Информационные технологии как средство повышения мотивации на уроках географии

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)

Загрузить презентацию (41 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (77 кБ)


Современная школа не только источник получения информации, а место, где учат учиться, где учитель не просто проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение.

Очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.

Проводимые мною уроки с использованием ИКТ позволяют включить учеников в активную познавательную и практическую деятельность без перегрузки, значительно повышают у школьников интерес к родному краю, к предмету и к процессу учения.

У учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках, формируются познавательно-информационная и коммуникативная компетенции, индивидуализируется и дифференцируется учебный процесс. Создается эмоциональное отношение к учебной информации, которое может вызвать определенные чувства по отношению к учебному материалу, формировать интерес и эмоциональный настрой на восприятие, концентрировать внимание на наиболее значимых элементах учебного занятия.

Я твердо убеждена, что ИКТ в работе учителя географии дают хорошие результаты в деле повышения мотивации на уроках, качества обучения, развивают педагогику сотрудничества. Древняя наука география удивительно молодеет, приобретает новое творческое лицо, юных почитателей и талантливых поклонников.

Примером повышения мотивации на уроках географии, через информационные технологии может служить урок географии в 9-ом классе на тему “: Электроэнергетика России. Проблемы и перспективы развития”.

Это урок изучения нового материала с использованием информационно-коммуникационных технологий. Электронные приложения используемые на уроке, являются своеобразным стержнем логической структуры урока, позволяют с максимальной эффективность изучить тему.

Разработка урока содержит подробный конспект, практическую работу, тестирование на компьютере, несколько приложений и презентаций.

Цели урока:

  • сформировать знания о структуре и состоянии электроэнергетики в России, единой энергетической системы (ЕЭС) страны;
  • рассмотреть основные типы электростанций – их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки;
  • проанализировать особенности размещения по территории страны электростанций различного типа;
  • познакомить учащихся с основными проблемами электроэнергетики - экономическими, экологическими, социальными;
  • сформировать у учащихся представление о перспективах развития электроэнергетики и путях решения стоящих перед ней проблем;

Задачи.

Образовательные: познакомить учащихся с электроэнергетикой, её ролью и значением, местом среди других отраслей экономики России.

Рассмотреть особенности размещения по территории страны электростанций разных типов.

Помочь учащимся осознать социальную значимость изучаемого материала о преимуществах и недостатках АЭС и ГЭС, в раскрытии доводов “за” и “против”;

Развивающие: продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, обобщать картографические и статистические данные.

Формирование у учащихся умения работать на компьютере.

Воспитательные: развивать навыки работы учащихся в группе.

Воспитывать организованность и самостоятельность.

В целях экологического воспитания показать влияние энергетики на окружающую среду.

Оборудование.

Компьютер, интерактивная географическая карта “Электроэнергетика России”, электронные приложения: “ Электроэнергетика. Влияние радиации на здоровье человека. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС”, учебник по географии для 9 класса под ред. А.И. Алексеева, атласы и рабочие тетради с комплектом контурных карт по географии.

Тип урока: комбинированный с элементами практической работы.

Ход урока

1. Организационный момент

Приложение №1 (Презентация на тему: “Электроэнергетика России. Проблемы и перспективы развития”)

2. Проверка домашнего задания. Приложение №1. Слайд №3 Тест по теме “Топливно-энергетический комплекс”.

Взаимопроверка и взаимооценка (критерии оценки: нет ошибок - “отлично”, 1-2 ошибки - “хорошо”, 3-4 ошибки - “удовлетворительно”, более 4 ошибок “неудовлетворительно”).

3. Изучение нового материала.

Актуализация проблемы.

На экране выписаны цитаты:

Приложение №1. Слайд № 4 “…подходит этап, когда нас ожидает новый кризис в энергетике, подобному которому еще не было. И этот кризис реален, если….” “ Аргументы и факты” от 4.07.2004 г.

“…Очень многое сегодня требует переоценки.

Хочешь жить в атомном веке - создавай новую культуру, новое мышление…”. Андрей Иванович Воробьев

Учащиеся класса разделены на 4 группы.

Каждая группа получает вопросы, на которые должна ответить по ходу урока.

Для подготовки разрешается использовать учебник, атлас, приложение в учебнике на странице 276 таблица №5.

Между группами идет соревнование на большее количество баллов за фронтальные ответы и выполнение практической работы в группе.

Во время урока учащиеся делают необходимые записи в рабочей тетради, контурной карте и выданном приложении (№4) на каждую группу.

Вопрос классу:

- Посмотрите на эти цитаты записанные на доске.

- О какой проблеме идет речь?

- К чему это может привести?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Учитель вместе с учащимися делает вывод: Развитие экономики не возможно без энергетики.

