рабочей тетради.

Презентация (Приложение 2)

ХОД УРОКА

1.  Приветствие гостей

Мы гостей сегодня ждали,
Их с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И читать и отвечать?
Не судите очень строго –
Ведь учились мы немного.

 2.  Как мы будем оценивать свою работу

К

         Хорошо, все задания выполняли правильно.

З

         Если у вас что-то не получилось, не со всеми заданиями справились.

С

         Если вы были невнимательны, вам не хотелось заниматься, у вас ничего не получилось, (квадратики лежат на партах у каждого ребенка)

3.  «Настройка» на работу

У каждого ученика на парте лежат карточки  с  «пушистиками».  (Приложение 1)
Раскрасьте  того «пушистика», который соответствует настроению в данный момент:
– Сегодня на уроке мы вместе с Мудрой черепахой должны найти ответ на вопрос :Кто такие звери?  (Слайд 1)

4.  Работа над  новым материалом

–  Откройте учебник на с. 26 (Слайд 2)
Смотрим на экран. Кого вы здесь видите?
Нам нужно определить, какое из изображенных животных – зверь.
Установим, какие из этих животных точно не звери (орел – птица; жук – насекомое)
Их изображение  накройте  фишками.
Назовите  оставшихся животных (крокодил, мышь). Какое же из них – зверь?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, кто такие звери. А для этого надо изучить строение тела зверей и установить их главный признак.

(Слайд 3)

Познакомимся с некоторыми  животными, которые относятся к группе зверей. Если вы отгадаете загадки, вы узнаете, что это за звери

1. Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он … (жираф)

2. В магазине не была,
На базаре не была
А домой пришла –
Молока принесла
Молока кому?
Хозяину своему? (Корова)

3. Мордочка усатая
Шубка полосатая.
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)

(Слайд 4)

– Какие части тела вы выделите у жирафа?
Найдите  те же части тела у коровы и кошки. Покажите эти части своему соседу.
Тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые
Вспомните, чем покрыто тело рыб, птиц? А чем покрыто тело зверей? (Шерстью.)

5. Практическая работа 

На подносах у детей пучки шерсти, вычесанной или состриженной с любых зверей.
– Скажите, что у вас на подносах. Рассмотрите пучок шерсти. Потрогайте, какая шерсть на ощупь. (Мягкая, жесткая, пушистая и т. д.)
– Какого она цвета? Из чего состоит пучок? Рассмотрите при помощи лупы.  Много ли волосков? Такими волосками и покрыто тело зверей
Положите  пучки шерсти на квадрат в учебнике, где нарисована шерсть. Рассмотрите  на рисунке Черепаху. В  какой костюм она нарядилась. Прочитаем  слова Черепахи: звери – это животные, тело которых покрыто шерстью.
Вернемся  к верхнему рисунку. Как же узнать зверя? Крокодил – это зверь? Накроем его фишкой. А мышь – зверь? Вот видите, не все звери большие и зубастые!

6. Знакомство с многообразием зверей

– Каких зверей вы знаете? Каких видели своими глазами? Кто из них живет рядом с человеком? Кто из них живет в лесу?    На какие две группы делятся

Физкультминутка (Слайд 5)

Работа с учебником (с. 27)

– Узнал Муравьишка, кто такие звери, и побежал в лес с ними знакомиться. А звери решили сыграть в прятки. Здесь спрятались четыре разных зверя. Найдите их и накройте фишками. Кто спрятался в нижнем левом углу рисунка?

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)

Это зверь? (Слайд 6 – цветное изображение медведя)
– Медведи – отличные охотники, но часто питаются и лес­ными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь – большой лю­битель меда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы по­лакомиться. Осенью зверь заботиться о надежном убежи­ще, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень ве­лик зверь, зимой ему трудно прокормиться, трудно и дви­гаться по глубокому снегу.
– Найдите самое крупное из спрятавшихся животных. Кто это? (Лось.) Это зверь?

(Слайд 7 – изображение лося.)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

– Лось очень крупное животное. Самца легко узнать по ог­ромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и березами. Они щиплют траву, а также едят па­поротники, грибы и другие растения. Лоси проводят много времени у водоемов. Они отличные пловцы. Чуть ли не в недельном возрасте мать приучает лосенка плавать.

