Хлеб – главное богатство России

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


1.Организационный момент:

(Стихотворение может выучить ученик)

Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой.
Шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел,
В нем здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!

Учитель: – Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?

Ответы детей.

Учитель: – Прочитайте тему урока.

На доске: Хлеб – главное богатство России.

Сегодня на уроке мы узнаем, какой путь проходит зернышко, чтобы прийти в виде мягкого, ароматного хлеба к нам на стол. Доберемся до истины, для чего же нужно беречь хлеб.

2. Знакомство с новым материалом.

Учитель: Сколько хлебу лет?

Маленькое пшеничное зёрнышко лежит в земле на поле. Кажется, оно крепко спит,… Спит, а само толстеет, разбухает, становится вдвое толще. Во сне выпустит один корешок, за ним ещё четыре. Потом кожурку зерна разорвёт маленький, весёлый росток. Отодвинет острым носиком комочек земли, другой.… И полезет наверх, к свету. Вот и не стало зёрнышка: остались от него только кожурка, пять корешков и беспокойный белобрысый росток. Правда, высунется росток из земли и словно оробеет. Завернётся листком, как трубочкой, притаится и сидит не шевелясь. Но через неделю осмелеет росток, раскинет по сторонам побеги и станет маленьким зелёным пшеничным кустом.

В начале июня украсится зелёными усиками – колосками. Заколосится пшеница, зацветёт чуть видными лилово-серыми цветками. Душистая ароматная пыльца дымится в жаркий день над пшеничным полем.… Это завязываются в колосках мягкие светлые зёрнышки. Станут они наливаться соком, толстеть…

Но сколько ещё впереди забот и тревог у хозяев пшеницы! Много выпьет она воды за лето: по две тысячи тонн с каждого гектара – добрый подземный пруд. Много съест разных удобрений: до сорока тонн перегноя, фосфорных и калийных солей. Зато, если хорошо потрудились хозяева: отлично обработали и удобрили землю, напоили зимой снежными водами, подкормили пшеницу, расправились с вредителями-нахлебниками, – богатый будет у них урожай!

Всюду, во всех странах сеют пшеницу.

Пшеница – любимица человека. Потребовался бы весь торговый флот, все корабли земли, чтобы увезти один годовой урожай пшеницы. За что же так любят люди золотое зёрнышко?

Знаменитый учёный Тимирязев как-то назвал хлеб величайшим изобретением человека. Это замечательное открытие известно людям давным-давно, вероятно около двадцати тысячелетий.

В те отдалённые времена первобытные люди жили в пещерах по берегам рек и склонам гор. Мужчины охотились, а женщины оставались в становище, собирали в лесах и лугах дикие плоды и орехи, сладкие мучнистые коренья и острые травы. Бескрайние заросли дикой пшеницы, проса и ячменя покрывали тогда склоны гор Кавказа, жаркие долины Африки… Женщины собирали зёрна, растирали их камнями, толкли в ступах и варили из грубой муки кашу.

И вот что случилось в те далёкие времена в одном становище.

Хозяйкой племени была умная и властная женщина: терпеливая, запасливая и дальновидная. Как-то раз, дожидаясь возвращения охотников, растолкла она много пшеничных зёрен и сварила их.… Но охотники запоздали. Прошёл день, другой. Пшеничная каша загустела и прокисла. Умной и бережливой хозяйке приходилось и раньше печь лепёшки из перекисшей просяной и ячменной каши. Но лепёшки из такой каши выходили жёсткие и сухие. Из пшеничной каши они получались пышнее, ноздреватее и вкуснее. А это тесто вышло таким густым… Женщина обваляла мягкий вязкий комок в грубой муке. Бережно положила его целиком в горячий очаг и засыпала углями.

Так был испечён первый пшеничный хлеб. От него пахло золой, корки обуглились. Но каким он оказался вкусным!

Почему же именно из пшеницы получается такое рыхлое, пышное тесто? Женщина, конечно, не знала, что в зёрнах пшеницы содержится клейковина – особенный белок, который поднимает тесто в квашнях.

Первый хлеб был действительно величайшим изобретением первобытного человека. Ведь только из муки пшеницы и ржи можно испечь хлеб – только в их зёрнах есть клейковина. Другие злаки для этого не годятся.

Так появился на столе у людей удивительная пища – простой хлеб, без которого не обходится ни скромный завтрак, ни самый изысканный обед. И хотя многими замечательными открытиями гордится человечество – этого нельзя забывать. Ведь никто с тех пор не сумел придумать нового хлеба или заменить его другим.

