Борьба за существование

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Урок по общей биологии "Борьба за существование" проводится в теме: "Эволюционное учение. Популяции". Это урок формирования и систематизации знаний, на основе ранее изученного материала.

Основная методическая цель урока: использование ИКТ - как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, расширение опыта исследовательской деятельности, на основе ранее приобретённых знаний, развитие информационной и коммуникативной компетенций.

На уроке продолжается закрепление и обобщение знаний по предыдущей теме: "Главные направления эволюции органического мира" и формируются новые понятия.

Ключевые слова темы: борьба за существование, внутривидовая борьба за существование, межвидовая борьба за существование, борьба с неблагоприятными условиями среды.

Для повышения эффективности усвоения нового материала на уроке используются слайд - презентации, отражающие узловые вопросы и основные понятия темы.

В соответствии с системно - структурным подходом, знания об основных направлениях эволюции, путях биологического прогресса служат основой при рассмотрении следующей темы "Доказательства эволюции. Макроэволюция".

Урок разработан для обучающихся третьего курса по профессии "Повар-кондитер".

Урок № 52 Тема: Борьба за существование.

Цели:

  • обучающие - расширить, обобщить и углубить знания об основных направлениях эволюции органического мира; сформировать знания о движущих силах эволюции - борьбе за существование и естественном отборе; раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы.
  • развивающие - развивать познавательный интерес обучающихся, умение работать с учебником, таблицами, слайдами, делать выводы, уметь использовать изученный ранее материал.
  • воспитательные - воспитывать интерес к урокам биологии, бережному отношению к окружающей нас природе.

Методическая цель: использование ИКТ - как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, расширение опыта исследовательской деятельности, на основе ранее приобретённых знаний, развитие информационной и коммуникативной компетенций.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.

Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.

Уровень усвоения знаний: частично-поисковый.

Межпредметные связи: биология, экология, география.

Учебно-методическое обеспечение:

  • учебник "Общая биология 10-11 кл." Д.К. Беляева,
  • таблица "Борьба за существование и её формы",
  • презентация по теме: "Борьба за существование".

Материально-техническое обеспечение: рабочее место преподавателя, ноутбук, проектор, экран, рабочие места обучающихся.

Ход урока

Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся
1. Орг. момент.

(2 мин.)

Проверка списочного состава обучающихся. Довести до обучающихся цели и задачи урока. Рапорт.
2.Проверка ранее изученного материала.

(8 мин.)

1) Фронтальный опрос по теме: "Основные направления эволюции органического мира".

2) Объясните термины, приведите примеры:

(вопросы представлены на экране слайд № 4)

  • Биологический прогресс,
  • Биологический регресс,
  • Ароморфоз,
  • Идиоадаптация,
  • Дегенерация.

Найдите соотношение понятий и рисунков.

(задание представлено на экране слайд № 5).

3) Заполните таблицу: "Характеристика биологического прогресса и биологического регресса". (Слайд № 6)

4) Одновременно трое обучающихся выполняют индивидуальное задание, отвечают на вопросы теста (тест раздаётся на отдельных листах).

Рефлексия знаний обучающихся по теме и ответы на предложенные вопросы.

 

 

 

 

Выполняют задание.

Смотрят слайды.

Заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы теста.

3. Изучение нового материала.

(20 мин.)

План урока: (на экране слайд №3)

1. Противоречие между интенсивностью размножения и ограниченностью средств жизни.

2. Борьба за существование.

3. Формы борьбы за существование.

4. Основа успеха эволюции - многообразие организмов.

Изложение нового материала, диалоговое общение с обучающимися через систему проблемных вопросов, с использованием слайд - презентаций.

Все живые существа потенциально способны производить большое количество себе подобных. (Слайд № 7-8)

Примеры:- самка аскариды даёт 200 тысяч яиц в сутки;

- серая крыса - 5 помётов в год (в среднем по 8 крысят, достигающих половозрелости с трёх месяцев);

- в одном плоде кукушкиных слёзок не менее 186300 семян.

Однако безудержного роста численности живых организмов в действительности никогда не наблюдается. (Слайд № 9)

Как вы считаете, в чём причина такого явления?

Большая часть особей гибнет на разных этапах развития и не оставляет после себя потомков.

(Слайд № 10)

Каковы же причины?

