Интегрированный урок (биология + физика) "Единство живой и неживой природы"

Разделы: Физика, Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: комбинированный, интегрированный (биология – физика – химия)

Цели урока:

  1. Обобщить знания, полученные при изучении биологии, физики и химии, необходимые для сдачи ЕГЭ.
  2. Выявить западающие темы.

Задачи урока:

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений, навыков.

Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, способствовать воспитанию у учащихся положительного отношения к учёбе, умению общаться и сотрудничать.

Развивающая: развивать у учащихся:

  • Интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление;
  • Эмоциональную сферу: уверенность в себе;
  • Мотивационную сферу: стремление добиваться успеха.

Методы урока: репродуктивный.

Форма организации и познавательной деятельности: фронтальная и индивидуальная.

Средства обучения: 

  1. компьютер с мультимедийной приставкой;
  2. набор моделей и материалов, для проведения опытов;
  3. зачетные листы.

План урока: (продолжительность урока – 90 мин)

  1. Организационный момент. 
  2. 1 раунд: растения, животные, человек и клетка.
  3. 2 раунд: музыкальный.
  4. 3 раунд: биофизика, биохимия, учёные, борьба за существование.
  5. Подведение итогов.
  6. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы проводим интегрированный урок. Урок пройдет в форме «Своя игра», где пригодятся знания по биологии, химии и физике. Каждый из вас получил зачетный лист <Приложение>, в котором вы будете фиксировать количество полученных вами баллов. В конце урока по оценочной шкале вы выставите себе заработанную на уроке оценку. Вы видите, что урок у нас включает 3 раунда, в каждом раунде несколько тем. Мы работаем так: вы называете тему и балл, который вы хотите заработать, если вы отвечаете на вопрос верно, то заштриховываете весь квадратик, если ответ нуждается в дополнении – половину, если ответ неверный, клеточку отмечает тот, кто ответит верно. Результаты подводите после каждого раунда, что бы видеть на какую вы оценку претендуете.

Кроме того, т.к. целью урока является выявление западающих тем, на своем зачетном листе вы можете зафиксировать эти вопросы.

Если у вас вопросы по проведению урока?

Итак, мы начинаем…

Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы выбрали слова Фирдоуси

Если путь твой к познанию мира ведёт –
Как бы ни был он долог и труден – вперёд!

II. 1 раунд. Растения, животные, человек, клетка.

Растения 

50 баллов – Какое дерево считается национальным деревом нашей страны? К какому отделу оно относится? (Лиственница, отдел – голосеменные)

А какое дерево стало символом нашей Родины? (Берёза)

100 баллов – Какой вегетативный орган представлен на рисунке? (см. презентацию) Назовите элементы его строения? Докажите, что он – кладовая крахмала? (Клубень картофеля – видоизмененный подземный побег, верхушка столона. Опыт по обнаружению крахмала (на срез клубня капнуть капельку йода).

150 баллов – Когда-то это растение называли солдатской травой, оно останавливает кровь и помогает заживлять раны. А название у него математическое. (Тысячелистник)

200 баллов – Это растение французы именуют «пом де тер», что значит «земляное яблоко», а итальянцы – «пом де амур» – «яблоко любви» О каком растении идет речь? Дайте систематическое положение его. (Томаты)

250 баллов

На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки
А есть чуть побольше почки,
Вы в них увидите цветочки.

(Вегетативные и генеративные почки)

300 баллов – Какая часть листа обозначена на рис. №3? Из какой ткани она состоит? Каковы функции этой ткани? (мякоть листа, ткань ассимиляционная (паренхима), столбчатая, функция – фотосинтез)

350 баллов – По каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у цветковых растений? (ксилема – вода и минеральные соли; корневое давление и транспирация, флоэма – нисходящий ток органических веществ).

400 баллов – Этот отдел из растительного мира имеет признаки: растение листостебельные с корнями, бесполое поколение – спорофит преобладает над гаметофитом, споры образуются на тыльной стороне листа. (Отдел папоротниковидные)

Животные 

50 баллов – Аскарида не переваривается в кишечнике человека так как …

100 баллов – Чем опасен укус таёжного клеща?

150 баллов – Уничтожение вредных насекомых, с помощью их естественных врагов, называют … (биологическим методом) Привести пример.

200 баллов – Представьте себя врачом-анестезиологом, дающим пациенту наркоз. Вам необходимо усыпить насекомое. Как вы это сделаете, если у вас есть вата и медицинский эфир?

