Прямые углы. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  1. Продолжить работу по закреплению знаний о прямом угле.
  2. Развивать глазомер, пространственное ориентирование, логическое мышление.
  3. Упражнять в совершенстве вычислительных навыков.

Оборудование:

  • проектор, магнитная доска;
  • угольники, чистые листы у каждого.

Ход урока

Приложение

1. Организационный момент.

- Все вы слышали звонок?
Начинать пора урок.
Кто готов? Кто все знает?
Нет!?
Значит, учитель опять вам помогает.

(Установка на успех.)

- Вы тоже поможете, если скажите себе: я все буду делать правильно. У меня это получится!

2. Актуализация знаний.

(Учитель показывает первый слайд.)

5 х 6 – 12 =   80 – 40 : 5 =   (24 + 12 ) : 4
А + 9    17 – с    

- Можно ли эти выражения поделить на группы? Какие?

- Прочитайте числовые выражения Найдите их значения.

(Показывается второй слайд с ответами. Назвав правильный ответ, дети читают выражение «Математика – царица наук».)

- Почему так говорят? (Выслушиваются ответы учащихся.)

- Кто не согласен? Мы попытаемся на уроке убедить вас в этом.

- А знаете ли вы, что у математики есть сестра?

- Прочитав нечисловые выражения, вы узнаете, как ее зовут.

(Показывается третий слайд со словом «геометрия».)

- Сегодня на уроке мы уделим внимание этой части математики.

3. Физкультурная пауза.

Руки вверх подними
И на небо посмотри.
Что ты видишь?
Солнце светит,
Хорошо нам жить на свете.

4. Графический диктант.

(У каждого чистый белый лист и карандаш.)

Учитель дает задание:

  • проведите горизонтальную линию;
  • линию, которая не пересекает первую;
  • линию из трех звеньев;
  • я называю предмет, а вы прорисовываете его форму: яблоко, ель, автобус, дом в деревне.

(На доске показываются некоторые работы.)

- Ребята, а почему не все линии ровные?

- Верно, ребята их чертили без инструмента. Как называется такой инструмент?

- Кто попробует на доске при помощи линейки начертить две прямые линии, чтобы они пересеклись в одной точке?

(К доске выходят сразу 3 ученика и предлагают свои варианты. Один выбирают за образец.)

5. Закрепление изученного.

- Вспомните, что у нас получается при пересечении двух прямых?

- Верно, угол. Какие углы вы хорошо запомнили?

(Дети должны назвать «прямые», если затруднятся, учитель поможет.)

(Показывается слайд с разными углами.)

- Кто видит прямые углы?

- Кто попробует с помощью инструмента определить?

- Как быть, если нет угольника?

Информация учителя о том, как с помощью листа бумаги получить прямой угол: лист достаточно два раза сложить пополам и готова модель прямого угла.

- Далее дети называют прямые углы и с помощью угольника доказывают это.

6. Вторичное закрепление.

- Открываем «Рабочие тетради» на стр. 46 . № 144 выполняем устно, проверяем свой глазомер (заслушиваются несколько учеников).

- На стр.47 № 146 выполним самостоятельно.

(Дети сами определяют прямые углы и в тетрадь пишут только номер правильного ответа.)

На доске появляются номера правильных ответов: 3, 4, 2, 5, 1.

Самопроверка.

- Кто нашел все углы под этими номерами?

- У кого только 4 ? 3?

- Кому было трудно?

- Кто сомневался?

- Кому помог сосед?

7. Физкультурная пауза.

- А теперь все быстро встали
И руками помахали.
Руки в угол превратили,
Ноги в угол превратили.
Наклонились влево, вправо,
Сделав туловищем круг.
И уселись опять прямо.

- Ребята, а где в жизни вы встречали прямые углы?

(Ученики приводят свои примеры.)

- А вот теперь задумайтесь, почему у наших зданий, мебели и других предметов быта есть прямые углы?

(Учитель обобщает ответы: это и для красоты и для удобства.)

- Вы теперь убедились, какую большую роль играет прямой угол не только в математике, но и в жизни.

8. Работа над задачами.

- На стр.48 «Рабочей тетради» работаем над задачей.

Задача. Площадь цветника 18 м2.Розы занимают 9 м2, а остальную площадь разделили между собой гвоздики, пионы и маки. Какую площадь занимают маки?

- Прочитайте самостоятельно условие. Задумайтесь над вопросом.

- Кто без моей помощи может справиться? (Дети поднимают руки.)

- Вы приступаете к решению самостоятельно.

- Кому нужна моя помощь, слушают внимательно:

- Что вам уже известно?

- А вся площадь?

- Теперь представили задачу?

- Покажите, каким будет ваше первое действие?

(Учитель обязательно ходит и смотрит, как дети справились с первым шагом.)

- А чтобы вычислить площадь под маки, посмотрите на подсказку.

(После того, как большинство детей справятся с заданием, учитель показывает на доске запись.)

18 – 9 = 9 – дописывает.   18 – 9 = 9 (м2) – оставшаяся площадь.
9 : 3 = 3.   9 : 3 = 3 (м2) – площадь под маки.

- У всех ли так?

- Чего здесь не хватает?

- Кто нам допишет, чтобы всем было понятно?

(У доски работает ученик.)

- Вы убедились, что и здесь без геометрии не обойтись.

(Учитель показывает следующий слайд с текстом задачи.)

Задача. В детском конструкторе было 9 круглых деталей, а прямоугольных в 3 раза больше.

- Прочитайте и скажите, кто может ее уже решать.

(Если у детей возникнут затруднения, учитель им помогает. Дети должны сами сказать, что в задаче нет вопроса.)

- Поставьте свой вопрос, чтоб она решалась в одно действие?

Ответ учащихся: Сколько прямоугольных деталей?

- Какой надо поставить вопрос, чтоб она решалась в два действия?

Варианты учащихся:

  1. Сколько всего деталей?
  2. На сколько круглых меньше, чем прямоугольных?

- Хорошо, вы сейчас подумаете, оцените свои знания и выполните задачу, как сможете: кто в одно действие, а кто – в два.

(Во время работы учащихся, учитель проходит по классу, оказывая индивидуальную помощь. Проверять работу вслух не обязательно, достаточно индивидуальной работы.)

9. Закрепление вычислительных навыков.

- Молодцы, ребята, хорошо поработали с задачами, но чтобы не было вычислительных ошибок предлагаю открыть учебник на стр.74.

- Что увидели?

- Как вы думаете, будут все значения одинаковые?

- Проверим: первый ряд работает только с суммой, второй – с разностью, а третий- с частным.

(На решение отводится 3-4 мин., т.к.задание небольшое и несложное.)

10. Рефлексия.

- Ребята, я очень рада, что вы выполнили задания урока.

- Все так старались, в математике не разочаровались?

(Звучит легкая музыка, дети отдыхают.)

- Кто на уроке говорил себе «Я не знаю»?

- Кто был уверен «Я могу» ?

- А может быть кто-то подумал «Если я ошибусь, мне помогут»?

- Именно это я хотела от вас услышать, чтобы вы уверенно шли на урок, слушали, учились и не боялись ошибиться, когда рядом есть друзья, учитель.

(Учитель дает словесную оценку учащимся.)

11. Домашнее задание.

- Оно не такое, как всегда. Дома с родителями рассмотрите свою комнату, где есть прямые углы, предметы быта, проанализируйте, как они располагаются. А завтра нам расскажите.

Спасибо за урок.