Урок по ООМ "Пресноводные водоемы. Река. Части реки"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями, информационный материал, буклеты), учебник.

ТЦУ:

  1. Познавательный аспект
    а) формирование специальных умений: формировать понятия «исток», «русло», «устье», «притоки», «берега», «пресные водоемы», «искусственные водоемы», «естественные водоемы» и усвоить их главные и существенные признаки.
    б) формирование общеучебных умений: развивать учебно-организационные умения учащихся:
  • умение планировать свою деятельность при работе с информационным материалом, при практической работе, при аналитико-синтетической работе (работа со схемой водоемов);
  • умение контролировать себя при выборе доказательств на заданные вопросы.
  1. Развивающий аспект
  • обогащение и усложнение словарного запаса учащихся за счет введения новых и развития сформированных ранее понятий;
  • развивать умение обобщать и систематизировать учебный материал при составлении таблиц;
  • развивать умение ставить и разрешать проблему охраны окружающей среды.
  1. Воспитывающий аспект
  • формировать товарищеское, доброжелательное отношение к одноклассникам при анализе их ответов, учить толерантности к их ошибкам, ответственность за результаты своего труда в процессе работы в паре;
  • воспитывать чувство долга перед будущими поколениями за сохранность окружающей среды.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Психологическое наполнение

Слайд №1

Сегодня на уроке нас приветствует капелька. Вы, наверное, догадались, что речь пойдет о воде.

2. Введение в новую тему. Подготовку учащихся к активной УПД на основном этапе урока.

С давних времен люди знали великое значение воды. Называя ее веществом жизни. Без воды не может существовать жизнь на Земле. В природе можно встретить воду повсюду.

-В каких водоёмах живет капелька, вы узнаете, отгадав загадки. Отгадки записывайте в карточку с заданием №1.Ответившие правильно на все вопросы, получат капельки.

Слайд №2

- А теперь давайте проверим правильность выполнения задания.

Слайд № 2(Отгадки)

- Посмотрим на следующий слайд, каких водоемов вы не находите?

Слайд №3

(Океана, моря)

- Какая вода в этих водоемах на вкус? (Соленая).

- А в других?

(Несоленая)

- А как называется несоленая вода?

(Пресная)

- Из всей воды, имеющейся на Земле, лишь 3% приходится на долю пресной. Остальная вода соленая. 2/3 всех запасов пресной воды на Земле содержится в замерзшем виде в ледниках и полярных льдах. Оставшаяся треть сосредоточена в реках, озерах, а так же в подземных водах.

Вот сегодня мы будем изучать пресные водоемы.

3. Усвоение новых знаний и первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.

Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока «Пресные водоемы. Река. Части реки».

Ваша задача научиться классифицировать водоемы по своему происхождению,

знать, как называются части реки, уметь их находить и стремиться оказывать посильную помощь в охране водоемов.

Слайд №4

- На какие две группы делятся водоемы по своему происхождению?

- Какие водоемы можно отнести к естественным (искусственным)?

- Для чего же люди создают искусственные водоемы?

Водохранилища для гидроэлектростанций, водоснабжения.

Каналы для судоходства, а в сельском хозяйстве для орошения полей. Каналы соединяют реки.

Пруд – для разведения рыбы, место отдыха людей и др. целей.

Проверка ЗУН по классификации водоемов.

- Нам предстоит выполнить задание № 2 по отличительным признакам, используя алгоритм надо определить водоем.

Слайд № 5

- Инструктаж учителя по выполнению задания.

- Проверка.

Река. Части реки.

- Сегодня мы с вами подробно поговорим о реке, ее частях.

- Интересно где же берут свое начало реки?

- С чего начинаются реки?

- Оказывается, это может быть ручеек из родника, со снежной вершины гор или даже из болота.

- Начало течения рек называется истоком.

Слайд № 6

- Посмотрите на слайд и найдите начало реки.

- Посмотрим, какие еще имеются части у реки.

- Давайте прочитаем определения частей реки и запомним.

- Работа по формированию новых понятий.

- А сейчас постараемся выполнить практическую работу в парах по определению частей реки.

4. Первичное закрепление знаний.

- Проверим правильность работы.

Слайд № 7

- Вы отлично потрудились.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А сейчас мы отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на речке,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

Слайд № 8

Жизнь рек своеобразна и неповторима. Каждая из них имеет свою историю, свой характер, свою судьбу. Одни реки скромны и незаметны, другие – могучи и полноводны. Длина величайших рек исчисляется тысячами километров.

- Самая длинная река в мире – Нил. Длина 6670 км. Она находится в Африке.

- Самая полноводная река – Амазонка. У нее 500 притоков. Ее длина с притоками 6750 км. Она находится в Южной Америке.

- Третье место в мир Янцзы, ее длина 6300 км. Находится в Китае.

- В книгу рекордов « Гиннеса» занесена самая короткая река в мире. Она находится в Америке, ее длина 134 метра.

Слайд № 9

Крупнейшие реки России:

Обь – 1 место,

Енисей – 2 место,

Лена – 4 320 км,

Амур и др.

Самая крупная река Европы – Волга берет начало из маленького ручейка, вытекающего из болот Валдайской возвышенности. Имеет 200 притоков. Длина Волги 3690 км. В мире по длине занимает 16 место.

Слайд № 11

Исток реки охраняется государством.

Ежегодно вода в этой реке на Пасху освещается и считается святой.

- Реки – богатство и украшение Земли. Они имеют огромное значение. Их необходимо оберегать и охранять, чтобы и дальше мы могли любоваться их неповторимой красотой.

-Что губительно сказывается на водоемах?

- А какой вклад мы можем внести?

Не загрязнять водоемы бытовым мусором.

Слайд № 13

-Бытовой мусор беда для животных и растений, живущих в водоеме.

Слайд №14

5. Контроль и самопроверка новых знаний.

Мы сегодня с вами узнали много нового и интересного, а как вы запомнили и поняли учебный материал, сейчас проверим.

Вам предстоит выполнить задание № 3.

Слайд №15

Проверка по слайду.

Слайд №16 (С ответами)

6. Обобщение и систематизация знаний, подведение итогов урока. Рефлексия.

Давайте обобщим и систематизируем знания, которые получили на уроке.

Слайд № 17

Капельки нам указывают на основные положения урока.

Рефлексия.

-Оцените каждый свою работу на уроке.

- Что лучше запомнилось из материала урока?

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание будет в форме тестов и творческого характера. Надеюсь, вам интересно будет работать дома. За выполнение домашнего задания вы получите оценки.

Я желаю вам успехов.