Приложение №1. Слайд №5

Вопрос классу:

- Почему электроэнергетика является авангардной отраслью промышленности? (Т.к. без энергии невозможна работа ни одного предприятия).

Учитель вместе с учащимися делает вывод:

Электроэнергетика - базовая отрасль всего современного хозяйства. Без её продукции - электрической энергии - немыслимо существование ни производящих секторов экономики - промышленности и сельского хозяйства, ни третичной сферы – сектора услуг. Электроэнергетика одинаково востребована на разных уровнях - её продукция значима как для крупного промышленного предприятия, так и для кустарной мастерской и для жилища человека. Продукцию этой отрасли в равной степени потребляют, и город и село

Вопрос классу:

- На каких электростанциях производится электроэнергия?

Приложение №1. Слайд №6

Вопрос классу:

- Что такое на ваш взгляд “Единая энергосистема России?

- Что она в себя включает и почему она должна быть “единой”?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Приложение №1. Слайд №7

Учитель вместе с учащимися делает вывод: Единая энергосистема включает в себя электростанции всех типов, соединенные линиями электропередач, по которым транспортируется электроэнергия в разные районы и города страны. Она должна быть единой, так как электроэнергию нельзя производить в недостаточном количестве. Это может привести к сбою в обеспечении электричеством, замыканию и выходу из строя оборудования. В случае аварии это поможет решить проблему обеспечения электричес твом регионы, оставшиеся без энергии, за счет других электростанций.

Выступление учителя. А теперь давайте более подробно остановимся на каждом типе электростанций, их проблемах и перспективах развития.

Приложение №1. Слайд № 8–9

Небольшое выступление учащегося с опережающим заданием о ТЭС.

Учитель вместе с учащимися делает вывод: Тепловая энергетика производит свыше 2/3 электроэнергии страны, используя исчерпаемые невозобновимые природные ресурсы - нефть, газ, уголь, торф и продукты их переработки - мазут. Поэтому их можно строить в разных районах страны. ТЭС строят быстро, и обходится строительство дешевле, чем строительство АЭС и ГЭС.

Крупные ТЭС называют ГРЭС - государственные районные электростанции. Самая крупная ТЭС России - Сургутская (покажите на карте).

Разновидностью тепловых станций являются теплоэлектроцентрали - ТЭЦ, которые кроме электроэнергии вырабатывают тепло. ТЭЦ строят в городах, т.к. горячий пар и вода передаются на расстояние не более 20-30 км (горячая вода остывает).

Выступление учителя. Работа с картой: найдите и покажите на интерактивной карте не менее 5 крупных ТЭС России. Приложение №1. Слайд №10

Выступление учителя. Приложение №1. Слайд №11-13

Небольшое выступление учащегося с опережающим заданием о АЭС.

Выступление учителя. Несмотря на неоспоримые преимущества атомных электростанций, и необходимостью их существования, у них существует целый ряд серьезных проблем, требующих изучения и решения.

Примером может служить авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году, ставшая крупнейшей экологической катастрофой за всю историю человечества.

Приложение №2 (Презентация на тему “ Влияние радиации на здоровье человека”.

Вопрос классу:

- Как вы считаете, стоит ли продолжать строить АЭС? Почему?

Учащиеся высказывают свои мнения.

(Возможно ответы учащихся будут противоположны: да и нет)

- Согласны ли вы с утверждением, что Чернобыль рядом?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Учитель вместе с учащимися делает вывод: Атомные электростанции работают на ядерном топливе - уран, плутоний. Доля АЭС в производстве энергии составляет 11-13%, АЭС строят там, где нет традиционных видов топлива, гидроэнергоресурсов, нет дорог, а энергия нужна. Для производства равного количества энергии на АЭС надо 1 кг ядерного топлива, а на ТЭС - 3000 т каменного угля. На 20-30 т ядерного топлива АЭС может работать несколько лет.

В России действует 10 АЭС с 31 энергоблоками, расположенных в 10 субъектах Российской Федерации, 8 из которых - пограничные. Большинство АЭС размещены в городах, возникших при строительстве самих этих электростанций. Исключение- Волгодонск и Балаково.

Обладая многими достоинствами - дешивизна энергии, сравительно небольшие затраты на строительство, универсальность размещения, АЭС таят в себе большой разрушительный потенциал: крупная авария на АЭС способна вывести из хозяйственного использования тысячи квадратных километров территории, нанести непоправимый вред здоровью миллионов людей. В то же время - при правильной эксплуатации и рациональном решении проблемы утилизации отработанного ядерного топлива- АЭС наносят существенно меньший вред окружающей среде. Нежели ТЭС и даже ГЭС. Они не выделяют серу, свинец и другие вредные вещества, не приводят к усилению парникового эффекта.

