Интегрированный урок (математика + кубановедение) "Прошлое Таманского полуострова и решение задач на дроби"

Разделы: Математика, История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Урок математики по теме “Решение задач на дроби” является обобщающим, поэтому выбранная форма интегрированного урока целесообразна для раскрытия проблем, наиболее важных для математики и кубановедения.

Использование учащимися содержания математики и краеведения, обращение к различным источникам развивают творческую активность учащихся, дают яркое представление об истории своего края, о взаимосвязи математики и кубановедения. Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность учащихся, преодолевая противоречия искусственного расчленения по предметному признаку.

Работа с разнообразным по форме представления материалом не только углубляет представление о двух предметах, расширяет кругозор, но и способствует формированию разносторонне развитой, гармонично и интеллектуально развитой личности.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Систематизация знаний по решению задач на дроби.
  2. Повторение, закрепление приобретенных знаний учащихся.
  3. Умение переводить текстовые задачи на язык математики
  4. Демонстрация тесной связи предметов (кубановедения и математики).

Развивающие:

  1. Расширение кругозора учащихся.
  2. Развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания.
  3. Повышение любознательности, информационной культуры учащихся, интереса к предмету математика, кубановедение.
  4. Развитие познавательной активности, умения работать с дополнительной литературой..

Воспитательные:

  1. Воспитание любви к родному краю и его истории.
  2. Воспитание трудолюбия, ответственности, умения работать в коллективе;
  3. Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.

Место урока в учебном плане. Данный урок является очередным в системе уроков по теме “Решение задач на дроби”. На уроке систематизируются знания по решению основных видов задач на дроби. На предыдущем уроке были сформированы умения решать задачи на нахождение дроби числа и числа по его дроби, были отработаны навыки по решению задач на проценты и на совместную работу.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Используемые технологии: разноуровневое обучение, групповые технологии, игровые технологии, ИКТ, исследовательские технологии.

Оборудование: компьютер, проектор, экран или интерактивная доска, презентация “Прошлое Таманского полуострова”.

Учебник: Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков и др., – М: Мнемозина, 2008;История Кубани с древнейших времен до XVIII в. – Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2008.

План урока

  1. Организационно– психологический момент – 1 мин.
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка темы и цели урока-1мин.
  3. Актуализация знаний – 8 мин.
  4. Закрепление и систематизация знаний – 30 мин. Физкультминутка – 2 мин.
  5. Подведение итогов урока – 2 мин.
  6. Домашнее задание – 1 мин.
  7. Рефлексия – 1мин.

Ход урока

1. Организационно– психологический момент.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка темы и цели урока.

Учитель объявляет тему и цели урока, план, эпиграф к уроку, используя презентационное сопровождение урока.

(слайд 1)

3. Актуализация знаний.

Вводное слово учителя.

Учитель:

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с прошлым Таманского полуострова, отправимся в путешествие по реке времени, узнаем много интересного об историческом прошлом нашего края. А для этого нам нужно решить несколько математических задач, содержащих исторические факты. Вам нужно будет проявить сообразительность, точный расчет, смекалку. Класс делится на три команды – три ряда. Учащиеся, правильно решившие задания, получают монеты – . Ряд, набравший большее количество монет, побеждает. Когда появились эти монеты, мы узнаем в конце урока. Итак, отправляемся в путешествие.

Начало древнегреческой колонизации.

(слайд 2)

Учитель:

История Кубани насчитывает много веков. Река времени пронесла по нашей земле многие народы. Мы с вами в шестом веке до нашей эры. Со второй четверти VI в. до н.э. на Тамани появляются греческие поселения, вошедшие впоследствии в состав Боспорского царства. Это такие города, как Фанагория, Гермонасса, Кепы, Патрей, Корокондама, Киммерий, Ахиллий, Тирамба и другие. В период расцвета древнегреческой культуры на Таманском полуострове здесь было около 200 поселений.

Крупнейшим греческим городом на нынешнем Таманском полуострове стала Фанагория (у современного поселка Сенного), основанная выходцами с острова Теоса во главе с Фанагором, “азиатская столица Боспора”.

Ребята, остановимся ненадолго в нескольких городах Таманского полуострова и сделаем разминку.

Устный счет (задания появляются по щелчку компьютерной “мыши”). Фронтальная работа с классом. Учащиеся решают задания, записывают ответы в книжках – считалках или на подготовленных листах и по команде учителя демонстрируют результат. Задания можно решать по порядку, а можно выборочно.

(слайды 3-8)

Учитель: Вы хорошо работаете устно, умеете обращаться с дробями, продолжим наше путешествие. Узнаем, чем занимались жители колоний.

4. Закрепление и систематизация знаний

1.Занятия жителей колоний.

