Отмена крепостного права

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (454 кБ)


Цель:

  • раскрыть основные положения реформы, ее значение для развития страны;
  • продолжить формирование навыков работы с документами, развивать умения обобщать материал, выделять главное.

Основные понятия: временно обязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники.

Основные даты: 19 февраля 1861 г. – отмена крепостного права в России.

Оборудование урока: учебники: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. – М., 2007; Данилов А.А., Косулина Л.Г. рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век»; мультимедийный проектор, презентация «Крестьянская реформа 1861 г. »

Ход урока

Изучение новой темы.

СЛАЙД 2

Рубежное событие XIX века – отмена крепостного права. Оно изменило общественную и экономическую жизнь страны. На основе текста учебника, документов мы разберем вопросы, связанные с отменой крепостного права.

Вопросы классу:

  • Вспомните, как относился к крепостному праву Николай I?
  • Изучите документ, сравните взгляды Никола I и Александра II по этому вопросу? СЛАЙД 3

Документ.

Речь Александра II, произнесенная на приеме московских предводителей дворянства.

«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

30 марта 1856 г.

Вопросы классу:

  • Почему Александр II считает необходимым отменить крепостное право?
  • Каким способом возможна отмена крепостного права, по мнению Александра II?
  • Почему?

В конце октября 1857 г. в Петербург прибыл Виленский генерал-губернатор Назимов В.И., бывший в молодости личным адъютантом государя, и представил ему адрес дворян Виленской, Ковенской и Гродненской губерний. Эти дворяне изъявили желание начать обсуждение будущей реформы. В ответ Александр II издал Рескрипт генерал-губернатору В.И.Назимову о разрешение создать в каждой губернии комитеты для обсуждения вопроса отмены крепостного права.

Рескрипт – письмо монарха к подданным.

В течение 1858 г. рескрипты были даны и остальным губернаторам и губернские комитеты начали свою работу.

Задание классу: Пользуясь текстом учебника, составьте таблицу-схему, которая отражает события, произошедшие накануне отмены крепостного права. СЛАЙД 4

Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы

Обязанности

Секретный комитет с 1858 г. – Главный комитет по крестьянскому делу

Завершение обсуждения проекта закона об освобождении крестьян

Редакционные комиссии. Председатель - Я.И.Ростовцев.

Рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами, составление единого проекта закона. Внесение поправок и изменений в проект.

Губернские дворянские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян

Разработка вариантов отмены крепостного права с учетом местных особенностей каждой губернии

Сообщения учащихся:

  • «Я.И.Ростовцев» СЛАЙД 5
  • «Н.А.Милютин» СЛАЙД 6

Больше всего споров было по вопросам: платить ли крестьянам выкуп за свою свободу? Давать ли крестьянам землю? Кто компенсирует помещикам потерю части земли? СЛАЙД 7

Задание классу: Рабочая тетрадь, часть 2, с.5, задание 1.

Намерения Александра II отменить крепостное право поддержала незначительная часть помещиков, хозяйства которых были втянуты в рыночные отношения. В 1855 – 1857 гг. они выступили с проектами отмены крепостного права, в которых предусматривались различные условия освобождения крестьян. Прочитайте краткое изложение трех таких проектов и определите, какие из них отражали интересы:

а) помещиков черноземной полосы, где преобладало барщинное хозяйство, рассчитанное на рынок, и где земля особенно высоко ценилась______________________;

б) помещиков нечерноземных губерний, где преобладал оброк и были развиты неземледельческие крестьянские промыслы_______________________________________;

в) помещиков степной полосы, слабо заселенной, с преобладанием крупного помещичьего хозяйства_________________________________________________________.

1. А.М.Унковский предлагал освободить крестьян с землей, без какого бы то ни было «переходного состояния», т.е. сразу, но с вознаграждением помещиков как за землю, предоставляемую крестьянам, так и «за самих освобождаемых крестьян».

2. Ю.Ф.Самарин предусмотрел постепенный 10 - 12-летний перевод крестьян из крепостного в свободное состояние. В течение этого времени крестьяне должны были отрабатывать обязательную барщину в качестве платы за предоставленную им землю.