Выступление учителя. Работа с картой: найдите и покажите на интерактивной карте не менее 5 крупных АЭС России. Приложение №1. Слайд №14

Выступление учителя. Приложение №1. Слайд №15-20

Небольшое выступление учащегося с опережающим заданием о ГЭС.

Выступление учителя. 17 августа 2009 года в нашей стране произошла крупная авария на Саяно-Шушенской ГЭС, которая раньше бала занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самое прочное арочно-гравитационное сооружение данного типа, не имеющее аналогов в мире.

Многие эксперты сходятся в том, что авария 2009 года является крупнейшей в истории катастрофой на гидроэлектроэнергетическом объекте России. Некоторые специалисты и организации, в том числе министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, сравнивают Саяно-Шушенскую катастрофу по её значимости и влиянию на экономические и социологические аспекты жизни России с Чернобыльской катастрофой.

Давайте вспомним эту аварию и её последствия.

Приложение №3 (Презентация на тему “Хроника событий 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС”

Вопрос классу:

- Как же уменьшить риск проблемы, связанной с производством электроэнергии на ГЭС?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Учитель вместе с учащимися делает вывод:

Гидравлические электростанции - ГЭС - строят на реках с быстрым течением, с высокими берегами и большим расходом воды. Образующиеся водохранилища - это огромные запасы воды, которая используется в промышленности, в сельском хозяйстве, в быту населением. Преимущества ГЭС заключаются в дешевизне электроэнергии и в экологической чистоте - нет дыма. Но строительство таких электростанций очень длительное и дорогое - нужно укреплять берега, поднимать их и т.д.- оно длится 15-20 лет и требует больших капиталовложений, но все минусы компенсируются длительными сроками эксплуатации (до 100 лет и больше) при относительной дешевизне поддерживающего обслуживания и низкой себестоимости выработанной энергии. Гидроэлектростанцию обслуживает немногочисленный персонал. ГЭС наиболее маневрированны при изменении нагрузки выработки энергии, поэтому этот тип энергоустановок имеет важное значение для пиковых режимов работы энергосистем, когда возникает необходимость в резервных объёмах электроэнергии.

Любая ГЭС - комплексное гидротехническое сооружение: она не только вырабатывает электроэнергию, но и регулирует сток воды, плотина используется для транспортных связей между берегами

Более полно гидроэнергетические ресурсы используют серии ГЭС на одной реке - каскады. Они позволяют полнее использовать гидроэнергетический и транспортный потенциал рек. Создавать крупные запасы воды. Наиболее мощные каскады ГЭС в России построены на Енисее, Ангаре, Волге, Каме. Но одновременно создание каскадов способствует большому загрязнению рек, нарушает естественные миграции рыб, затрудняет хозяйственные связи между берегами.

Россия располагает большим гидроэнергетическим потенциалом - 9% от мировых запасов. По обеспеченности этими ресурсами Россия занимает 2-е место в мире после Китая. В России имеется 13 ГЭС установленной мощностью более 1 тыс. МВт каждая, их суммарная мощность равна 25,6 тыс. МВт. Что составляет 57% от совокупной установленной мощности всех гидравлических генерирующих установок в нашей стране.

Выступление учителя. Работа с картой: найдите на карте крупнейшие ГЭС России. Приложение №1. Слайд №21

Выступление учителя. Приложение №1. Слайд №22-26

Небольшое выступление учащегося с опережающим заданием о Альтернативных источниках энергии.

4. Выполнеие практической работы.

Выступление учителя. Задание №1.

Каждая группа имеет 7 минут времени для выполнения практической работы см. Приложение №4Экономико-географические достоинства (+) и недостатки (-) основных видов электростанций” и 3-4 минуты для характеристики одной из видов электростанций по выбору учителя.

5. Рефлексия.

Выступление учителя.

Предложение учащимся по желанию пройти тестирование за компьютером по изученной теме. Приложение № 5 “Закрепление изученного материала (тестирование на компьютере). Характеристика электростанций разных типов ”.

Вопросы классу:

1. Какие шаги должно предпринять государство, чтобы добиться значительной экономии в стране? (Предполагаемые ответы)

- внедрять энергосберегающие технологии;

- внедрять новые технологии по передаче электроэнергии;

- внедрять альтернативные источники энергии; (использование солнечных батарей…)

- жестко контролировать экономические, социальные и экологические нормативы строительства и возможные последствия.

2. Какие шаги должен предпринять каждый из нас, чтобы экономить электроэнергию?

3. Давайте оценим работу друг друга на уроке.

6. Домашнее задание: Приложение №1. Слайд №29-30 §9, вопросы нас. 130 (1- 3), на контурную карту нанести крупнейшие ТЭС, ГЭС, АЭС.