Ученик 1. Экономическую основу Боспора составляло развитое земледелие. Переселенцы производили в больших количествах хлеб на продажу в Грецию. Знаменитое плодородие прикубанских и приазовских черноземов и вместе с ним известное трудолюбие греческих переселенцев позволяли вести не только зерновое хозяйство, но также разводить огороды и сады. Не случайно один из городов Таманского полуострова носил название Кепы, что в переводе значит "Сады". Колонисты занимались также виноградарством и виноделием, последним – в товарных целях. Знали они, естественно, и другие отрасли сельского хозяйства: животноводство, коневодство, а также рыболовство.

Учитель: Ребята, сейчас мы решим первую задачу.

(слайд 9-10)

Учитель читает условие задачи. Представители каждого ряда самостоятельно решают у доски, остальные на листочках, которые учитель берет на проверку. Правильно решившие, получают монеты. (От заданий идут гиперссылки к правилам и правильным ответам).

Ученик 2:Переселенцы перенесли на новые места более высокий уровень умений и навыков в ремесленном производстве. В Фанагории и других городах азиатской части Боспорского царства археологи обнаружили многочисленные маленькие и большие мастерские по производству керамических изделий.

Учитель: Решаем вторую задачу.

(слайд 11-12)

Трое делегатов от каждого ряда работают на закрытых досках, остальные решают на листах. Монеты получают решающие у доски и каждый правильно решивший учащийся.

Ученик 1:

Греческие колонисты наладили торговлю с окрестными синдо-меотскими племенами и с городами Греции. Главным предметом вывоза за пределы Боспора являлся хлеб. По свидетельству древнегреческого оратора Демосфена, экспорт хлеба из Боспора был очень значительным – около 16 тыс. тонн в год. Это составляло половину завозимого Грецией зерна.

Учитель: Вам, представляется возможность получить монеты, решив третью задачу.

(слайд 13-14)

Учащиеся решают на листах с последующей сдачей учителю и проверкой на доске. Таким образом, после проверки решений трех видов задач на дроби, учитель может сделать вывод об усвоении алгоритма решения задач на дроби каждым учащимся.

Учитель:

Историк и географ Страбон приводит еще более внушительные цифры: он отмечает, что царь Левкон I однажды отправил из Феодосии в метрополию огромную партию зерна – около 84 тыс. тонн.

Следующую задачу мы решим парами. Вы можете совещаться, прийти к общему ответу.

(слайд 15)

Задачу учащиеся решают в парах. По истечении времени учащиеся, первыми решившие задачу, объясняют решение. Учитель суммирует количество правильных решений каждого ряда.

Физкультминутка (слайд 15, гиперссылка к слайду 39).

Учитель:

В древней Руси применялись такие меры длины как – косая сажень, маховая сажень и локоть. Одна из этих мер связана с историей Тамани, но об этом чуть позже. Ребята, я буду говорить меру длины, а вы выполняете движения, показанные на слайде.

2.Тмутараканское княжество.

Учитель:

Итак, мы отдохнули – продолжим наш путь по реке времени. Вихрем промчались по кубанской земле многие народы: хазары, готы, болгары, оставив на кубанской земле после себя бесчисленные курганы. Мы в 11 веке. В 913 году великий князь Игорь организовал поход восточнославянских дружин к берегам Каспийского моря с целью ограбления населения. Неудачный восточный поход закончился трагически. Сколько воинов вернулись в Киев, мы узнаем, решив следующую задачу.

(слайд 16)

Трое учащихся решают у доски, остальные в тетрадях. Монеты получают правильно решившие у доски и трое учащихся на местах, решившие первыми – приносят дополнительные очки своему ряду.

Ученик 2:

В период правления в Киеве сына Игоря Святослава (964-972гг.) происходит расчистка торговых путей по Волге, Дону, Черному и Азовскому морю. Согласно мнению ряда исследователей, (Тмутараканское княжество возникло в связи с походом Святослава в 965 г., который, согласно летописи, ходил на ясов и касогов).

(слайд 17-18, на слайде 18 гиперссылка с дополнительной необязательной информацией)

Ученик 2:

На Северном Кавказе войска Святослава овладели городом Тмутаракань. В нем юный победитель создал военно-торговую факторию. Это укрепило положение русов на Таманском полуострове. Святослав трагически погиб в 972 году. В Тмутаракани пришел к власти воинственный князь Мстислав.

Учитель: А сейчас нас ждет восхождение на курган времени. Вам придется соизмерить свои силы и выбрать уровень задачи, которую вы будете решать. Чем выше, тем труднее задача.( слайд 19)

Учащиеся получают дифференцированные задания. Сильные учащиеся – “красные” карточки (задача о походе Мстислава), средние – “зеленые” (задача гончара), слабые – “ желтые” ( задача Редеди).

Учитель: И так, проверим ваши ответы. Мы у основания кургана.

