Дикорастущие и культурные растения

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока: охарактеризовать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений, их разнообразие, значение для человека; научить различать жизненные формы растений и культурные растения по их назначению.

Оборудование: мяч, флажки разного цвета (красный и зеленый).

Ход урока

1. Введение в тему.

– Что такое растения? (ответ детей).

Растения – это организмы, способные перерабатывать энергию солнечных лучей в строительный материал для своих клеток. Этот сложный процесс называется фотосинтезом. Фотосинтез происходит в особых структурах растительных клеток – в хлоропластах, в которых находится зеленый пигмент – хлорофилл, окрашивающий листья и стебли растений в зеленый цвет. В процессе фотосинтеза неорганические вещества (вода и углекислый газ) превращаются под действием солнечных лучей в органические вещества – сахар и крахмал, – тот самый строительный материал растительных клеток. При этом растения выделяют кислород, необходимый нам для дыхания. Поэтому растительный мир (флора) Земли – это “легкие” нашей планеты.

Большинство растений имеют стебель, корень и листья. Стебель с листьями называется побегом. У деревьев стебель называется стволом. Листья и корни – кормильцы растений. Корни помогают растению удержаться на земле. Многие из растений выработали способы защиты от травоядных животных, при этом защитниками являются, как правило, листья и стебли. Листья растений могут быть горькими и даже ядовитыми, как у полыни и белены, или жгучими, как у крапивы, либо жесткими и острыми, как у осоки. Стебли часто вооружаются колючками или шипами. Все эти приспособления помогают растениям выжить, сокращая количество желающих употребить их в пищу.

– Как вы думаете, ребята, давно ли появились растения на Земле?

– Расскажите, как выглядела наша планета миллиарды лет назад? (Если дети затрудняются ответить, то учитель приходит на помощь.)

– 3,8 млрд. лет назад теплые моря покрывали почти всю поверхность земного шара, но простейшие растения уже были в то время.

– Где жили эти растения? (В морях).

Итак, много миллионов лет назад жизнь была сосредоточена в морских водах. Именно водоросли ухитрились выжить и стать наземными растениями.

2. Изучение нового материала.

Беседа с опорой на знания учащихся.

Дикорастущие растения.

Теперь растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат; более 300 тыс. видов растений населяет Землю. Растения приспособились ко всем климатическим условиям. Они растут везде: могут жить в пустыне, где практически не бывает дождей, в арктической зоне, где царит страшный холод.

– Кто поливает эти растения? Рыхлит почву? Подкармливает удобрениями? Кто ухаживает за ними?

– Это дикорастущие растения.

Приведите пример дикорастущих растений.

– На какие три группы можно разделить такие растения? (Деревья, кустарники, травянистые)

– Рассмотрите рисунки на страницах 54-55.

– Назовите все растения, укажите, какие являются дикорастущими.

Культурные растения.

– Как вкусна и полезна овсяная каша, овсяные хлопья, пряники!

– Где растет овес?

– Как долго приходится людям искать овес, чтобы приготовить детям хлопья из овсяной крупы, испечь пряники из овсяной муки? (Овес не ищут, его выращивают специально на полях).

– Что значит выращивают?

(Готовят почву, сеют, удобряют, борются с сорняками и вредителями, вовремя собирают урожай.)

То есть человек сам заботится о том, чтобы получить богатый урожай овса, и делает для этого все возможное. Такие растения называются культурными.

– Приведите пример культурных растений.

– Люди начали интересоваться выращиванием растений около 10 000 лет назад. Этот процесс был вызван стремлением облегчить проблему добывания пищи.

3. Физкультминутка.

4. Классификация культурных растений.

Вопросы к учащимся.

– Где растут сливы, смородина, огурцы?

– Значит, на какие группы можно разделить культурные растения?

– Рассмотрите схемы на страницах 54-56 учебника и закончите их, назвав по 2-3 культурных растения каждой группы.

5. Игра “определи растение” (используются флажки).

Оговаривается условие игры: красный цвет – культурное растение, зеленый – дикорастущее.

Учитель называет разные растения, дети флажком соответствующего цвета показывают к какой группе оно относится.

6. Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

1. Синий мундир,
Белая подкладка,
А в середине – сладко. (Слива)

3. Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

4. Маленький мужичок,
Костяная шубка. (Орех)

5. Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая – чернеет. (Смородина)

По вертикали:

2. Какую траву и слепой знает? (Крапива)

6. Дышит, растет,
А ходить не может. (Растение)

7. Итог урока.

Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы познакомились лишь с некоторыми представителями дикорастущих и культурных растений.

– Почему культурные (дикорастущие) растения так назвали. (Ответы учащихся)

Домашнее задание: с.62-65.

Дополнительный материал.

Овес.

Важной полевой культурой среди злаков является овес. Вкусный и питательный овес легко усваивается и поэтому рекомендован для детского и диетического питания. Это давно оценили англичане, каждое утро завтракающие овсяной кашей. Недаром изготовленные из овсяной крупы хлопья назвали именем древнегреческого героя, отличавшегося недюжинной силой, – “Геркулес”. Кушайте овсяную кашу, и у вас прибавится сил.

Овощи.

Тысячу лет назад вошли в пищу человека овощи – травянистые растения. Они выращиваются во всех странах мира, не только вкусны, но и полезны. Овощи не только помогают сохранить людям здоровье, но и вернуть его тем, кто заболел. На земном шаре известно более 100 видов овощных растений.

Морковь.

Человек начал выращивать морковь еще 4000 лет назад в Средиземноморье. Интересно, что вначале морковь применяли исключительно как лекарственное растение, а ее вкусовые качества человечество оценило гораздо позже. Главное богатство моркови – провитамин А, или каротин. Недостаток этого витамина в организме ведет к повышенной утомляемости, снижению аппетита, увеличивает риск простудных и инфекционных заболеваний. Морковь хороша для диетического питания при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, печени и почек, но ее не рекомендуют употреблять во время обострения язвенной болезни и при воспалении тонкой кишки. Именно каротин придает окраску корнеплодам моркови, его используют и как пищевой краситель для окраски различных жиров, масла, маргарина, кондитерских кремов. Морковь незаменима для приготовления супов, гарниров, соусов, салатов.

Слива.

Очень ценное культурное растение. Все 2000 сортов сливы домашней произошли от скрещивания двух диких видов: терна и алычи. В культуре слива известна с 4 в. до н.э.. Сливу употребляют в пищу в свежем виде, готовят компоты, варенья, а так же сушат.

Смородина.

Скрещивая разные виды смородины, человек получил немало сортов, которые можно разделить на три группы: красная, белая и черная (по цвету ягод). Все ягоды содержат много витаминов, но самая полезная – черная смородина. Причем полезны не только ягоды, но и почки и даже листья. Богатые витаминами и минеральными веществами плоды, листья и почки смородины помогут снять воспаление, избавиться от целого ряда грибковых инфекций, окажут положительное воздействие при ревматизме, атеросклерозе, излечат головную боль. Ванны с отваром листьев и почек помогают при диатезах и дерматитах, примочки с этим отваром лечат глазные болезни. Смешанные с сахаром ягоды черной смородины хранятся всю зиму, являясь превосходным источником витаминов. Но мало кто знает, что это лакомство еще и снижает артериальное давление. Сок из свежих ягод лечит язву, болезни печени, нормализует обмен веществ. Вот как много дает человеку черная смородина!