Звездный час на координатной плоскости

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Цели урока:

  • обобщение и закрепление материала по теме: «Координатная плоскость»;
  • повторение основных понятий и определений темы;
  • проверка и усовершенствование навыков построения точек по заданным координатам и навыков определения координат точек;
  • развитие умений работы с тестовыми заданиями;
  • развитие умения правильно и грамотно излагать свои мысли;
  • развитие математического мышления;
  • повышение мотивации учения за счет привлечения ИКТ;
  • привитие интереса к математике по средствам включения в урок игровых технологий.

Необходимое оборудование и материалы:

  • компьютер;
  • мультимедиапроектор;
  • интерактивная доска;
  • программное обеспечение;
  • цветные карточки для каждого ученика; звезды для поощрения учащихся в ходе урока.

Примечание: Можно использовать отдельные элементы урока и презентации при изучении темы. Используйте предложенное музыкальное сопровождение, включив его с помощью управляющих кнопок в презентацию. Это создаст дополнительный эмоциональный настрой на различные этапы урока.

Ход урока

I. Орг. момент

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня у нас итоговый урок по теме: «Координатная плоскость». Выполняя различные задания, вы покажете нам свои знания, умения и навыки, способность применять их в различных ситуациях.

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите в них число, классная работа.

Урок у нас будет необычный, мы проведем «Звездный час на координатной плоскости». (открыть доску) (слайд 1, рекомендуемое музыкальное сопровождение Zodiac-1980 Disko Alliance-Zodiak)

Вы видите, что урок наш будет состоять из 5 этапов, а фраза – «Жить на плоскости не скучно, веселей, чем на прямой…» – будет эпиграфом нашего урока.

На различных этапах урока, за правильно выполненные задания вы будете получать звезду. Помощь в учете звезд и их раздаче мне окажут сегодня дежурные звездочеты:

(На каждом ряду выбираются помощники. Им выдаются, заранее заготовленные звезды и список учащихся)

Итак, все готовы? Мы отправляемся в звездный путь…

II. «Море загадок»

(слайд 2)

И первым на нашем пути стало «Море загадок».

Давайте посмотрим, из чего состоит это звездное море?

Какие нас ждут испытания?

(слайд 3)

Итак, приступим к разгадыванию кроссворда:

(учащиеся заполняют маркером кроссворд)

  1. Как называются две координатные прямые в системе координат? (оси)
  2. Как располагаются эти оси на координатной плоскости? (перпендикулярно)
  3. Как называется точка пересечения координатных осей? (начало)
  4. Как называется вертикальная ось? Ось… (абсцисс)
  5. Как называется горизонтальная ось? Ось…  (ординат)
  6. Как называются числа, характеризующие местоположение точки в координатной плоскости? (координаты)
  7. Как называются части, на которые делит система координат плоскость? (четверти)
  8. Кто придумал для нас систему координат?(Рене Декарт)

(слайд 4)

Мы с вами благополучно преодолели море загадок.

И первые 8 человек уже получили свои звездочки. Мы отправляемся дальше и выходим на острове Дракона…

(слайд 5)

III. «Остров Дракона»

Не бойтесь, он очень дружелюбный и любит задавать каверзные вопросы.

Мы поговорим с ним о том, какими свойствами обладают координаты точек, в зависимости от местоположения в координатной плоскости.

(работа с триггером Савченко Е.М.)

(слайды 6-11)

Мы выполнили все задания дракончика и отправляемся дальше…

(слайд 12)

IV. «Физкультминутка»

(слайд 13)

Работа у нас была очень напряженной, поэтому мы сейчас выполним гимнастику для глаз.

  1. Глубоко вдохните, зажмурьте глаза как можно сильнее. Задержите дыхание и на счет «3» быстро выдохните, широко раскрыв на выдохе глаза. (упражнение повторить 3-5 раз)
  2. Не поворачивая головы, выполняем горизонтальные движения глаз: направо-налево. Представляем, что наши глазки «катаются по оси ОХ». (упражнение повторить 3-5 раз)
  3. Не поворачивая головы, выполняем д.вижение глазными яблоками вертикально вверх-вниз. Представляем, что наши глазки «катаются по оси ОУ». (упражнение повторить 3-5 раз)
  4. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. (упражнение повторить 3 раза)

Ваши глазки отдохнули?

Мы продолжаем свое звездное путешествие и отправляемся навстречу… РАДУГЕ.

(слайд 14)

V. «Радуга»

На каждой парте лежат цветные карточки. Мы будем выполнять «цветовой» радужный тест.

