Информационные технологии на уроках технологии

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тема урока: Знакомство с мастерской, оборудованием и инструментами. Инструктаж по технике безопасности.

Тип урока - урок освоения новых знаний.

Цели урока: Знакомство с предметом «Технология». Знакомство с требованиями охраны труда, санитарии и гигиены. Инструктаж по технике безопасности при работе с тканью Задачи урока: Образовательные - ознакомить учащихся с правилами поведения в мастерской, с содержанием инструкций по охране труда, сформировать у учащихся навыки соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, сформировать у учащихся навыки по организации рабочего места в соответствии с индивидуальными особенностями. Развивающие - развивать умение анализировать, делать выводы, умение работать самостоятельно. Воспитательные - воспи­тывать у учащихся чувство ответственности, прививать на­выки по сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих, навыки культуры труда и аккуратности.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал – карточки для закрепления и проверки знаний, различные инструменты (ножницы, ручные иглы)

1. Организационный момент

Слайд 1 Здравствуйте! Меня зовут Прокопенко Валентина Васильевна, учитель нового предмета «Технология». Давайте познакомимся, друзья! Учитель новый для вас я.

Но мы улыбнемся друг другу сейчас, улыбка подружит сегодня всех нас!

- Улыбнулись! Вижу, что у вас сегодня отличное настроение!

2. Мотивация учащихся

Слайд 2

Фантазии полёт и рук творенье с восторгом я держу в своих руках...
Не знает, к счастью, красота старенья, любовь к прекрасному живёт в веках.
Я прикасаюсь к вещи осторожно, она чарует и ласкает взор.
Представить трудно, как это возможно создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья – изящество, и цвета чистота,
И совершенство формы... Нет сомненья, наш мир спасут талант и красота!

- Как вы думаете, что у меня в руках? Правильно, полотенце, свадебный рушник! Посмотрите, какой красивый!

- Почему с такой осторожностью я отношусь к этой вещи? Этому рушнику более 100 лет, он достался мне в наследство от моей прабабушки, я передам его своим детям и внукам. Для моей семьи это очень дорогая вещь, это семейная ценность - реликвия!

- А у вас дома есть такие вещи, которые родители также берегут как реликвию? Какие?

- Вот такие прекрасные вещи создают человеческие руки!

Вот вы мастерите нечто, рукоделием себя заняв, из-под рук выпуская творение созданное. Вы даровали жизнь! И будь то картина, салфетка, кружево или любое иное изделие, плод вашего труда уже начинает самостоятельное движение по жизни. Вы уже не просто труженик, вы - создатель нового, мастер своего дела!

Слайд 3 Вот вы видите корзинку с остатками лоскутков.

- Что можно с ними сделать? А девочки нашей школы на уроках технологии смогли сделать из них такие прекрасные изделия!

- Красиво? Можно их назвать мастерами своего дела?

- Думаю, у вас также есть желание стать настоящими мастерами своего дела? Новый предмет «Технология» - это то, что вам нужно!

3. Знакомство с новым материалом

Слайд 4 Слово «Технология» происходит от древнегреческого tehne -«искусство», «мастерство», «умение» и logos – «учение», «наука». Технология - это наука об умении,мастерстве, искусстве.

Слайд 5 Значение слова «Технология»

Слайд 6 Технология применима повсюду, где имеется достижение, стремление к результату. До появления технологии господствовало искусство — человек делал что-то, но это что-то получалось только у него, это как дар - дано или не дано. С помощью же технологии все то, что доступно только избранным, одаренным (искусство), становится доступно всем. Чтобы стать разносторонне подготовленными людьми, уметь добиться в жизни намеченных целей, нужно многое знать и уметь, в том числе овладеть самыми необходимыми технологическими навыками. На уроках технологии вы научитесь готовить вкусную и полезную пищу, овладеете различными способами обработки материалов, научитесь работать на швейной машине, приобретете навыки ухода за одеждой, предметами быта, освоите различные виды рукоделия: вышивку, вязание, лоскутную пластику. Я умею и научу тебя! Вы также сможете сказать, изучив основы нового предмета своим младшим сестренкам, подругам!

Слайд 7 А свои изделия вы сможете продемонстрировать не только дома своим родным и близким, но и на всевозможных школьных, городских и областных выставках, как девочки нашей школы.

- Как вы думаете, легче работать, когда есть помощники? На занятиях технологии нам будет помогать настоящая труженица, всем вам знакомая - пчелка Майя.

Слайд 8

Технология – предмет особый, и в жизни вам поможет он.
Научит шить, вязать, готовить и даст советов миллион.
А тот, кто полностью изучит основы этого предмета,
В награду знания получит и много жизненных советов.