Причины: - это природно - климатический фактор;

- борьба с особями других видов;

- между особями своего вида.

Известно, что гибель организмов тем интенсивнее, чем выше размножаемость особей данного вида.

(Слайд № 11)

Гибель потомков происходит по разным причинам. Она может носить избирательный или случайный характер. Это гибель особей в лесном пожаре, при наводнении, вмешательство человека в природу.

В чём причина возникновения борьбы за существование? (Слайд № 12)

Несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов - главная причина борьбы за существование.

Чарльз Роберт Дарвин (Слайд № 13)

 (англ. Charles Robert Darwin; 1809-1882) - английский натуралист и путешественник писал:

"Не существует ни одного исключения из правила, согласно которому любое органическое существо естественно размножается в такой прогрессии, что, если бы оно не подвергалось истреблению, потомство одной пары покрыло бы всю Землю".

По словам Ч. Дарвина: "Умирает только хилое и слабое, здоровое и сильное всегда выходит победителем в борьбе за существование".

Термин "борьба за существование" по Дарвину имеет метаморфический смысл.

Под выражением "борьба за существование" понимают сложные и многообразные отношения особей внутри видов, между видами и с неорганической природой. (Слайд № 14)

Имея в виду не только жизнь одной особи, но прежде всего её плодовитость и успех в обеспечении себя потомством. Лишь в некоторых случаях борьба за существование выражается в прямой схватке: хищники сражаются из - за добычи или хищник сражается с жертвой.

Ч Дарвин выделил три формы борьбы за существование: (Слайд № 15)

1.- внутривидовая,

2. - межвидовая,

3. - борьба с неблагоприятными условиями среды.

Рассмотрим каждую форму борьбы за существование.

Внутривидовая борьба за существование. (Слайд № 16-17)

Происходит между особями одной популяции любого вида. Это самая жёсткая и острая, так как все особи одного вида нуждаются в одних и тех же и к тому же ограниченных ресурсах: пище, жизненном пространстве, убежищах, местах размножения.

Примеры: - состязание между хищниками за добычу;

- соперничество из - за территории;

- из - за самки и т.д.

Внутривидовые приспособления, полезные для всей популяции, могут быть вредными для отдельных особей и даже являются причиной их гибели.

Пример: - чайки при избыточной численности потомства уничтожают часть птенцов;

- иногда синицы затаптывают в подстилку гнезда 1-2 птенцов.

При чрезмерном увеличении численности особей внутривидовая борьба в популяции обостряется. Это бывает из-за ухудшения кормовых условий, слишком высокой плотности населения и др.

Постепенно плодовитость в популяциях снижается, могут вспыхнуть эпидемии и в результате - гибель организмов.

Существует ряд приспособлений, которые помогают особям одной популяции избежать прямого столкновения между собой.

(Слайд № 20-21)

Примеры: - бурый медведь обозначает границы

своего участка царапинами на дереве;

- волк метит территорию мочой;

- самцы синицы, зяблика возвещают о занятии участка песней.

В популяциях у животных одного вида можно встретить взаимопомощь и сотрудничество.

Пример: - это воспитание и охрана потомства, совместное вскармливание детёнышей (в семье пчёл, табуне лошадей).

Вывод: хотя внутривидовая борьба за существование сопровождается понижением плодовитости и гибелью части особей вида, она всё же обуславливает процветание вида в целом, способствует его совершенствованию.

Межвидовая борьба за существование. (Слайд № 22)

Протекает остро если виды относятся к одному роду и нуждаются в одинаковых условиях существования.

Примеры: - серая крыса крупнее и агрессивнее, вытеснила чёрную крысу в поселениях человека.

Серая и чёрная крысы - разные виды одного рода. В поселениях человека в Европе вытесненная чёрная крыса встречается в лесных районах и пустынях.

- быстрое размножение дрозда - дерябы в некоторых частях Шотландии повлекло за собой сокращение численности другого вида - певчего дрозда.

- в Австралии обыкновенная пчела, которую привезли из Европы, вытесняет маленькую туземную, не имеющую жала.

Межвидовая борьба за существование включает одностороннее использование одного вида другим.

Это отношения "хищник - жертва", "паразит - хозяин", "растение - травоядное животное". (Слайд № 23)

В данной форме борьбы за существование наблюдается и взаимное благоприятствование разных видов друг другу.

