Разнообразие растений. Животный мир степей

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


Цели:

Обучающие:

  • формировать представления учащихся о растительности, об особенностях животного мира степной зоны;
  • формирование социально ориентированного взгляда на мир в его разнообразии природы;
  • учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений;

Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, память, интерес к изучаемому предмету;

Воспитывающие:

  • воспитывать бережное, чуткое отношение к природе;
  • умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • развитие доброжелательности, понимания и сопереживания чувства других людей.

Формирование личностного смысла учения.

Оборудование:

  • Ноутбук, проектор, экран.
  • Презентация “ Растительный и животный мир степи”.
  • Физическая карта России, природных зон России, таблица “Степь”, гербарий степных растений; творческие работы детей, проектные работы детей.
  • Карточки с графическими изображениями природных и погодных явлений.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд 1.

Прозвенел веселый звонок.
Мы начинаем урок.
Вы – любознательные дети,
Обо всем хотите знать на свете.

Слайд 2.

Зона степей приглашает нас.
Узнать нам многое надо.
Скорей за работу возьмемся, класс,
Пока позволяет погода.

Наблюдения за погодой: прогноз погоды на сегодня.

Синоптики сообщают: (элемент ролевой игры).

Задание: вы должны выйти к доске и выбрать условные знаки, соответствующие состоянию погоды.

Слайд 3.

2. Проверка домашнего задания.

– Перед вами тексты-описания степной зоны разными путешественниками.

Объясните, почему так по-разному предстала перед ними степь.

Карточка 1.

Степь напоминает красочный луг: травяной покров густой и высокий, яркими пятнами выделяется цветущее разнотравье. Степь похожа на пышный красочный ковер.

Карточка 2.

Степь выглядит безжизненной, на ней только одна сухая трава. Кажется, что на земле сплошным слоем лежит старое сено.

Карточка 3.

Какая ширь, какое раздолье! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется: нет ей конца, нет предела! Иди в любую сторону… Да что иди! Скачи верхом, мчись на автомобиле, на самолете – и будут только подниматься перед тобой все новые и новые просторы.

Карточка 4.

Как мало здесь снега! Какой резкий ветер! Огромная снеговая туча заволакивает небо. Ветер усиливается. Начинается буран: ветер уже ревет, воет, смешивает землю и снег.

– В какое время года степь особенно прекрасна? Почему? (Особенно красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов.)

Слайд 4.

Как будто вдруг свершилось чудо:
Кругом куда ни бросишь взгляд, –
Цветы, цветы, цветы – повсюду
Веселым пламенем горят.

Дети выступают с подготовленными самостоятельно сообщениями о цветах степи.

Слайд 5.

– Чтобы сохранить эту красоту, чего делать нельзя? Почему? (Нельзя рвать цветы. Это приведет к исчезновению многих редких растений)

Слайд 6.

– Действительно, многие растения степи исчезают, потому что человек уничтожает их. Так почти исчезли в степи цветы пиона тонколистного.

Защита проектной работы “Пион тонколистный”

Слайд 7.

– Какое растение лишнее?

Ковыль, полынь, сосна, перекати-поле.

– Объясните, почему сосне не место в степи среди травянистых растений. (Деревья там не растут из-за недостатка влаги, они встречаются только по берегам рек.)

Задание: заполнить схему: работа в группах:

Наш девиз: работая вместе, помогаем друг другу.

Слайд 8.

Разгадайте кроссворд.

Слайд 9.

Горькая трава (полынь)
1. Трава– царь степей (ковыль)
2. Кормовое растение (типчак)
3. Украшение степи (тюльпан)

Об этих растениях дети делают сообщения.

– Скажите, какое растение можно увидеть к концу лета, когда степь почти выгорела.

Слайд 10.

Тогда можно увидеть перекати-поле. Осенью их стебли ломаются у самого основания, и ветер гонит легкие, почти прозрачные шары по ровному пространству степей. Так перекати-поле переносит свои семена на дальние расстояния.
Удивительное растение.

3. Постановка целей урока.

– Сегодня продолжаем изучение зоны степей. Вспомните вопрос, который был задан в конце прошлого урока (почему много грызунов в степи?) и подумайте, какова тема нашего урока. Догадались?

Слайд 11.

– В степи живут не только грызуны, но и другие животные. Мы будем говорить о животных степи.
– Какой бы вопрос вы им задали, если бы они умели говорить?

(Как живете? Где прячетесь?)

– Почему вас заинтересовало именно это?

(В лесу есть, где спрятаться, построить гнездо, построить логово, а как быть здесь, в степи?)

– Посмотрите на план изучения природной зоны.

Слайд 12.

Почему после изучения растений следует изучение животного мира?

(Растения – это пища и дом для животных.)

Слайд 13.

Физкультминутка.

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим, на носочках побежим.
Серый заяц скачет в поле– очень весело на воле,
Подражаем мы зайчишке, непоседе, шалунишке.
И закончилась игра – за работу нам пора.

4. Изучение нового материала.

– Откройте учебник на с. 88

Рассмотрите нарисованных животных. К каким классам они относятся?

