Итоговое занятие по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


- Добрый день. Сегодня у нас итоговое занятие по комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (слайд № 1), прочитать.

Цели:

  • продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения;
  • выявить степень усвоения учащимися пройденного материала;
  • способствовать развитию читательского интереса.

(Слайд № 2), прочитать.

- Такую оценку комедии, вы помните, дал известный литературный критик Гончаров в своей статье “Мильон терзаний”, вышедшей спустя почти 50 лет с момента написания комедии (слайд № 3), прочитать.

- Вспомните, пожалуйста, действующие лица комедии (слайд № 4 “Афиша”).

Учащиеся называют персонажей комедии.

- Чей это портрет? (Слайд № 5, 6)

- Вспомните эпизод, который помогает дополнить характеристику Фамусова (можно прочитать монолог).

- Действительно, речь Фамусова - речь неглупого, хитрого, властного барина. Со своими слугами он говорит ворчливо и грубо, ругает их ослами, чурбанами, называет не иначе как Петрушками, Фильками, не считаясь с их возрастом.

- Чей это портрет? (Слайд № 8-12).

- В комедии два конфликта – это любовный, с которого всё и начинается, и который потом перерастает в общественный. Происходит столкновение двух взглядов: старых принципов и новых идей и мыслей (слайд № 13) – века нынешнего и века минувшего.

- Кто является представителем каждого века? (Учащиеся называют)

- В чём расходятся их взгляды, в отношении к чему? (Продолжают работать по слайду № 13, добавляют цитаты)

- Горе от ума… Чьё горе? В чём? В том, что он обладает такими качествами, которые не приветствует фамусовское общество (слайд № 14), перечисляют.

- Общество, изображённое в комедии, не может ужиться с неудобным человеком, который выделяется и своими взглядами, и своим поведением. Фамусовская Москва бросает Чацкому вызов и пытается уничтожить его, объявив сумасшедшим (слайд № 15), прочитать заглавие.

- Кто распространил сплетни о Чацком? (Софья). Почему? (Оскорблена его отношением к Молчалину), прочитать.

- И в чём же, по их мнению, причина сумасшествия Чацкого? (Слайд № 16), прочитать.

- Действительно, такой ум страшен.

- Герой в комедии страдает, потому что мыслит (слайд № 17), прочитать высказывание Пушкина.

- Довольно чего? (Слайд № 18), уч-ся отвечают.

- Вынужден бежать? Но почему? (Слайд №19). Прочитать.

- Могут ли быть и в наше время Чацкие, Фамусовы?

- Выполнение теста с последующей проверкой.

Итог урока.

Домашнее задание: подготовить хронологическую таблицу “Жизнь и творчество Пушкина”.