На координатной плоскости вы увидите точку, координату которой нужно выбрать из предложенных вариантов. И по команде «..3» показать карточку такого цвета, который соответствует правильному ответу. Раньше времени карточки не поднимайте, иначе я не буду засчитывать вам ответ и опускайте их по моей команде. Если со всеми заданиями вы справитесь правильно, то получите – звезду.

Приготовились, положили карточки перед собой, все внимание на экран.

(работа с презентацией, 7 слайдов)

(слайды 15-21)

(учителю необходимо отмечать тех, кто ошибся и в конце выдать звезды победителям)

(слайды 22, 23)

VI. «Художники»

По радуге мы поднялись высоко в космос и встретили созвездие «Художники». Вы будете рисовать созвездие, которое я придумала сама.

В тетрадях запишите №1 и постройте координатную плоскость.

Внимание: Постройте в этой плоскости фигуру по заданным координатам.

(4;2), (2;6), (8;2)

(слайд 24)

Самоконтроль: Проверьте, правильно ли вы сделали?

(слайд 25)

Если нет, поставьте на полях «-» и исправьте.

Если вы сделали все правильно, поставьте на полях «+» и приготовьтесь выполнять следующее задание.

Но сначала давайте вспомним, как построить фигуру, симметричную данной относительно точки и прямой.

(ответы детей)

Слушаем задание:

  1. Постройте зеленый треугольник симметричный данному, относительно начала координат.
  2. Постройте красный треугольник симметричный данному, относительно оси абсцисс.
  3. Постройте синий треугольник симметричный данному, относительно оси ординат.

(слайд 25)

(учащиеся выполняют работу под музыку, рекомендуемое музыкальное сопровождение Chris Spheeris-Yuliette)

С заданием справились все?

А теперь поменяйтесь тетрадями со своим соседом. Возьмите в руки карандаш и проверьте правильность выполнения задания вместе со мной. Я буду показывать на доске, как должно было быть выполнено задание. За каждый правильно построенный треугольник ставьте на полях «+».

Если вы получили четыре «+», то вы награждаетесь звездой.

(слайды 25-27)

VII. «Заморочки»

Последним на нашем пути мы встречаем млечный путь с названием «Заморочки».

(слайд 28)

К сожалению, очень часто наш путь состоит из трудностей, которые надо преодолевать. Я желаю вам успешного преодоления всех «заморочек».

В тетрадях поставьте №2. Постройте небольшую координатную плоскость с единичным отрезком 1 клетка.

(по оси ОУ максимальное значение – 5, по оси ОХ – 5)

Задание: определите координаты вершин четырехугольника. (слайд 29)

Выполните чертеж у себя в тетрадях.

«Заморочка 1»

Переведите задание на математический язык и закрасьте часть фигуры, точки которой отвечают указанным требованиям:

  • абсцисса и ордината имеют одинаковые знаки (обе положительные или обе отрицательные);
  • ордината меньше 2, но больше -2;
  • абсцисса больше -3, но меньше 3.

«Заморочка 2»

(слайд 30)

Переведите задание на математический язык и закрасьте часть фигуры, точки которой отвечают указанным требованиям:

  • абсцисса и ордината имеют разные знаки (обе положительные или обе отрицательные);
  • ордината больше 0, но меньше 3;
  • абсцисса меньше 2, но больше -1.

VIII. Орг. момент

Наше путешествие закончилось, давайте подведем итоги. Есть ли в нашем классе ребята, собравшие за урок 5 и более звезд? Им я ставлю «5» за работу в классе на уроке в журнал и дневник.

(слайд 31, рекомендуемое музыкальное сопровождение «Одинокий пастух»)

Итак, спасибо за урок.

Я думаю, что вы согласны со словами, взятыми сегодня как эпиграф. У нас получился очень интересный урок, на котором вы показали нам свой багаж знаний, а он не маленький и он будет вам необходим в старших классах, он будет еще пополняться и расширяться. А тема «Координатная плоскость», надеюсь, останется для вас любимой.

В благодарность за урок я хочу сделать вам небольшой подарок. Подумайте, какое желание вы хотите загадать, а я постараюсь, чтобы оно исполнилось…

Внимание на доску, загадывайте его…

(слайд 31)

Дома я попрошу вас выполнить следующее задание № 445(г), №450(а, б).

До свидания. Спасибо за урок.

Интернет-ресурсы:

  1. Триггеры Е.М. Савченко. le-savchen.ucoz.ru/load
  2. Упражнения для глаз: comp-doctor.ru/eye/eye_upr.php