(Птицы, звери, насекомые, грызуны, пресмыкающиеся.)

Слайд 14.

– Почему среди них нет земноводных?

(В степи реки сильно мелеют, стоит проблема орошения.)

– Что вы можете рассказать о животных степи?

(Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому бегу (антилопы); из грызунов – строящие сложные норы (суслики, сурки, слепыши) и прыгающие виды (тушканчики, кенгуровые крысы). Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны: степной орел, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонки. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.)

Самые распространенные животные степи – грызуны: сурки, суслики, хомяки.

Слайд 15.

Сурок никогда не сгрызет весь стебель растения: там листик откусит, там побег или веточку. Поэтому сурки не наносят большого вреда растениям. К осени, когда степь скудеет и начинаются холода, сурки забираются в норы и засыпают до весны.

Засыпает на зиму и хомяк. Только спит он некрепко. Он запасает на зиму до 15 кг зерна, которое переносит в кладовку в защечных мешочках. А зимой, проснувшись, он лакомится своими запасами.

Хомяки и суслики – вредители полей, в отличие от сурков.

Слайд 16.

В отдаленных от поселений местах сохранилась большая степная птица дрофа. Она около метра высотой, с длинными ногами, плохо летает. Эта редкая птица охраняется законом. Она занесена в Красную книгу. (Антилопа сайгак, степной орел.)

– Подумайте, почему грызуны на “ особом положении” в степи.

(Грызуны – растительноядные животные, а степь – царство трав.)

– Назовите отличительную черту степных животных.

(Маленькие, живут в норках, имеют маскировочную окраску.)

– Рассмотрите иллюстрации с изображением животных степи.

Слайд  11(возвращение к слайду)

– Подумайте, как такое крупное животное, как сайгак, приспособилось к жизни в степи.

(Быстро бегает, имеет маскировочную окраску.)

– Ребята покажут нам сценку о жизни животных в степи.

Действующие лица: автор, тушканчик, куропатка.

А. Жаркий летний день. Далеко – далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль. Высоко в небе парит орел, высматривая на земле добычу. Вот он удаляется, превращается в черную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка. Они не боятся друг друга – тушканчик растениями питается, куропатка – насекомыми.

Т. Наконец – то орел улетел, а то я боялся по степи пробежать.

К. И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только я не пойму, тебе-то чего бояться? Ты же вон как быстро бегаешь, разве тебя орел поймает?

Т. Я для того и быстро бегаю, чтоб меня никто не поймал. Да лучше не рисковать.

К. А кто у нас еще в степи также быстро бегает?

Т. Сайгак. А мыши, полевки и хомяки в норы прячутся.

К. Мало нам орлов, так еще и лисы с волками появились.

Т. И не говори. Хоть в другое место жить уходи. Надоело. Все ковыль. Да ковыль.

К. Ой, смотри, дрофа бежит – ноги длинные, летает кое-как.

Т. Это она разбегается долго, а летает не так уж и плохо. Вон кузнечик поскакал.

К. Это не кузнечик, кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылок – короткие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, а кобылки – растениями.

А. И куропатка погналась за кобылкой. Тушканчик же поскакал по степи, туда, где люди пшеницу посеяли. Будет у него вкусный обед.

5. Откройте рабочую тетрадь и выполните задание № 45.

– Как вы думаете, какая схема отражает соотношение между количеством растений, травоядными животными и хищниками в зоне степей? Почему? Количество хищников зависит от количества растений, потому что растения идут в пищу травоядным животным, которых, в свою очередь, поедают хищники. А количество растений связано с плодородием почв и климатическими условиями

Работа в группах:

– В задании заполните недостающие звенья в цепи питания.

Растение-------кобылка-----------ящерица-----------змея
Насекомые------------кузнечик---------жаворонки----------пустельга
Растительность--------суслик--------сайгак-------волк (собственная цепь питания)
Растение-----– хомяк----заяц-------степной орел

Проверка задания:

– Что получилось?

4. Итог.

– К нам поступили жалобы. Разберитесь, кто жалуется, чем помочь.

Я живу в тропической степи, не умею летать, хотя и птица, зато я умею быстро бегать. Длина моего шага 2 метра, но все равно нас догоняют и истребляют. Всему виной наши драгоценные перья. Пожалейте нас, пожалуйста.

Летом мы любим греться на солнышке. Совсем безопасны для человека. Питаемся насекомыми или мелкими животными. Обладаем удивительной особенностью – оставляем свой хвост в руках “ напавшего” на нас. Интересно? А они нас палкой по голове

Мы всем мешаем. Вот я – всего 16 кг зерна припас в норку и сплю, никого не трогаю. А меня вредителем и расхитителем называют. Несправедливо!

– На кого жалуются эти животные? (На человека.)
– Как следует называть таких людей? (Браконьеры.)
– На следующем уроке мы выясним, чем полезным занят человек в степи и как его деятельность влияет на жизнь природы.

Слайд 17.

Релаксация:

– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Благодарю за активность в работе, интересные сообщения о растениях и животных.

Домашнее задание:

Прочитать текст в учебнике на с.87–89.
Ответить на вопросы по рабочей тетради, с.25.