3. М.П.Позен предлагал львиную долю земли оставить помещикам, а крестьян наделить минимальным ее количеством и только для того, чтобы крестьяне не ринулись в город, а остались в деревне, так как помещикам требовались рабочие руки.

Проверка задания. СЛАЙД 8

19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал «Положение о реформе» (они включали 17 законодательных актов) «Манифест об отмене крепостного права». Эти документы были опубликованы в печати 5 марта 1861г. СЛАЙД 9

По Манифесту крепостные крестьяне сразу без выкупа получали личную свободу и гражданские права, т.е. переставали быть собственность помещика.

Гражданские права: СЛАЙД 10

  • производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупать, продавать);
  • открывать торговые промышленные предприятия;
  • выступать от своего имени в суде;
  • не могли подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда или законному распоряжению поставленных над ними властей;
  • переходить в другие сословия.

Вторая часть реформы регулировала земельные отношения. Крестьяне освобождались с землей, но помещики сохраняли право собственности на всю принадлежащую им землю. Значит, крестьянин должен был выкупить землю. До начала выкупной операции крестьяне были временнообязанными, т.е. должны были исполнять все свои прежние обязанности перед помещиком.

Временнообязанный крестьянин – лично свободный крестьянин, вынужденный выполнять все свои повинности перед помещиком до перехода на выкуп. СЛАЙД 11

Условия совершения выкупной сделки – СЛАЙД 12.

Россия была поделена на три полосы – черноземную, нечерноземную и степную. В каждой устанавливался минимальный и максимальный размер земельного надела. Минимальный – то, меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину, а максимальный – тот, больше которого крестьянин не должен был требовать у помещика. В целом крестьяне получили на 10 – 40% меньше земли, чем то ее количество, которым они пользовались до реформы. Отторгнутые у крестьян участки земли получили название «отрезки». Они переходили помещику.

Отрезок – участок земли, отошедший помещику, отрезанный от участка, которым ранее пользовался крестьянин. СЛАЙД 13

Как совершалась выкупная сделка.

СЛАЙД 14

Итак, собственником крестьянин становился только тогда, когда выкупал землю у помещика, а до выкупа крестьяне должны были платить оброк или отбывать барщину в пользу помещика.

Можно было получить землю и бесплатно, но лишь ¼ определенного законом надела.

Дарственный надел – ¼ часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно. СЛАЙД 15

Земля за выкуп предоставлялась не отдельному крестьянину, а общине. Община становилась собственником земли, которую крестьяне сообща распределяли между собой. Отдельный крестьянин не мог продать свой надел, а сдать в аренду мог только членам свой же общины. Если крестьянин уезжал жить в город, то свой надел должен был оставить.

Размер выкупаемого надела и условия выкупа фиксировались в уставной грамоте.

Уставная грамота – договор помещика с крестьянином. СЛАЙД 16

Правильность соблюдения сделки контролировали мировые посредники.

Мировой посредник – должностное лицо в период проведения крестьянской реформы 1861 г. Назначался из дворян для составления и утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью.

Мировые посредники назначались Сенатом из потомственных дворян. СЛАЙД 17

Вопросы классу:

  • Подумайте и назовите «+» и «–» реформы 1861 г.?

«+» СЛАЙД 18

  • созданы условия для развития рыночных отношений;
  • появление новых социальных слоев – пролетариата и буржуазии
  • реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии

«–» СЛАЙД 19

  • появилось противоречие между крупным помещичьим землевладением и малоземельем крестьян;
  • сохранение помещичьего землевладения;
  • крестьяне не получили землю в частную собственность

Закрепление изученного материала: Рабочая тетрадь стр.6, задание 4. СЛАЙД 20 – 27.

Домашнее задание: СЛАЙД 28

§ 20, выучить исторические термины, составить:

  • I вариант – «Проект отмены крепостного права» - от имени помещика.
  • II вариант – «Проект отмены крепостного права» -от имени крестьянина.

Список литературы:

  1. Важенин А.Г. История России XIX век. Москва «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001 Г.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX век. Москва «Просвещение»,2008
  3. Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России. XIX век. Москва «ВАКО»,2007