Сумма n-первых членов арифметической прогрессии

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

Образовательные:

  • формирование у школьников познавательных интересов и потребности в знаниях;
  • обеспечить в ходе урока закрепление понятия – сумма n-первых членов арифметической прогрессии;
  • продолжить формирование у учащихся общеучебных умений и навыков.

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию нравственных и эстетических качеств  школьников, уделив особое внимание коллективизму;
  •  профориентация.

Развивающие:

  • продолжить формирование правильной математической речи;
  • развивать мышление путем анализа;
  • содействовать развитию воли и настойчивости  в учении путем решения практических задач;
  • развивать интерес школьников к учению путем показа значимости изучаемых понятий для развития производства, введение в обучение деловых игр.

Тип урока: деловая игра.

Оборудование, наглядные пособия и раздаточный материал:

  • компьютерная презентация «Сумма n- первых членов арифметической прогрессии»;
  • Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Ш.А. Алимов и др. – М.: Просвещение, 2010.
  • аудио магнитофон;
  • аудиозапись Бетховен «Лунная соната»;
  • репродукция гравюры  А. Дюрера «Меланхолия»;
  • таблички с названием групп;
  • рисунки-задания для каждой группы;
  • накладные для каждой группы.

Основные этапы урока:

  • организационный;
  • подготовка к активной деятельности на основном этапе урока;
  • изучение нового материала;
  • первичная проверка усвоения знаний;
  • историческая пауза;
  • закрепление знаний (работа в группах);
  • контроль и проверка знаний;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание и  инструктаж по его выполнению.

Конспект урока

Содержание

Деятельность

Учителя

Ученика

1

Организационный

Сегодня у нас необычный урок: на нем не только займемся выводом  математических формул и вычислениями с их применением, а  познакомимся с интересными математическими и историческими  фактами, прикоснемся к миру прекрасного и попробуем ощутить себя в роли работников некоторых городских предприятий.

Озвучивает цели урока

(слайд 1)

Слушают учителя

2

Подготовка к активной деятельности на основном этапе урока

Перед тем как перейти к новому материалу вспомним уже известный материал об  арифметической прогрессии:

  • Дайте определение арифметической прогрессии;
  • Дайте определение разности арифметической прогрессии и найдите её, если:25, 21. 17,…..;
  • Дайте определение n-ого  члена арифметической прогрессии и найдите а12, если а1=3, d=4.
  • Теперь запишем число и тему урока «Сумма n- первых членов арифметической прогрессии».

С темой сегодняшнего урока связан интересный исторический факт  из жизни немецкого математика Карла Гаусса.

Когда Карлу было 9 лет, учитель, занятый проверкой работ учеников других классов, задал детям следующую задачу: «Сосчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 40 включительно».

Каково же было  удивление учителя, когда один из его учеников (а это был К. Гаусс)  через минуту воскликнул:  «Я уже решил!».  Большинство учеников после долгих подсчетов ошиблись, а в тетради Гаусса были следующие записи:

1  + 2  + 3 +  4+5+6+7+8+9+10+11+12+13+14+15+16+17+18+19+20

40+39+38+37+ . . .                                                                  +23+ 22+21


41+41+41+41+ . . .                                                                  +41+41+41

                                                       20 пар

41∙20 = 820

Озвучивает устные задания, следит за правильностью ответов

(слайд 2)

(слайд 3)

(слайд 4)

Решают устные задания, комментируя каждый шаг решения.

Слушают.

3

Изучение нового материала

Но мы с вами взрослые люди и для вычисления суммы n – первых  членов любой арифметической прогрессии нам необходима формула.

Запишем сумму n- первых членов арифметической прогрессии двумя способами:

Sn = a1 + a2 + a3 + . . .              + an-1 + an

Sn = an + an-1 + . . .                  + a2  + a1

По определению арифметической прогрессии можем записать

Sn = a1 + (a1 + d) + (a1 + 2d) + . . .     + (a1 + (n -1)d)

Sn = an + (an - d) + (an - 2d) +  . . .     + (an - (n - 1)d)


2Sn = (a1 + an) + (a1 + an) + . . .        + (a1 + an) – n-слагаемых

2Sn = (a1 + an)n

Разделим обе части равенства на два, тогда формула для вычисления n-первых членов  арифметической прогрессии имеет вид:

Sn = n

Комментирует вывод формулы суммы n- первых членов арифметической прогрессии.

(слайд 5)

(слайд 6)

(слайд 7)

Записывают формулу в рабочие тетради.

4

Первичная проверка закрепления знаний

Сейчас применим полученную формулу для вычисления суммы n-первых членов арифметической прогрессии. На доске, с полным оформлением,  учащиеся выполняют №252(2),а  255(2) в рабочих тетрадях (с комментарием).

Слушает комментарии учеников, выполняющие задания из учебника.

Записывают условия и решения задач в рабочие тетради.

5

Историческая пауза (минута релаксации)

  Как известно, музыка подчинена законам математики, но оказывается и в живописи присутствует математика.

Один из учащихся класса подготовил сообщение о гравюре А. Дюрера «Меланхолия» и изображенном на гравюре магическом квадрате (во время этого сообщения тихо звучит «Лунная соната» Бетховена) (приложение №1).

(слайд 8 )

(слайд  9)

(слайд 10)

Слушают сообщение одноклассника

6

Закрепление знаний (работа в группах)

Многие из вас уже задумывались над выбором будущей профессии и сейчас  вы представите себя в одной из четырех специальностей: продавец, нефтяник, работник  лесхоза, работник совхоза «Таежный».

Каждая из четырех групп получает задачу с условиями в виде рисунка  и заданием: вычислить объем затрат и стоимость той или иной продукции. Для этого каждая группа получает  накладную или смету, в которую заносятся  результаты вычислений (необходимое условие для вычислений – это применение формулы n-первых членов  арифметической прогрессии).

(слайды 11 по 18)

Консультирует группы,  у которых возникли какие либо вопросы по выполнению задания.

Выполняют групповую работу, делая вычисления на отдельном бланке.

7

Контроль и проверка знаний

Бригадир каждой группы отчитывается о выполненной работе перед всем классом, в это время на слайдах высвечиваются результаты верно выполненных действий в виде заполненных смет или накладных.

Оценивает работу каждой группы.

(слайды 20 - 22)

Сравнивают результаты своей работы с результатами, представленными на слайдах.

8

Подведение итогов  урока

Ребята, что нового вы узнали на уроке?

Чему научились?

Подводя итоги урока, учитель знакомит  учащихся с русской  народной пословицей «Была бы охота – заладится всякая работа».

Задает вопросы классу.

(слайд  23)

Делятся впечатлениями о том, что нового они узнали на уроке.

9

Домашнее задание и его инструктаж

Знать терему о   Sn  (стр. 134), 252(нечетные), 255(1), 264.

Проговаривает домашнее задание и дает краткий инструктаж по его выполнению.

Записывают домашнее задание в дневник.