В гостях у Дубровского

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (30 МБ)


Для данного возраста (12-13 лет) процесс понимания произведения должен быть активным, деятельным. Учитывая психологические особенности детей, целесообразно предложить школьникам игровые формы анализа произведения. Игра не предполагает упрощения содержания, но помогает заинтересовать учеников, организовать анализ, как творческое действие, претворение в художественный образ эстетических впечатлений и размышлений о произведении. Творческая задача делает переход к анализу мотивированным – заинтересовывает результатом.

Цель:

1) Обобщить изученный материал по роману, развивать умение интерпретировать произведение, ассоциативно мыслить, формировать умение учащихся делать выводы и заключения.

2) Научить извлекать нравственные уроки из прочитанного, учить видеть чувства героя, его внутренний мир, воспитывать внимательность и сотрудничество.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В течение нескольких уроков вы находились во власти пушкинского произведения. Вместе с героями радовались, волновались, переживали и огорчались, попадая в трудные ситуации. Книга закрыта, роман прочитан, но я не сомневаюсь, что в душе каждого из вас он оставил свой след.

Обобщающий урок, который мы проведём с вами необычный. Это будет урок-игра “В гостях у Дубровского”. Мы снова окунёмся в волшебный мир пушкинской прозы и подведём итог прочитанному. Нашими помощниками на уроке будут сотрудничество, взаимопомощь, наблюдательность. А кроме этого я предлагаю в случае затруднений призвать на помощь контрольно-спасательную службу.

- Как вы думаете, кто может быть у нас в этой службе? (Ребята выбирают трёх человек, они прикрепляют эмблему КСС)

У каждого из вас на столе есть контрольный листок, в котором вы должны отметить, в каком этапе урока вы сегодня приняли участие, и в конце урока оценить себя.

- Как вы думаете, какого читателя можно назвать талантливым? Трудно ли им быть? (Cлайд 3)

Итак, начнём. Театр начинается с вешалки, а книга? Вы хорошо потрудились, создавая обложки к роману, наш художественный совет (творческая группа выбирается на четверть) выбрал лучшие из них. Обратите внимание на доску, здесь размещены лучшие эскизы обложек.

- Объясните, пожалуйста, почему вы выбрали именно эти эскизы.

Выступление ребят, представителей художественного совета.

II. Игра.

1. Разминка. Конкурс.

Что бы это значило?

1. Как данное изображение связано с текстом? (Cлайд 4)

2. Узнай героя.

Как вы думаете, трудно ли перевоплотиться в героя? Давайте попробуем перед вами на экране (слайд 5) характеристика одного из ваших любимых героев. Кто он? (После ответа один из учеников выступает в роли героя отвечая на вопросы ребят).

Итак, вы Дубровский. Я предлагаю ребятам взять у вас интервью.

- Кто знает, что такое интервью?

3. Интервью с героем (слайд 6).

Мой вопрос герою “От роду 23 года, роста среднего”…

Владимир Андреевич, продолжите список примет, зачитанный исправником в вашем же присутствии.

Задайте и вы свои вопросы герою.

Узнай героя (слайд 7).

Итак, вы Кирила Петрович Троекуров.

4. Интервью с героем (слайд 8).

Мой вопрос герою: “Господин Троекуров, расскажите, пожалуйста , о своих увлечениях”.

Задайте и вы свои вопросы герою.

Как вы считаете, удались ли нашим артистам роли? Мир пушкинских героев вы почувствовали. Какие это люди? (Благородные, мужественные, честные, справедливые, способные на глубокие чувства)

5. Разминка. Место действия (слайд 9).

Назовите два имения, в которых происходят события и их владельцев.

Молодцы, с этими сложными заданиями вы справились, посмотрите в свои контрольные листочки, всё ли вы там отметили.

III. Экскурсия в галерею.

Скажите мне, пожалуйста, вы были когда-нибудь в галерее?

  • Что такое галерея? (Музей, помещение для выставки картин)
  • В какую же галерею мы отправимся, какую выставку мы с вами посетим? (Выставка иллюстраций к роману А.С.Пушкина “Дубровский”)
  • Подумайте, какая задача стоит перед художником, который иллюстрирует произведение?
  • По какому принципу художник выбирает эпизоды для иллюстрации?
  • А вы бы какой эпизод проиллюстрировали?

Роман Пушкина иллюстрировали несколько художников, но мы рассмотрим иллюстрации С.С.Бойма, Д.А.Шмаринова и Б. М.Кустодиева (слайд 10).

Вам на парты будут розданы листы с иллюстрациями, рядом будут написаны вопросы, на которые нужно ответить и объяснить, почему тот или иной эпизод является важным для понимания идейного содержания романа и внутреннего мира героев (ученики парами работают с иллюстрациями, а затем по очереди выходят к доске и отвечают на вопросы, над которыми поработали).

Слайды 13-19 дублируют на доске листы, розданные детям.

Контрольно-спасательная служба восстанавливает хронологическую цепочку событий в произведении и проверяет себя. (Cлайды 11-12)

IV. Подведение итогов (рефлексия).

Вы на славу потрудились, пора подводить итоги. Обратитесь к контрольным листам, отметьте те этапы урока, в которых вы приняли участие, и поставьте себе оценки.

А сейчас я попрошу вас подойти к доске и высказать своё впечатление о нашем уроке, приклеив звёздочки рядом с высказываниями.

1. Урок мне понравился, хочу, чтобы такие уроки были чаще.

2. Урок интересный, но у меня не всё получилось.

3. Мне на уроке было неинтересно.

V. Завершая прочитанное, сделай свой выбор. Выполни одно задание.

  • Сочинение на тему: “Читая повесть А.С.Пушкина “Дубровский”…
  • Рисунок к повести с обоснованием.
  • Характеристика любимого героя (по плану).

Лучшие ученики будут награждены дипломами: “Лучший герой”, “Лучший знаток произведения”, “Самый активный”, “Лучший создатель эскиза обложки” (Кандидатуры ребята предложат сами).

В подготовке урока была использована статья Е.Н.Колокольцева “Иллюстрации к роману А.С.Пушкина “Дубровский” “Уроки литературы”, 2004 г. №7, за что автору большое спасибо.

Контрольный лист

1. Обложка к роману  
2. Разминка  
3. Узнай героя  
4. Интервью с героем  
5. Экскурсия в галерею  
6. Подведение итогов (оценка)