Слайд 9 Пчелка Майя прилетела к нам с интересным посланием! Чтобы его расшифровать, нужно внимательно слушать и запоминать все на занятии. В конце занятия мы вместе с вами постараемся его расшифровать. Уверена, что у нас все получится!

- Кто из вас знает, как называется наш кабинет?

- Мастерская «Умелые руки»! Мастерская – необычный кабинет. Кабинет для настоящих мастериц! Посмотрите, сколько дипломов и грамот заработали девочки нашей школы на всевозможных конкурсах и олимпиадах!

- Скажите, чем отличается этот кабинет от других в школе? В мастерской не просто столы, это специальная мебель для швейной мастерской, много швейных машин, гладильная доска с утюгом, специальные инструменты и приспособления для изготовления различных изделий. Слайд 10 Работа в данном кабинете требует соблюдения определенных правил - правил внутреннего распорядка в мастерской. Вы должны не только знать эти правила, но неукоснительно их соблюдать!

- Вот эти правила! Они всегда на видном месте в кабинете! А сейчас вы видите их на экране. Прочитайте внимательно!Учащиеся в мастерской должны работать в специальной одежде – фартуке и косынке. На занятиях вам также будет необходим еще один помощник.

- Как вы думаете, какой? Это учебник «Технология 5 класс».

Слайд 11 Откройте его. Прочитайте, кто является автором. Авторы: Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева,Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко. Видите, сколько людей трудились над созданием данного учебника, чтобы вам интересно было учиться. В начале учебника вы прочитайте обращение авторов учебника к школьницам 5 класса. Внизу, под обращением стоят какие-то интересные знаки. Это не простые знаки – это специальные обозначения.Эти обозначения находятся в каждом параграфе в конце или в середине, они помогают проверить свои знания и лучше подготовиться к уроку. Полистайте учебник и найдите эти обозначения в параграфе 2, параграфе 7. Молодцы!В конце учебника на стр. 188 находится «Содержание», где указаны все разделы, темы и параграфы. Посмотрите, чем мы будем заниматься в 5 классе, прочитайте названия основных разделов, они выделены другим шрифтом. Видите, сколько нового вам предстоит узнать. В 5 классе вы будете учиться вышивать, шить, готовить пищу и многое другое. Помимо учебника вам будут помогать специальные книги, которые находятся в библиотеке мастерской, энциклопедии в школьной библиотеке, специальные сайты в интернете, список которых вы видите на стенде учащихся. За каждой из вас в мастерской будет закреплено рабочее место. Откройте в учебнике стр. 15. Прочитайте, что называется рабочим местом.

Я прошу сесть так, как я зачитаю вам по списку. Рабочее место закрепляется за каждым на целый год, постарайтесь запомнить.Сядьте поудобнее, почувствуйте себя хозяйкой закрепленного места, ведь вам предстоит не только работать, но и содержать его в чистоте и порядке. Во время работы необходимо будет следить за правильной посадкой. Неправильное положение корпуса вызывает усталость, снижает работоспособность, приводит к сутулости, искривлению позвоночника, ухудшает зрение. В учебнике даны рекомендации, как правильно сидеть за рабочим столом. Прочитайте и сядьте правильно.

Слайд 12 У вас на столах лежат инструменты и приспособления, а на специальных столах стоит швейное оборудование. Они также будут вашими помощниками при изготовлении различных изделий. Постарайтесь определить самостоятельно для чего они предназначены. Многие вам незнакомы?

- Давайте знакомиться с ними! Найдите их на экране и сравните с теми, что в мастерской.

Вам придется иметь дело с оборудованием и инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с опасными факторами.

Опасные факторы: травмирование рук; ожоги; поражение электрическим током; пожар.На занятиях вы научитесь как правильно работать с данным инструментом и оборудованием, чтобы исключить опасные факторы.

На стр. 16 учебника прочитайте, что называют инструментом, а что приспособлением. Определите самостоятельно согласно правилу в учебнике.Повторим! Когда я буду говорить «инструмент», а вы будете поднимать только инструменты, а когда «приспособления», то только приспособления. Если забудете название, посмотрите в учебнике на стр.16 – 20. Молодцы! Уже все запомнили. Чтобы удобнее было работать, необходимо правильно подготовить рабочее место к работе, разложить инструмент. Попробуйте разложить инструменты и приспособления самостоятельно, как вам удобно. Посмотрите! Многие положили ножницы перед собой, не подумали, какой рукой вы будете их брать, а ведь это основной инструмент при швейных работах. Неправильная организация рабочего места нарушает правила охраны труда! Охрана труда в нашей стране является одним из важнейших элементов организации производства и заключается в системе разнообразных мероприятий, направленных на формирование безопасных и здоровых условий труда. Вопросами безопасности труда занимаются лица, работающие в этой области, а также ученые, научные учреждения, научно-технические общества, профессиональные союзы и вся общественность. Охрана труда- это целая система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Слайд 13 Посмотрите, как работают в швейном цехе работники, сколько у них много оборудования и инструментов. Они работают дружно, как пчелки! Все рабочие перед поступлением на работу изучали правила охраны труда, правила работы на таком сложном оборудовании.

