Использование ИКТ на различных этапах урока математики

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (484 кБ)

Загрузить презентацию (6 МБ)

Загрузить презентацию (13 МБ)

Загрузить презентацию (33 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (32 МБ)


Сдача выпускниками школы единого государственного экзамена по математике поставила перед учителями ряд вопросов: Как обучать в новых условиях? Как организовать свой урок так, чтобы учащиеся после экзамена получали удовлетворение, а не говорили, что “мы таких заданий не решали?”

На первый план выходит личность ученика, его отношение к миру, способность к культурному общению и рефлексии, адекватной самооценке и саморазвитию, нацеленность на созидание и добро.

Каким должен быть современный урок? Для меня современный урок – это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Это и продуманная структура урока, и логика изучения нового материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока.

Рассмотрим возможности использование ИКТ в зависимости от оснащенности ими кабинета, в котором проводится урок.

В кабинете имеются мультимедийный проектор, экран, сканер и принтер.

Использование проектора и экрана дает возможность:

– ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;
– обсудить просмотренный материал с учащимися;
– принять совместное решение по предлагаемым заданиям;
– организовать индивидуальную работу с последующей проверкой на экране.

Плюсы компьютерной технологии обучения.

Использование ИКТ позволяет:

  • сделать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы работы для учащихся;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
  • индивидуализировать процесс обучения за счет возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоения учащимися учебного материала в индивидуальном темпе, с использованием удобного способа восприятия информации;
  • раскрепостить учеников при ответе на вопросы, так как компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагирует на ошибки;
  • совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;
  • организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Замечено, что учащиеся проявляют больший интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже самые пассивные из них с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы. Дети с нетерпением ждут уроков, помогают готовить необходимые материалы и оборудование. Разумеется, любая презентация для детей интересна и полезна, когда она сопровождается словом учителя.

Уроки математики обладают рядом отличительных особенностей, которые необходимо учитывать при конструировании современного урока математики с использованием ИКТ.

ИКТ можно использовать на всех этапах обучения математики:

На этапе актуализации знаний для создания проблемной ситуации.
Даются задания, с которыми ученики справляются, не испытывая затруднений. Далее предлагается выполнить задание, с которым учащиеся не знакомы.

На этапе проверки домашнего задания в начале урока.
Учащиеся демонстрируют то, как они справляются с решением заданий, подобных домашним.

На этапе изучения нового материала.
Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Педагог может продемонстрировать пошаговое решение новых задач.

На этапе первичного закрепления и повторения.
Ученики решают задания, подобные тем, с которыми они познакомились на уроке. Программы учебного электронного издания могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы.

На этапе контроля и оценки знаний.
При контроле используются тесты. Подобный способ проверки и закрепления знаний обучающихся весьма актуален, поэтому я широко применяю его на своих уроках. В ходе работы с тестом учащийся может оценить качество выполнения задания. В процессе тестирования существует четкая обратная связь. Серия тестов позволяет фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе изучения предмета. Обучающийся получает достоверную информацию о результате своей деятельности, о своих успехах.

В своей педагогической деятельности я использую следующие учебные электронные издания:

  1. Серия “Все задачи школьной математики” (“Просвещение – Медиа”).
  2. Серия “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки” (“Кирилл и Мефодий”).
  3. Серия “Открытая математика” (“Физикон”).
  4. Материалы фестиваля 2007–2008 г. “Портфолио”
  5. Материалы фестиваля 2007–2008 г. “Открытый урок” и другими.

Несмотря на наличие готовой мультимедийной образовательной продукции и компьютерных тестов, чаще, на уроках, я использую свой материал.

Я вас познакомлю со своими методическими разработками.

Данная работа – своего рода конструктор, из которого каждый учитель сможет сконструировать свой урок, в зависимости от темы и уровня знаний учащихся.

Презентация.

Проверка домашнего задания включает в себя слайды по темам:

  • Все действия с натуральными числами. 5-й клаасс
  • Окружность. Круг. 5-й класс
  • Пропорции. 6-й класс

Устный счет включает в себя слайды по темам:

  • Действия с числами. 5-й класс
  • Пропорции. 6-й класс
  • Квадратичная функция. 9-й класс

Фронтальный опрос включает в себя слайды по темам:

  • Свойства числовых неравенств. 8-й класс

Подготовка к объяснению нового материала включает в себя слайды по темам:

  • Теорема Виета. 8-й класс
  • Деление с остатком. 5-й класс
  • Корень n-й степени. 9-й класс

Объяснение нового материала включает в себя слайды по темам:

  • Сравнение дробей. 5-й класс
  • Длина окружности, Площадь круга. 6-й класс
  • Проценты. 5-й класс
  • Уравнение и его корни. 6-й класс
  • Среднее арифметическое. 5-й класс
  • Квадратный корень. 8-й класс
  • Корень n-й степени.9-й класс
  • Таблицы для всех классов.
  • Арифметическая и геометрическая прогрессии. 9-й класс
  • Пирамида.10-й класс

Закрепление включает в себя слайды по темам:

  • Признаки равенства треугольников. 7-й класс
  • Умножение десятичных дробей. 5-й класс

Итог урока включает в себя слайды по темам:

  • Единицы измерения. 5-й класс
  • Последовательность. 9-й класс
  • Кроссворд. 5-й класс
  • Десятичные дроби. 5-й класс

Домашнее задание включает в себя слайды по темам:

  • Пропорция. 6-й класс
  • Буквенные выражения. Лабораторная работа. 7-й класс
  • Задача для любознательных.

Минутки релаксации включает в себя слайды по темам:

  • Оригами
  • На внимательность
  • Музыкальная

Заключение. Наблюдения показывают, что применение ИКТ способствует развитию интереса к предмету, развивает положительную мотивацию к учению, обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися.
В заключение хочется привести высказывание известного педагога К.Д. Ушинского: “Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”. Думаю, что если учитель активен в творческом поиске, то результат не заставит долго ждать.