Времена глагола. Употребление глаголов в речи. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель урока: Обобщение и систематизация знаний по теме.

Задачи урока:

  • Формирование умения “видеть” временные формы глагола в тексте
  • Развитие синтаксического строя детской речи
  • Наблюдение за использованием глаголов в прямом и переносном значении
  • Пробуждение интереса к произведениям литературы и живописи
  • Воспитание любви к родной природе

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Хочу начать наш урок с небольшого стихотворения, которое напомнит, с какой частью речи мы работаем на уроках русского языка.

Слайд № 1. Учитель читает стихотворение. Дети хором называют эту часть речи (Глагол).

Учитель: Найдите все глаголы в данном стихотворении. Молодцы! Сегодня сам Глагол к нам пожаловал.

Входит мальчик – Глагол и читает стихотворение.

“Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет”.

Глагол задает вопрос:

– А что, ребята, вы обо мне знаете?

Ученики отвечают:

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделать? и т.д.

Глагол: Верно. А с какими признаками вы уже знакомы?

Ученик отвечает:

Число и лицо глаголов.
У глагола есть лицо,
Не одно, а целых три!
Если хочешь их запомнить,
Я пишу, и
Мы читаем
Первое лицо такое.
Ты пришёл,
Вы повстречались –
Так звучит лицо второе.
Он, она, оно, они
Ехали на пони.
Это третье лицо,
Хорошо запомни!

III. Новая тема

Учитель: Сегодня мы повторим еще один признак глагола.

Выходят Имя существительное и Имя прилагательное (ученицы) и читают стихотворение.

Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл.
“Ухожу”, – кричит сегодня.
“А вчера”, – кричит, – ушёл”
“А завтра, – скажет, – я уйду!”
Позавидуйте ему!

Учитель: – Но мы, ребята, не будем ему завидовать, а с интересом будем изучать глагол.

Глагол: – В добрый путь, ребята. И уходит на свое место.

Учитель: – Итак, тема нашего урока “Времена глагола. Употребление глаголов в речи”. Слайд № 2.

Учитель: Сколько времен у глагола и какие это времена поможет нам вспомнить наша старая знакомая – Черепаха. Слайд № 3.

– О каком времени идет речь? (о прошедшем)

– Назовите все глаголы из этого отрывка.

– Назовите примету глаголов прошедшего времени. (суффикс –л-)

– Как изменяются глаголы прошедшего времени? (по числам и родам)

Слайд № 4.

Учитель: О каком времени идет речь? (о настоящем)

– Назовите все глаголы из этого отрывка.

Слайд № 5.

Учитель: О каком времени идет речь? (о будущем)

– Назовите все глаголы.

– Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (по лицам и числам)

Учитель: – Хорошо. Ну, а теперь первое задание.

Слайд № 6.

Учитель: Вставьте подходящие по смыслу глаголы так, чтобы получились предложения о том, что происходит в природе в настоящее время.

Ученики вписывают глаголы в свои карточки. Затем читают, что получилось. Проверяют, глядя на экран.

Учитель: О каком времени года идет речь? (о зиме).

– Посмотрите на экран.

Слайд № 7.

Учитель: Как называется эта картина?

– Кто ее автор? (И.Э.Грабарь “Февральская глазурь”)

– Что вы знаете об истории создания этой картины?

– Молодцы.

– Задание № 2. Слайд № 8.

– Допишите предложения о том, что происходило в природе до этого.

Ученики читают ответы и проверяют, глядя на экран.

Учитель: О каком времени года идет речь? (об осени).

– Скажите, а какой художник так любил осень, что большинство своих картин посвятил этому времени года? (И.И.Левитан “Золотая осень”)

Слайд № 9.

Учитель: А как по-другому называют золотую осень? (ранняя)

– Молодцы.

Задание № 3. Слайд № 10.

Учитель: Составьте предложения о том, что произойдет в природе в будущем.

Ученики составляют и проверяют.

– О каком времени года идет речь? (о весне)

– Да, весна уже не за горами. Скоро птицы вернутся в наши сады и парки.

Слайд № 11.

Учитель: А какой художник написал картину об этом? (А.К.Саврасов “Грачи прилетели”)

– Ребята, в каком музее находятся все эти картины? (В Третьяковской галерее)

– А теперь немного поиграем.

Игра “Третий лишний”. Слайд № 12.

Учитель: Найдите в каждом столбике лишнее слово.

Дети читают свои варианты и объясняют свой выбор, потом проверка на экране.