250 баллов – Чем питаются беззубки и перловицы? И почему их называют «придонными» фильтрами?

300 баллов – Установите последовательность появления в процессе эволюции основных групп животных:

А – кишечнополостные;
Б – членистоногие;
В – кольчатые черви;
Г – колониальные жгутиковые;
Д – плоские черви.

(ГАДВБ)

350 баллов – Расположите животных в последовательности, которая отражает усложнение строения сердца в процессе эволюции

А – окунь;
Б – Собака;
В – ящерица;
Г – лягушка.

(АГВБ)

400 баллов – Установите соответствие между признаками и классом животных

Признаки Классы животных
А – образование цевки;
Б – волосяной покров;
В – наличие в коже потовых желёз;
Г – наличие плаценты;
Д – наличие копчиковой железы;
Ж – наличие воздушных мешков.
1) Птицы
2) Звери

Человек

50 баллов – Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол называется – … (легочным дыханием)

100 баллов – Назовите виды тканей.

150 баллов – Концентрация глюкозы в крови нарушается при недостаточной функции … (поджелудочной железы и печени)

200 баллов – Ослабленные или убитые микроорганизмы – возбудители заболеваний, вводимые в организм человека для повышения активности иммунной системы? (Вакцина)

250 баллов – Укажите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения:

А – левый желудочек
Б – капилляры
В – правое предсердие
Г – артерия
Д – вены
Е – аорта

300 баллов – Какова роль плаценты в развитии человека?

350 баллов – Почему регуляция функции организма названа нейрогуморальной? Как она осуществляется?

400 баллов – Чем можно объяснить, что центры регуляции функции дыхательной, пищеварительной систем и кровообращения находятся в продолговатом мозге, а не в коре больших полушарий?

Клетка 

50 баллов – Какие структуры белка даны на рисунке? В какой структуре находится природный белок?

100 баллов – Какой органоид дан на рисунке?

Какие его части обозначены под цифрами? Какова его функция?

150 баллов – Дан пакет, где находятся: кусочек сахара, панцирь краба, клубень картофеля и древесный спил. Что объединяет эти объекты? (разнообразие углеводов в их клетках)

200 баллов – Сравните строение прокариотической и эукариотической клетки.

250 баллов – Подберите наиболее точные обобщающие понятия

  • N – H – O – C
  • H2O – NaCl – CaCl2 – CaCO3
  • Белки – жиры – углеводы – НК
  • Крахмал – гликоген – хитин
  • Бор – марганец – кобальт
  • Жиры – воск – стероиды

300 баллов – Даны два способа деления клетки. Дайте их сравнительную характеристику.

350 баллов – Какие особенности строения ядра позволяют ему выполнять его функции?

400 баллов – Почему появление третьего зародышевого слоя (мезодермы) в типе Плоские черви оказалось прогрессивным событием в мире животных?

III. 2 раунд – музыкальный.

А сейчас мы немного отдохнем. Мир полон звуков, звуки издают музыкальные инструменты, и звуки издает природа. Сейчас мы слышим, как звуки природы хорошо легли на музыку. Чьи голоса вы слышите? (Можно использовать звуковые файлы: звуки природы, стрекотание кузнечика, кваканье лягушки, музыкальное произведение Римского-Корсакого «полет шмеля»).

В музыкальном раунде 6 вопросов.

50 баллов – Назовите музыкальный прибор, который: изучается на уроках физики; используется настройщиками музыкальных инструментов. (Камертон)

100 баллов – На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь? За счёт чего он издаёт звуки?

(Смычком кузнечику служат ноги, снабженные шипами-зазубринками, которыми он проводит по струнам – толстым прожилкам надкрылий. Он также может потирать одно надкрылье о другое)

150 баллов – Это животное получило своё название из-за формы, напоминающей духовой музыкальный инструмент. К какому типу и классу оно относится?

200 баллов – Назовите «инструмент», усиливающий издаваемые лягушкой звуки. (Резонатор)

250 баллов – Какое животное вдохновило композитора на создание этого музыкального произведения? Назовите его? К какому типу, классу и отряду оно относится?

300 баллов – Этому дереву мы обязаны скрипичной музыкой, т.к. у него очень певучая и звонкая древесина. О каком дереве идет речь? К какому отделу в царстве растений оно относится?

Подсчитаем баллы за 2раунда

После небольшого перерыва мы продолжаем.

IV. 3 раунд. Биофизика, биохимия, учёные, борьба за существование

Биофизика

«Физика не только может, но и должна глубоко вторгаться в биологию как своими средствами исследования, так и свойственными ей теоретическими представлениями».
Академик Л.А. Арцимович 

50 баллов – Как уберечь барабанную перепонку от очень громких звуков, взрывов?