Давайте посмотрим, как Вы запомнили о том, что услышали.

  1. Когда был испечён первый хлеб?
  2. Как люди научились печь хлеб?
  3. Почему именно из пшеницы получается такое рыхлое, пышное тесто?

3. Физкультминутка. 

Минутка отдыха для вас.

Представьте, что вы колоски пшеницы, растете под открытым небом, на просторе.

Сначала тонкий стебелек,
Два привычных полукруга.
Поместили друг на друга.
Положили на бочок.
И молчок.
Осень дарит урожай.
Не ленись и собирай.

4. Чтение детьми:

1-й ученик: С древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Не даром, у многих народов, в древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом – кругом с точкой по середине. Хлеб берегли. Хлебом-солью встречали самых дорогих гостей.

2-й ученик: Хлебом гордились. И не случайно наш хлеб в качестве особенного лакомства отправлялся иноземными послами в свои далекие страны. И сейчас частенько иностранный гость захватит с собой булочку русского хлеба. Особой славой на Руси пользовались калачи. Их дарили иностранным гостям. Преподносили их и на царских приемах, как изысканное угощение.

Учитель: Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20млг. муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется муки от помола 10тыс. зерен.

А сколько нужно хлеба для вашей семьи?
Если хлеб остался, что с ним можно сделать?

Ответы детей.

Объяснение учителя: Если семья из 4 человек каждый день будет выбрасывать только 100г. хлеба, по всей стране опустеют 100 элеваторов, остановятся 57 мельниц, 130 хлебозаводов, выпекающих 50 тонн хлеба в сутки. Не будьте же в числе таких людей!

Как сегодня мы должны относится к хлебу?

Ответы детей.

Учитель:

Определите для себя четкие правила обращения с хлебом.

Ответы детей:

1. Брать хлеба столько, сколько съешь.
2. Черствый хлеб не выбрасывай, из него можно готовить различные блюда.

Учитель: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?

3-й ученик:

Он пахнет полем, горячим зноем и росой,
Прохладным ветром на просторе.
И свежей утренней зарёй.
Хлеб пахнет, свежею мукой
И жарким пламенем печи,
Когда натруженной рукой,
Пекут из теста калачи.

Учитель: Вам юным и счастливым никогда не понять, как этот вкусный хлеб снился детям войны. Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Послушайте отрывки из рассказа А.Лебедева “Память войны. Хлебом единым”.

“ В нашем поселке хлеб отпускался по карточкам и в очень ограниченном количестве. Нам на троих в день полагалось, как мне помнится, около 600 граммов хлеба…

В очередь за хлебом ходили и зимой и летом. Представьте себе: лютый мороз, 7 часов утра. Наш посёлок погружен в глубокую тьму, Где–то вдалеке воют собаки. На улицах ни души, но у голубого магазина уже начинает собираться народ. Строго вида мужчина или женщина, выбранные из таких же очередников, держа в руках список, куда записывались фамилии, послюнявив химический карандаш, каждому писали порядковый номер очереди на ладони левой руки…

Самые великие муки начинались тогда, когда машина подъезжала к магазину, ящик открывали, и начиналась выгрузка хлеба. В морозную погоду от него шёл пар с таким аппетитным, что у очередников сводило желудки и подкашивались ноги. Отпуск хлеба начинался не сразу. Сначала его придирчиво взвешивали на больших рычажных весах и только потом начинали запускать в магазин по нескольку человек по списку очереди, проверяя номер, записанный на руке.… Бывали случаи, когда мы с бабушкой донести полученный хлеб до дома не могли…”

В музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневкой паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда. Именно этот кусочек, весом в 125 г., спас многих ленинградцев от смерти. Значит хлеб – это жизнь.

Учитель: В годы войны хлеб помогал героям выстоять в бою на фронте.

4-й ученик:

А в годы войны помогал он героям
Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне.
Пусть чистое небо сияет над миром.
Пускай отражается солнце в глазах.
Да пусть ещё хлеб вечно будет в почёте
На ваших и наших семейных столах.

5. Итог урока:

Какой вывод вы можете сделать из того, что услышали на уроке?
Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я узнал (а)…

Мне больше всего понравилось…

6. Рефлексия.

Какое настроение у вас вызвал урок?

Если вам было интересно, все понятно вы рисуете на своем листке солнышко. Кому было грустно и многое непонятно на уроке, тот рисует тучку. А кому было интересно, но не все понятно или все понятно, но не интересно рисует и тучку и солнышко.

Приложение.