Примеры: - цветы и их опылители;

- ярусность в лесу.

Вывод: форма этой борьбы приводит к эволюции обоих взаимодействующих видов к развитию у них взаимных приспособлений. Также она усиливает и обостряет внутривидовую борьбу.

Борьба с неблагоприятными условиями среды. (Слайд № 24)

Она также усиливает внутривидовое состязание, так как особи одного вида конкурируют за пищу, свет, тепло и т.д.

Примеры: - борьба с засухой (верблюжья колючка);

- к северу - зачахшие деревья и кустарники, хотя никакие другие растения их не теснят.

Вывод: победители - наиболее жизнеспособные особи (с эффективным обменом веществ и физиологическими процессами).

Если биологические особенности передадутся по наследству, то при этом будут совершенствоваться видовые приспособления к среде обитания.

Работа в тетрадях над планом урока.

 

 

 

 

Восприятие и частичное осмысление нового обучающимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы с обоснованием своего ответа. (Почему вы так думаете?)

Участвуют в диалоге с преподавателем, делают необходимые записи.

 

 

 

 

 

 

Предлагают свои ответы с обоснованием.

Записывают.

 

 

 

 

 

Работа с материалом учебника на стр. 147.

 

Восприятие и осмысление нового материала.

 

Работа с терминологией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимают участие в диалоге, задают вопросы, делают необходимые записи.

Работают с материалами слайдов, делая определённые выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают самостоятельно вывод.

 

Принимают участие в диалоге, делают необходимые записи.

 

Принимают участие в диалоге, самостоятельно делают выводы.

Работают с материалами слайд - презентации.

4.Закрепление изученного материала.

(13 мин).

1) Объясните термины: (Слайд № 26)
  • Борьба за существование.
  • Внутривидовая борьба за существование.
  • Межвидовая борьба за существование.
  • Борьба с неблагоприятными условиями среды.

Дайте ответы на вопросы:

(Слайд № 27-28)

  1. В чём заключается смысл борьбы за существование?
  2. Что является итогом борьбы за существование?
  3. Как вы считаете, что такое естественный отбор?
  4. За счет чего возникают приспособленные особи?
  5. Какая изменчивость имеет при этом большее значение?

Таким образом, основой успеха эволюции является многообразие организмов.

3) Найдите соотношение рисунков и понятий. (Слайд № 29)

4) Заполните таблицу: "Формы борьбы за существование одуванчиков" (Задание выполняется, если осталось время на уроке). (Слайд № 30-31)

Выставление оценок обучающимся за работу на уроке.

Уходя с урока, прошу всех вас отразить своё отношение к уроку, поставив знак в той колонке таблице, которая соответствует вашему настроению.

  • Интересно
  • Не интересно
  • Безразлично
Демонстрация знаний, полученных на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимают участие в диалоге, самостоятельно делают выводы.

Работают с материалами слайд - презентации.

Подведение итогов урока. Рефлексия интереса к изученному материалу.

Оставляют записи в листе опроса.

5. Д\з (2 мин). Параграф 46, стр. 164 - 166 учебник "Общая биология" Д.К. Беляева, ответить на вопросы после  46 на стр. 166 письменно в тетради, записи в тетради.

(если осталось время, разбираем индивидуальные тестовые работы обучающихся).

Записывают д\з.

(Слайд № 32)

Литература.

1. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. - М.: Просвещение, 2004. - 304 с.

2. Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005. - 352 с.

3. И.Ф. Ишкина Биология. Поурочные планы. 11 класс / Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. - Волгоград, 2002. - 120 с.

При подготовке презентации были использованы материалы: http://images.yandex.ru/yandsearch?text

Карточка обучающегося

Урок №52 Тема урока: "Борьба за существование"

План урока:

1. Опорные знания по теме: "Основные направления эволюции органического мира".

2. Изучаем новое.

Основная мысль темы - противоречие между интенсивностью размножения и ограниченностью средств жизни.

2.1 Борьба за существование.

2.2 Формы борьбы за существование.

2.3 Основа успеха эволюции - многообразие организмов.

Основные понятия: борьба за существование, внутривидовая борьба, межвидовая борьба, борьба с неблагоприятными условиями среды.

Литература: Параграф 46, стр. 164 - 166 учебника "Общая биология" Д.К. Беляева.