Организация краеведческой работы в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Предназначение школы – передавать подрастающим поколениям всё наиболее ценные, стабильные знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями, и воспитывать граждан, способных к дальнейшему развитию общества. Исходя из данной трактовки предназначения школы, мы выделили одно из основных направлений работы школы – краеведение.

Данное направление реализуется практически на всех предметах, каждый педагог начальной школы старается найти наиболее ценный, интересный материал по изучению родного края, связать его с темой своего предмета, что не только позволяет углубить и расширить познавательные интересы детей, но и создать условия для творческого развития личности.

Цель краеведческой работы – углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.

Задачи:

  • развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
  • формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, любви к родному краю.
  • развитие личностных качеств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

В своей работе мы широко используем местные ресурсы: краеведческий музей, культурные учреждения и предприятия посёлка, памятные места. Наша школа славится своими учителями – краеведами – это Валентин Павлович Букреев, который на протяжении всех лет педагогической деятельности сочетает преподавание истории с краеведческой работой. Он является автором более 200 публикаций краеведческой, военно-патриотической тематики. Его очерки напечатаны в таких фундаментальных изданиях, как “Книга Памяти”, “Солдаты Победы”, “Книга Памяти жертв политических репрессий. Забвению не подлежит”. Много материалов краеведческого характера, подготовленных педагогом, печатается как на страницах районной газеты “Маяк”, в региональных изданиях, так и в различных сборниках (около 40). Им разработана историко – краеведческая программа “Сибирь – моя судьба”, которую учителя нашей школы применяют на своих уроках. С 2008 год Валентин Павлович работает директором районного краеведческого музея имени И.С. Коровкина.

Краеведение – одно из любимых занятий учителя географии Горбачёва Сергея Филипповича, который является членом Омского отделения Российского географического общества. Им написано и опубликовано более тридцати краеведческих материалов по истории района. Сергей Филиппович разработал программу краеведения для школ Любинского района. В 2007 году стал победителем конкурса “Моя родословная” в номинации “Семейная династия”.

“Я русский по сути и плоти, и, душу вверяя стихам,
Коль вы не в России живёте, то я не завидую вам.
Я с гордостью всем заявляю, что званием этим горжусь.
Нигде, ни на что не сменяю страну я, по имени Русь.
Пусть сулят все прелести рая, от чистого сердца скажу:
Я счастлив, что здесь проживаю, что воздухом русским дышу.
Ведь всё это русское, наше. Всё с сердцем сжилось и душой.
И нет нам земли нашей краше на этой планете большой.
Подолгу смотрю из ладони, как кружится клин журавлей.
Взовьётся то ввысь, то утонет средь моря осенних полей.
Я птиц разговоров не знаю, но сердцем готовым к броску,
Как их я сейчас понимаю. Их русскую птичью тоску.
Дух Родины в них укрепился и там, среди пальмовых грёз,
Желаю я им, чтоб приснился рассвет на ветвях у берёз.

Эти строки принадлежат Николаю Васильевичу Рыбалову – поэту, художнику и учителю изобразительного искусства, которым гордится любинская земля. Всё его творчество пронизано любовью к родному краю, памятью к её историческому прошлому. Николай Васильевич – автор 8 сборников стихов, а выставки его картин неоднократно проходили в районном краеведческом музее имени И.С.Коровкина. В нашей школе оформлен зал, где представлены лучшие творчевкие работы Николая Васильевича.

Весь курс окружающего мира содержит краеведческий материал – это новые знания о природе родного края. Говоря об охране природы нашего края, дети узнают о Любинском заказнике. Они наблюдают за погодой, растениями, животными и трудом людей в нашей местности, учатся ориентироваться. Узнают о поверхности нашего края, о полезных ископаемых и почве, о водоемах (подробно о реке Иртыш).

На уроках литературного чтения мы используем материалы не только Н.В. Рыбалова, но и творчество поэтов и писателей нашего региона. Это стихи и любинской поэтессы М. Удовиченко.

На уроках музыки учащиеся знакомятся с фольклором нашего края, изучают песни о нашем городе, гимн Омска.

На уроках изобразительного искусства дети знакомятся с культурой и искусством Омского Прииртышья.