– А кто зимой бывает белым, а летом серым? (Заяц.) (Слайд 8)

– Два раза в год меняет свою шубку заяц. Плохо пришлось бы зайцу зимой, если бы он остался серым, как летом или осенью. Но осенью заяц линяет, и вместо серой шерстки, вырастает снежно-белая. Словно надел зайчик шапку-невидимку, только кончики ушей черные да нос. Так заяц сливается с белым снегом и скрывается от врагов.

– Угадайте, о ком говорится в этой загадке:

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка) (Слайд 9)

– Зверьки эти зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды; поедают они и насе­комых. Летом они запасают на зиму корм, сушат грибы, выбирают спелые орехи. Все это прячут во мху или в дуп­лах. Летом белки носят легкую рыжую шубку, поздней осенью рыжая шубка становиться серой, густой и теплой.
– Посмотрите на картинку в учебнике. Какое время года изо­бражено на рисунке ? (Лето.)
– Почему? (На деревьях листья. Медведь гуляет по лесу, а зи­мой он должен спать.)
– Как раскрасите шубку белки ? Зайца ? (Летом у белки шубка рыжая, у зайца – серая.) Раскрасьте животных.Дети работают самостоятельно.

(Слайд 10)

Физкультминутка

Зарядка для глаз

– Мудрая Черепаха хочет познакомить нас с интересными жи­вотными, которые тоже являются зверями, но имеют не­обычное для этой группы строение тела. Рассмотрите этих животных  Назовите их. (Крот, летучая мышь, кит.)

(Слайд 11)

– Обратите внимание на лапы крота. Что в них особенного? (Передние лапы больше.)
– Как вы думает, почему?(Крот роет подземные ходы, для этого ему нужно иметь такие лапы.)
Лапы крота превратились в лопатки. У крота под землей есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотиться. Крот роет ходу очень быстро. Он выкапывает особые ходы к воде – лужам и ручьям. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает.

(Слайд 12)

Что необычного в строении летучей мыши? (У нее вместо лап – крылья.)
Летучие мыши – единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки. Днем они спят, прицепив­шись к ветке или скале вниз головой.Известна одна удивительная вещь, оказывается, чтобы не умереть с голоду, ведь этот вид животных не имеет возможности постоянно добывать себе пищу, они впадают в состояние ступора. Происходит замедление обмена веществ, снижается температура тела. В сильные морозы летучие мыши могут без ущерба для здоровья, превратиться в «сосульку».

(Слайд 13)

Рассмотрите кита. Что необычного в строении его тела? (У него вместо ног – плавники; нет шерсти.) В группе зверей кит – самое большое животное. С помо­щью плавников кит плавает. Тело его скользит в воде. У кита нет шерсти, но у него есть несколько одиночных во­лосков на голове. Они очень чувствительны и помогают киту найти пищу, с их помощью кит ночью может обнаружить в воде скопление мелких рачков, которыми он питается

7. Работа в  рабочей тетради (с. 12)

Задание 2 при недостатке времени может быть выполнено в группе продленного дня.

При подведении итогов урока учитель от имени Муравья Вопросика спрашивает: «Кто такие звери?» Просит привести примеры зверей.

8. Итог урока:

– Подведём сейчас итог,
Как прошёл у нас урок?

– Сегодня на уроке, благодаря дружной работе, нам удалось выполнить все задания. Какие открытия вы для себя сделали сегодня? Какие знания, приобретённые на этом уроке, могут вам пригодиться в дальнейшем?
– Что нового вы для себя узнали?
– Что вам понравилось делать больше всего?
– А в чем были трудности?   
– Оцените себя, как вы сегодня работали.

К

          Вы усвоили знания идеально. Завидую.

З

           Почти безошибочно. Примите поздравления.

С

           Огорчаться не стоит. К отдельным вопросам можно всегда вернуться.

– Покажите мне «мордашки» с настроением.
– Улыбок больше – значит, урок удался!
– Ребята, поднимите руку, кто сегодня на уроке узнал что-то новое о животных?
– А как мы можем помочь животным? Будем всегда и везде охранять природу, оберегать животных, ведь они нуждаются в нашей заботе. Никогда не забывайте об этом. А закончить наш урок я предлагаю вот этой песней.

Попрощаемся с гостями:
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!