Учитель, подходя к магнитной доске:

– Ой, ребята, кто-то все слова здесь перепутал. Помогите мне восстановить эти предложения. Помощь есть в вашей карточке.

– Кто первый выполнит задание, выйдет к доске.

1. “Не спеши языком, торопись делом”.

1-й Ученик выходит к доске, читает предложение – Как это называется? Пословица.

– Тогда объясни, пожалуйста, как ты понимаешь ее смысл.

2-й Ученик выходит.

2. “Языком не спеши, а делами не смеши”. Аналогичный разбор.

Учитель:

– Посмотрите внимательно на обе пословицы.

– Какое правило вы заметили?

Дети:

“Не” с глаголами пишется раздельно. (можно хором).

– Что такое “не”? (частица)

– Какова роль частицы “не”? (отрицание)

– Молодцы. Теперь немного отдохнем.

Физкульминутка.

Учитель:

– Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте, встаньте на носок, на пятку, поскачите-ка вприсядку, глубоко теперь вздохните, сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите и работать вновь начните.

Учитель: Я предлагаю вам выполнить еще одно задание.

Слайд № 13.

Учитель:

– Посмотрите на экран.

– Прочитайте. (Читают сначала левый столбик, потом, когда появляется, правый)

– Что вы прочитали? (выражения)

– Как они называются? (фразеологические обороты)

– Найдите, пожалуйста, выражению из левого столбика подходящее по смыслу выражение из правого.

– У себя в карточке соедините их стрелками.

– Дети читают свои варианты, а затем проверяют на экране.

– Проверим. Слайд № 14.

– Что означает первая пара?

– Что означает вторая пара?

– Что означает третья пара?

– Молодцы! В какой форме здесь употреблены глаголы? (в неопределенной).

– Что это за форма глагола? (начальная)

– Как ее определяем? (по вопросу и примете)

– А теперь проверим, кто из вас умеет правильно и быстро определять морфологические признаки глаголов.

– Что это за признаки? (время, число, род или лицо)

– В нашей необыкновенной книге живут слова. Подойдите и возьмите себе по одному слову.

IV. Сравнительный анализ текстов

Учитель:

– А теперь наша задача, послушав стихотворения, определить роль глаголов в тексте.

– Послушайте первое стихотворение. Слайд № 15.

– Кто его автор? (А.Фет)

Учитель поворачивает портрет.

– Как называется это стихотворение? (“Чудная картина”)

– Послушайте отрывок из второго стихотворения. Слайд № 16.

– Кто его автор? И как оно называется? (А.С.Пушкин “Зимний вечер”)

Учитель поворачивает портрет.

– О чем говорится в этих стихотворениях? (О природе, о ее состоянии)

– Как называется описание природы? (пейзаж)

– Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях? (нет, у Фета – неподвижная природа, спокойствие).

– Как удается автору подчеркнуть состояние покоя в природе? (Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные)

– А в стихотворении А.С.Пушкина какой мы видим природу? (природа в движении; картина подвижная, динамичная).

– Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол)

– Почему глаголов много? (автор описывает разгул непогоды)

– Какой же мы сделаем вывод?

Вывод: И у Фета и у Пушкина описание природы. Но существительные создают картину неподвижности, покоя, а глаголы подчеркивают действие, движение.

– В чем особенность глаголов, употребляемых А.С.Пушкиным? (глаголы употреблены в переносном значении).

– А какой художественный прием использует А.С.Пушкин в своем стихотворении? (олицетворение).

Олицетворение – перенесение свойств одушевления природы на неодушевленные предметы и явления.

V. Итог урока

Учитель: – Очень хорошо. Наш урок подходит к концу.

– Давайте подводить итоги.

Глагол – самая живая часть речи. По частоте употребления он занимает второе место после имени существительного. Глагол обозначает (дальше продолжает ученик) действие предмета. Изменяется по временам, числам, лицам и родам.

Глаголы в прямом значении употребляются в речи для достижения точности. А глаголы в переносном значении придают речи выразительность.

– К сожалению, наше время истекло, но я надеюсь, что у вас возникло желание еще больше узнать о глаголе.

– На парте у каждого из вас лежат два будильничка. Один – желтый, веселый, другой – голубой, грустный. Если у вас сейчас хорошее настроение, вам было интересно, возьмите желтый будильник, если нет – голубой и прикрепите на доску.

– Наш урок окончен. Всем большое спасибо.