На уроках русского языка мы используем пословицы и поговорки о любви к Родине, краеведческий материал в предложениях. На уроках развития речи мы пишем сочинения “Осенью в нашем парке” и “Мой любимый посёлок”. Составляем рассказы по картинкам, изображающим родную природу.

Определи тип текста.

Растительный покров Омской области разнообразен. Одним из основных природных богатств нашей области являются леса. В современных лесах преобладает берёза бородавчатая, сосна, осина, кедр, ель, пихта. Весьма незначительные площади заняты лиственницей, липой, ольхой, ивой. Разнообразны наши плодовые и ягодные культуры: яблоня, груша, вишня, смородина, малина, крыжовник, слива, земляника.

На уроках математики решаем задания краеведческого характера.

Задача 1

Баировский республиканский государственный комплексный заказник – один из старейших в Омской области. Он был создан в 1959 году для охраны, лебедей, гусей, уток, журавлей, болотной и полевой дичи, а также лосей, косуль и зайцев – беляков. Сколько полных веков заповеднику?

Задача 2

Сотни тысяч птиц гнездятся на территории “Птичьей гавани”. Все знают, какую большую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит за день около 300 гусениц; дятлы – 900 гусениц, а скворцы 1500 гусениц. Выпиши числа в порядке возрастания и убывания.

Задача 3

На Земле обнаружено и описано 19056 видов рыб, 9040 птиц и 4010 видов зверей. Запиши числа в виде суммы разрядных слагаемых.

При системности краеведческой работы создаются условия формирования у детей правильного, материалистического миропонимания. Наша задача состоит в том, чтобы заронить в душу ребёнка зерно любознательности, пытливости, формировать у детей устойчивый интерес к природе, стремление к различным исследованиям.

Внеклассная работа – дополнительная форма учебно-познавательной работы с детьми. Занятия, проводимые во внеурочное время, осуществляются под руководством учителя, расширяют и углубляют знания, это организация разумного досуга. Главное направление внеклассной работы – углубление и применение на практике знаний. Поэтому, мы считаем, такую работу одним из важных моментов в краеведческом направлении.

Формы внеклассной краеведческой работы

Разовые формы деятельности Разовые и системные формы деятельности
Конкурсы Проектные работы
Викторины Экскурсии
Краеведческие недели Театрализованные представления
Тесты Общественно-полезная деятельность

Рассмотрим эти формы подробнее.

Разовые формы краеведческой деятельности

Краеведческие конкурсы

Их главная цель – развить у учащихся интерес к предмету, малой родине, региону. Подготовка и проведение конкурсов способствуют развитию знаний учащихся, формированию культуры мышления, речи, умений работы и общения в коллективе.

Краеведческий конкурс “Подумай и ответь”

Класс делится на две команды.

Первый конкурс “Деньги”

– Как вы понимаете следующие поговорки: “Копейка рубль бережёт”, “Не было ни гроша, да вдруг алтын”, “Рубль есть и ум есть, нет рубля, нет и ума”

– У вас на партах лежат фломастеры, цветные карандаши и бумага. В течение 15 минут каждая команда должна придумать не менее пяти занятий, которыми в школе можно было бы заработать деньги.

– Нарисуйте особые “Школьные” деньги и придумайте, на что в школе можно их потратить.

Второй конкурс “Омск и Омичи”

– Много в Омске красивейших мест. Представьте себе: вы гуляете по Соборной площади. На неё медленно, сверкая загадочными огоньками, приземляется летающая тарелка. Из неё выходит красивый, слегка зеленоватый инопланетянин и просит вас рассказать о своём городе. В течение 10 минут каждая команда должна предложить ему самый интересный маршрут по Омску.

Третий конкурс “Улицы Любино”

– Представьте, что вам предложили дать десять названий новым улицам Любино. В течение 5 минут каждый ряд представит пять новых названий улиц.

Четвёртый конкурс “Экология посёлка”

– Возьмите на партах бумагу, фломастеры, цветные карандаши. В течение 10 минут каждая команда рисует плакат на тему “Что делает наш посёлок красивым?”

– Каждая команда пишет 10 предложений на тему “Что я могу сделать для экологического благополучия своего района”

Подведение итогов.

Краеведческие викторины

Краеведческая викторина по произведениям писателей Омского Прииртышья

Дети делятся на 3 команды.

– Ребята, сегодня у нас викторина по произведениям писателей Омского Прииртышья.
– Начнём с разминки.
Назовите, каких поэтов и писателей нашего региона вы знаете?
Назовите их произведения, которые вы читали.