100 баллов – Какой физический прибор лежит в основе движения рук, ног? Где он находится?

150 баллов – Какими физическими приборами природа одарила глаз? Каков их принцип действия?

200 баллов – Мухи обладают удивительной способностью подниматься вертикально по гладкому оконному стеклу и свободно разгуливать по потолку. Как это им удается? Как же они действуют? (Причина – атмосферное давление, лапки действуют как присоски)

250 баллов – Больному прописано на прием определенное число капель лекарства. В какую сторону следует изменить число капель (увеличить или уменьшить), если капли отсчитывают в жарко натопленном помещении? (Коэффициент поверхностного натяжения жидкости убывает с повышением температуры, поэтому масса капли в жарко натопленном помещении меньше, чем в холодном. Для получения прописанной дозы лекарства нужно увеличить количество капель)

300 баллов – Почему быстрый подъем на поверхность очень опасен для водолаза?

(При быстром подъеме пузырьки воздуха, которые бурно начинают выделяться из крови, могут закупорить сосуды, что может привести даже к смерти)

350 баллов – Один из исследователей с несколькими друзьями провел 45 мин в сухой камере при t = +126°С без вреда для здоровья, в то время как кусок мяса, взятый в камеру, оказался сваренным. Как можно объяснить результаты этого эксперимента? (Человек, потея, охлаждает свое тело)

400 баллов – В клетках всех организмов имеется вода. При замерзании она может разорвать внутренние структуры клетки и вызвать гибель организмов. Почему же зимой не погибают растения, лягушки, насекомые и другие животные при охлаждении их тела ниже 0°С? (Внутренняя среда этих организмов содержит особые вещества – антифризы, препятствующие замерзанию воды).

Биохимия 

50 баллов – Назовите главную особенность, отличающую хемосинтез от фотосинтеза (Используется энергия окисления неорганических веществ).

100 баллов – В каком биохимическом процессе, протекаемом в клетке, реакции носят матричный характер? (Биосинтез белка)

150 баллов – На подготовительном этапе энергетического обмена исходными веществами являются … (Полисахариды, белки, липиды)

200 баллов – Чем отличаются реакции синтеза от реакции распада, идущих в клетке, в процессе обмена веществ?

250 баллов – Для опыта были взяты два ломтика яблока: спелого (перезревшего) и незрелого. На оба ломтика капнули раствора йода. Срез незрелого яблока стал синим, а срез спелого – не окрасился. Объясните результаты опыта.

300 баллов – Какая последовательность правильно отражает путь реализации генетической информации:

  1. ген – и-РНК – белок – признак
  2. и-РНК – ген – белок – признак
  3. ген – ДНК – признак – белок

350 баллов – Найдите ошибки в тексте:

  1. Клетки зелёных растений, используя энергию солнечного света, способны синтезировать органические вещества.
  2. Исходные вещества для фотосинтеза СО2 и N2;
  3. Процесс фотосинтез в прокариотах и эукариотах происходит в хлоропластах:
  4. В световой фазе происходит синтез АТФ и фотолиз Н2О;
  5. В темновой фазе фотосинтеза образуется глюкоза и О2;
  6. Энергия АТФ, запасённая в световой фазе, расходуется на синтез углеводов.

400 баллов – Какой процесс здесь показан? Назовите его этапы и «действующие лица».

Учёные 

Назовите фамилию ученых.

50 баллов – Большую известность получили опыты этого ученого по изучению функций пищеварительной системы.

100 баллов – Этот советский ученый установил центры происхождения культурных растений и открыл закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

150 баллов – Исключительную роль в судьбе этого величайшего английского естествоиспытателя сыграло кругосветное путешествие на корабле «Билль». Главный труд этого ученого «Происхождение видов…»

200 баллов – Он отличался необыкновенной эрудицией, свободно владел 12 языками и читал на 20, начал изучать русский язык и переводить «Евгений Онегин». Написал труд «Диалектика природы», где раскрыл социальные факторы антропогенеза.

250 баллов – Итальянский врач, физиолог, анатом, физик. Один из основателей электрофизиологии и учения об электричестве. Исследовал влияние электричества на лягушачьи лапки

300 баллов – Великий русский учёный, один из самых выдающихся мыслителей первой половины 20 века. Автор учения о «Биосфере» и «Ноосфере».

