Интегрированный урок по химии и биологии "Химия и живой организм". 9-й класс

Разделы: Химия, Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (86 кБ)


Тип урока:

  • Исследовательский.

Форма урока:

  • Интегрированный.

Цель урока: создать условия для интеграции знаний о роли химических элементов для нормального функционирования человеческого организма.

Задачи урока:

  • обучающие:

– систематизировать, углубить и расширить имеющиеся знания учащихся о роли химических элементов в жизнедеятельности человека.

  • развивающие:

– формировать умения и навыки работать с дополнительной информацией, анализировать, делать выводы;

– развивать умения готовить сообщения, давать развернутые ответы.

  • воспитывающие:

– воспитывать чувство ответственности за общую работу;

– формировать практические компетенции у учащихся.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, информационные пакеты, карты исследований, и учета деятельности, набор веществ, для работы в группах.

Структура урока:

Организационный момент

I этап – Работа с информационными листами. Выступление группы.
II этап – Исследовательская работа в группах: “Содержание микроэлементов в веществах, которые окружают нас в повседневной жизни”.
III этап – Выпуск листков здоровья о роли химических элементов в жизни человека.
IV. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент
  1. Вступительное слово учителя химии (читает стихотворение), актуализация по теме.
  2. Актуализация учителя биологии:
Как связаны наука о веществах (химия) и живые организмы? – Клетки живых организмов состоят из химических веществ: органические и неорганические.
Какие вы знаете органические вещества? – Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты
Неорганические вещества? – Вода и минеральные соли.
Чем образованы вещества клетки? – В состав химических веществ клетки входит около 70 химических элементов, встречающихся и неживой природе.
Какие химические вещества называют макроэлементами? – Углерод, азот, кислород, водород , сера, железо, фосфор, кальций, калий, натрий – они представлены в клетке в больших количествах.
Микроэлементами? – эти элементы содержатся в клетке в незначительном количестве: марганец, медь, селен, йод, кобальт, цинк, никель и т.д.
Действительно, содержание этих элементов в клетке очень маленькое и составляет всего 0,02% от массы всей клетки.

Цель сегодняшнего урока – выяснить, а так ли уж важны микроэлементы для жизни человека.

Работать вы будете в группах по плану:
  1. Исследовательская работа с информационными листами по изучению роли отдельных химических элементов. По результатам работы вы заполняете индивидуальные таблицы, готовите выступление. Оценивать вы будете друг друга по схеме: 1 – 2 – 3 – 4 – 1. Остальные ребята по ходу выступлений продолжают заполнять таблицу, которая будет оцениваться в конце урока.
  2. Тест верю – неверю “Роль микроэлементов в жизни человека ”
  3. Исследовательская работа в группах: “Содержание микроэлементов в веществах, которые окружают нас в повседневной жизни”. Эта работа состоит из двух частей: исследование и игровой момент “на приеме у врача” – вы должны поставить диагноз и дать рекомендации.
  4. Подведение итогов и д/задание.
I этап – работа с информационными листами “Значение микроэлементов в живых организмах”, выступление группы. (проводит учитель биологии)

1 группа – серебро, свинец.

2 группа – селен, алюминий

3 группа – железо, цинк

4 группа – молибден, бериллий.

– Консультирует группы.

– Собирает работы.

– В каких процессах жизнедеятельности участвуют изученные микроэлементы?

– Учащиеся работают с раздаточным материалом (информационными листами), заполняют готовые шаблоны (Приложение 1), готовят выступление – 7 минут.

– Выступление учащихся по плану:

  • Химический элемент, характеристика (положение в таблице ХЭ);
  • Роль в организме человека.
  • Источник поступления.
  • Распространенные соединения.

– Оппоненты слушают, оценивают, ставят оценки в оценочные листы (Приложение3). По ходу выступления других учащихся продолжают заполнять таблицы.

– формировании опорно-двигательного аппарата(селен, алюминий, бериллий), участвуют в процессах гуморальной и нервной регуляции (селен), способствует обезвреживанию токсинов (молибден), участвуют в синтезе белка, поддерживает энергетический баланс клетки и ее генетический аппарат (свинец), образует комплексы с белками – гемоглобина, глобулинами крови(серебро), гемоглобин благодаря железу способен переносить кислород, играет существенную роль в синтезе молекул РНК, является обязательной частью ферментов крови, входит в состав инсулина, гормонов вилочковой железы, поддерживает в нормальном состоянии ногти, кожу – цинк, поскольку участвует в синтезе белков.

– Таким образом, микроэлементы являются участниками каких процессов в клетке?

– Превышение норм микроэлементов в их источниках как-то сказывается на жизнедеятельности организмов?

– Обменные процессы – синтеза и распада – это одно из основных свойств всех живых организмов. Нарушения в обменных процессах приводят к различным заболеваниям.

– Большие дозы микроэлементов могут привести к тяжелым отравлениям и смертельному исходу.

Тест “Роль микроэлементов в жизни человека” (Приложение 5) – выполняют тест

– проверяют в группах, ставят оценки.

II этап – Исследовательская работа в группах: “Содержание микроэлементов в веществах, которые окружают нас в повседневной жизни” (проводит учитель химии) (Приложение 2, Приложение 4). Проводят исследовательскую работу в группах:
  1. Изучите предложенные вам продукты питания, предметы и используя таблицу “Нарушения функциональных процессов организма, вызванных недостатком некоторых химических элементов” выясните по какому принципу эти предметы оказались вместе.
  2. Ознакомьтесь с жалобами больных, определите, каких элементов в их организме не хватает, и дайте соответствующие рекомендации.
  3. Подготовьте выступление по плану:

– Содержание какого элемента объединяет эти предметы, вещества.

– Симптомы и рекомендации больному.

4. Рецензенты слушают группу, оценивают и выставляют оценки в оценочный лист.

III. Выпуск листков здоровья.

В течение урока вы получили достаточно информации о роли химических элементов в организме человека и других живых организмов и т.к. мы являемся пропагандистами, предлагаем вам выпустить листки здоровья, связанные с темой урока.

IV.Подведение итогов урока (презентация)

Д/задание:

– Творческая работа. Выпускают листки здоровья о роли химических элементов в жизни человека.

- изучить п.16 по химии, составить схему классификации ХЭ, ответить на вопросы 4 для урока биологии: Почему одно из заболеваний щитовидной железы называют эндемическим зобом? Что такое эндемики? Назовите эндемики – растения, эндемики – животные.