(информация о Мстиславе сообщается учеником 2, слайд 20)

Ученик 2:Первым известным тмутараканским князем был Мстислав, сын князя Владимира. Он впервые упомянут в этом качестве в 988 году. Именно с именем Мстислава связывают 1000-летнее присутствие русских на Северном Кавказе. Мстислав сумел распространить свою власть на значительную территорию – от Крыма до Приазовья. В 1022 г. он совершил поход на касогов. Исход борьбы определил поединок с касожским князем Редедей. Редедя предложил Мстиславу не губить дружины и побороться. Победитель должен был получить все – жену и землю проигравшего. Во время борьбы Мстислав начал изнемогать. В летописи говорится о том, что Мстислав обратился к Богородице, пообещав, что если одолеет Редедю, то заложит во имя ее церковь. Тут же он ударил Редедю об землю, а затем заколол ножом, овладел владениями Редеди, его женой и детьми. Вернувшись в Тмутаракань, он заложил церковь Богородицы.

Учитель: Молодцы все, кто правильно решил задачу Редеди, поднимаемся выше.

(слайд 21)

И, наконец, мы на вершине холма.

(слайд 22)

Подведем итоги нашего восхождения. А теперь немного отдохнем.

Физминутка для глаз.

Ученик 1: В 1023 году Мстислав вместе со своей дружиной и с хазарами и касогами двинулся на войско своего брата – киевского великого князя Ярослава. В 1024 году Мстислав разбил Ярослава. Однако Мстислав сам предложил брату мир, и они между собой разделили Русскую землю по Днепру и больше уже не враждовали. После смерти Мстислава Ярослав вновь объединил Русскую землю под своей властью.

(слайд 23)

3.Тмутаракань – яблоко раздора.

Учитель: Смерть Ярослава Мудрого привела к расчленению Руси, а Тмутараканский престол переходил от половецких к киевским князьям и наоборот. Одним из преемников Мстислава на Тмутараканский престол стал князь Ростислав.

Один из интереснейших памятников, связанных с Тмутараканью -знаменитый Тмутараканский камень, обнаруженный в Тамани в 1792 году.

Ученик 1: После смерти тмутараканского князя Ростислава Никон, основавший в Тмутаракани монастырь, обращается к князю черниговскому Святославу с просьбой посадить Глеба на Тьмутараканское княжество. Такова была воля жителей города. Глеб в третий раз появляется на Тьмутараканском престоле и вскоре, пользуясь тем, что Керченский пролив периодически замерзал зимой, измеряет ширину пролива, считая, вероятно, что крымский берег – часть его княжества. "В лето 6576, Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен", – гласит надпись на камне. Сейчас тмутараканский камень экспонируется в Эрмитаже. Тмутараканский камень датируется 1068 годом.

(слайд 24)

Ученик 2: Расцвет Тмутараканского княжества приходится на вторую половину XI в. когда в городе княжил Олег Святославич. В городе чеканилась собственная серебряная монета, которая по внешнему виду напоминала византийские деньги .(Монеты, которые используются на уроке тоже напоминают деньги того времени). Княжение Олега в далекой Тмутаракани продолжалось в течение десяти лет. В древнюю русскую историю и в "Слово о полку Игореве" Олег вошел как отрицательный герой и был прозван Гориславичем за то, что привел половецкие орды на Русь.

И в стихотворении А. С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге" мы также находим информацию о князе:

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам...

(слайд 25-26, на слайде 26 гиперссылка на первый слайд)

Учитель: Мы приближаемся к окончанию нашего путешествия, нам предстоит решить трудную задачу князя Олега (задача для сильных учащихся, ее можно пропустить, используя гиперссылку).

Задачу о монетах решают сильнейшие учащиеся каждого ряда, остальные в тетрадях работают в парах. За правильное решение дается три монеты.

(слайд 27)

Учитель: После того, как последний тмутараканский князь Олег Святославич покинул в 1094 году Тмутаракань, чтобы занять Черниговскую землю, мы в летописях больше ничего не слышим о Тмутараканском княжестве. Только в знаменитом художественном произведении Древней Руси – “Слове о полку Игореве” – мы слышим о желании князя Игоря достичь Тмутаракани.

Но город существовал после этого. Арабский географ ал-Идриси называл его Матрахой и описывал как цветущий город. Мы с вами узнали сегодня лишь маленькую частичку истории нашего края, повторили решение задач на дроби, а теперь подведем итоги.

5. Подведение итогов урока.

Учитель готовит бланк с таблицей для выставления отметок каждому учащемуся по всем этапам урока. Также подсчитывается количество набранных монет каждым рядом и объявляется победитель.

Ф.И. учащегося

Задачи

 

Итог

Задача № 1

Задача № 2

Задача № 3

Задача № 4

Задача № 5

Задача № 6

Задача № 7

Задача № 8

Задача № 9

                       
                       

6. Домашнее задание.

Составить карточку с задачей на дроби исторического содержания.

7. Рефлексия.

Карточка для рефлексии готовится заранее.

Продолжи фразы:

Мне было легко……..
Самое интересное…………
Мне было трудно………
Я бы поставил себе за урок…

Приложение 1

Приложение 2