350 баллов – английский физик, врач и астроном. Создатель волновой теории света, автор гипотезы о поперечности световых волн. Разработал теорию трехкомпонентного цветного зрения, объяснил процесс аккомодации глаза

400 баллов – Великий французский натуралист, впервые создавший теорию исторического развития живой природы.

Борьба за существование

50 баллов – У многих видов рыб в брачный период самцы дерутся за возможность оказаться рядом с самкой. Назовите способ борьбы за существование.

100 баллов

«Была зима такая, что с ветвей
Комочком белым падал воробей.
Закованные в ледяные глыбы,
В речных глубинах задыхались рыбы».
Шелли

Назовите способ борьбы за существование.

150 баллов – Для борьбы с озимой совкой, луговым мотыльком широко применяют яйцееда трихограмму. Какой способ борьбы за существование наблюдается в данном случае?

200 баллов – В степи преобладают такие растения, которые имеют хорошо развитую систему и узкие листья. Густым дерновником растёт ковыль. В его плотные кустики набивается снег, а летом седые шелковистые ости впитывают росу. Это пример борьбы …

250 баллов – В загущенных насаждениях растения редиса взаимно угнетают друг друга, давая плохой урожай корнеплода. Какой способ борьбы за существование здесь описан?

300 баллов – Укажите неверное утверждение: «Ароморфоз ведёт к ……»

  1. Общему подъёму организации;
  2. Повышение интенсивности жизнедеятельности;
  3. Формирование приспособлений широкого значения;
  4. Формирование частных приспособлений.

350 баллов – Что нужно сделать, чтобы отнести двух внешне похожих особей к одному или двум видам?

400 баллов – На экране даны примеры взаимоотношений организмов в природе. Назовите их.

Если осталось время, то можно провести блиц – турнир по вопросам, с целью повысить свой рейтинг.

Блиц.

Кто может:

  • Видеть в ультрафиолетовых лучах? (Пчела)
  • Видеть в инфракрасных лучах и фиксировать глазами изменения температуры с точностью до 0,01 °С? (Таракан)
  • По запаху отыскивать других животных того же вида на расстоянии до 10 км? (Бабочка)
  • Излучать и воспринимать в воде ультразвуки с частотой до 200 000 Гц? (Дельфин)
  • Излучать и воспринимать в воздухе ультразвуки с частотой до 100 000 Гц? (Летучая мышь)
  • Регистрировать имеющимся у него "термолокатором" изменения температуры с точностью до 0,001 ºС? (Гремучая змея)
  • Воспринимать звуки, амплитуды колебания которых меньше половины диаметра атома водорода? (Кузнечик.)
  • Воспринимать инфразвуки, благодаря чему за 12-14 часов "узнать" о приближении шторма? (Медуза)
  • Практически сводить к нулю трение о воду при плавании? (Дельфин)
  • Используя реактивный принцип движения, быстро двигаться в воде? (Кальмар, медуза)

V. Подведение итогов.

Подведем итог, подсчитайте количество баллов, поставьте себе оценку, соответственно оценочной шкале. Поднимите руку, кто сегодня работал

  • на «5»
  • на «4»
  • на «3»
  • и нет ли у нас таких, кто не заработал «3»?

VI. Рефлексия.

У вас на партах лежат сигнальные листочки разных цветов, вы сейчас по очереди выйдите, пожалуйста, к доске и, оценив свое эмоциональное состояние на уроке, прикрепите выбранный вами лист на доске.

Всем спасибо за работу на уроке!

Литература:

  1. Алексеева Е.В., Себельдина Н.Н. Подготовка к ЕГЭ по биологии. Нижний Новгород: НИРО, 2009.
  2. Анастасова Л.П. Самостоятельная работа учащихся по общей биологии. М.: Просвещение, 1989.
  3. Большакова А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. СПб.: Паритет, 2000.
  4. Боровский Е.Э. Кто есть кто// Биология, 2009. №23
  5. Ващенко О.Л. Биология (для преподавателей) профильный уровень. Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Кац Ц.Б.. «Биофизика на уроках физики», М.: Просвещение. 1987.
  7. Короткова Л.С., Красновидова С.С. Дидактический материал по общей биологии. М.: Просвещение, 1990.
  8. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. М.: Просвещение, 1981.
  9. Петросова Р.А., Богданов Н.А. Биология ГИА М.: Дрофа, 2011.
  10. Шалапенок Е., Лисов Н., Камлюк Л. Тесты по биологии для поступающих в ВУЗы. М.: Айрис, 2006.
  11. elkin52.narod.ru/index.htm