1 этап

– Узнайте, из какой сказки эти строчки;

  1. “Столяр развернул свёрток. Орёл хотя и был деревянный, но был как живой. Сел мастер на орла, повернул винтик и вылетел в окошко. Стал там всякие фигуры выделывать, летать. Когда столяр вернулся в горницу, орла поставил к стенке…” (сказка “Деревянный орёл”)
  2. “Жили-были два брата: один бедный, другой богатый. У бедного ребят много, у богатого нет никого. Бедный имел одну коровёнку и всё ползал за ней…” (сказка “Умная дочь”)
  3. “Ехали два брата: один бедный, другой богатый. У обоих лошади – у бедного кобыла, у богатого – мерин. Остановились они на ночь рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребёнка; жеребёнок подкатился под телегу богатого…” (сказка “Дочь – семилетка”)
  4. “Жил-был мужичок. Вот у него народился сын. Дали ему имя Илья. Ну теперь что же, вот он уже растёт, растёт, а ходить не ходит. Ему уже сделалось двадцать лет, а он на ногах нейдёт никак: лежит и лежит…” (сказка “Об Илье Муромце”)

2 этап

Назовите авторов и название стихотворений.

  1. Я радуюсь галкам,
    Кричащим в саду.
    Лягушкам глазастым
    В зелёном пруду.
    (М. Удовиченко “Я радуюсь”)
  1. Дверь откроешь –
    И мороз весело и ярко
    Въедет в дом,
    Как паровоз, в белых клубах пара.
                        (Т. Белозёров “Мороз”)
  1. Услышала в проталинках,
    Как ручеёк журчит.
    Явилась в мокрых валенках,
    Но мама не журчит.
                    (Т. Ларина “Весна”)
  1. Снег пушистый, живо, невесомый,
    Тает лёгкой капелью в руке.
    Санный путь упирается к дому,
    Чей-то след потянулся к реке…
                    (Н.В. Рыбалов “Зима”)

3 этап

– Нарисуйте рисунки на тему “Времена года”

Подведение итогов.

Краеведческие “недели”

Предметная неделя – традиционная форма, позволяющая привлечь всех учеников школы к краеведческой деятельности в зависимости от их интересов и познавательных возможностей. Цель ее проведения – развитие интереса к предмету, расширение краеведческого кругозора учащихся.

Понедельник Конкурс колыбельной песни
Вторник Встреча с родителями “Кто был маминой мамой, кто был папиным папой”
Среда Конкурс рисунков “Памятные места Любинского района”
Четверг Конкурс сочинений “Край мой Любинский, Сибирский”
Пятница Инсценировка сказок
Подведение итогов. Награждение.

Краеведческие тесты

Календарные обряды

1. Как проходило колядование?

а) ходили по дворам;
б) водили хороводы;
в) водили “козу”;
г) “кумились” девушки.

2. Как называлось чучело, изображающее весну?

а) Коляда;
б) Кострома;
в) Масленица.

3. Из чего делалось это чучело?

а) из травы;
б) из соломы;
в) из снега.

Разовые и системные формы деятельности

Проектные работы

Цель проекта – развитие индивидуальных учебных, организаторских, творческих способностей учащихся.

Экскурсии

Экскурсии являются самой популярной и массовой формой внеклассной краеведческой работы. В процессе подготовки и проведения экскурсии участвует каждый ученик, это обеспечивает комплексное решение краеведческих задач.

Мы проводим экскурсии на предприятия нашего посёлка, в парк, в краеведческий музей, в лесхоз, в художественную школу, по памятным местам посёлка и другие.

Театрализованные представления

Цель – развитие творческих способностей учащихся, любви к Родине.

Общественно-полезная деятельность

Организация выставок, оформление стендов и выступления c театрализованными представлениями в детских садах, школах, в доме творчества.

Краеведческая работа много дает учащимся в плане развития их интересов, формирования их профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности.

Навыки и умения развиваются, а знания расширяются по мере продвижения ученика через межпредметные связи, по единой системе, включающей все предметы. Данный подход позволяет объединить занятия по различным предметам единой идеей: восхищение, гордость и любовь к родному краю, тем самым развивая творческое воображение, наблюдательность, активность, самостоятельность детей.