- Как вы думаете, для чего разработаны такие правила? Очень важно, чтобы во время работы человек не потерял свое здоровье и не нанес вред здоровью окружающим.

Слайд 14 Международная организация труда (МОТ) объявила 28 апреля Всемирным днем охраны труда. Впервые он отмечался в 2003 году. Идея проведения Всемирного дня охраны труда берет начало от Дня памяти погибших работников, впервые проведенного американскими и канадскими трудящимися в 1989 году в память о работниках, погибших и пострадавших на работе. На уроках технологии необходимо работать, соблюдая правила охраны труда.

- Когда долго сидишь, быстро устаешь? Чтобы нашему организму немного расслабиться, что нужно делать?

- Правильно, двигаться! На наших занятиях мы будем обязательно делать специальную гимнастику для работников.Прошу вас встать и вместе со мной заняться своим здоровьем!

Слайд 15 1- сидя на стуле и опираясь на него руками, встают на носки, потягиваясь, руки поднимают в стороны и вверх - вдох, возвращаются в исходное положение - выдох.2 - стоя спиной к стулу, руки опускают вдоль тела, ноги вместе, поднимают руки вверх - вдох, сгибаясь, опускают руки вниз и назад - выдох. 3- стоя возле стула, руки кладут на спинку стула, отставляя правую ногу в сторону, левую руку поднимают над головой - выдох, возвращаются в исходное положение - вдох.4 - стоя возле стула, руки кладут на спинку стула, отставляя одну ногу назад разводят руки в стороны - вдох, возвращаются в исходное положение - выдох. 5 - стоя возле стула, руки кладут на спинку стула, отставляя правую ногу в сторону, левую руку поднимают над головой - выдох, возвращаются в исходное положение - вдох. 6 - стоя перед стулом, наклоняются вперед, руки назад.7 - стоя перед стулом с опушенными вдоль тела руками, поднимают обе вытянутые руки и, поворачиваясь туловищем попеременно вправо и влево, дотрагиваются до спинки стула, при повороте выдох, при возвращении в исходное положение - вдох. Со временем мы выучим с вами эту волшебную гимнастику здоровья! Упражнения в зависимости от вида работ будут меняться! Наше здоровье позволяют сохранять также и соблюдение правил безопасного труда, техника безопасности. Техника безопасности (ТБ) - это комплекс средств и мероприятий, внедряемых в производство с целью создания здоровых и безопасных условий труда. Каждого работника на предприятии обязательно инструктируют, как нужно работать. Вы также должны будете знать правила безопасного труда. Все ученики обязаны пройти инструктаж по пожарной безопасности, по охране труда при работе с тканью и электрическим утюгом. Когда вы будете изучать раздел «Кулинария», необходимо пройти инструктаж по охране труда при кулинарных работах.

Слайд 16 Каждая инструкция состоит из пяти частей. Сегодня вы пройдете инструктаж по охране труда при работе с тканью, электрическим утюгом и пожарной безопасности. Будьте внимательны при проведении инструктажа! Знание и соблюдение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев!

Слайд 17 Инструктаж по пожарной безопасности. План эвакуации – это путь, по которому люди могут безопасно и быстро покинуть горящее здание. Путь движения людей отмечается зелеными стрелками. В мастерской на специальном стенде безопасности висит план эвакуации из данного кабинета. Посмотрите, каким путем мы будем двигаться во время пожара. Обратите внимание, у нас не один, а несколько путей, но выходить из здания необходимо вместе с классом, за учителем, не разбегаться в стороны. Необходимо внимательно слушать мои команды, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих товарищей. Чтобы запомнить безопасный путь выхода из здания, мы с вами после занятия пройдем по школе, согласно плану эвакуации. Постарайтесь этот путь запомнить!

Слайд 18 Проверим ваши знания инструкции по пожарной безопасности. Задание «Повтори правила, используя слова-подсказки». «Правила ты эти знай, в жизни строго выполняй!» - этот совет дает нам пчелка Майя! Проверим, кто ответил правильно, без ошибок. Получите призовой жетончик, кто справился с заданием, он вам пригодится в конце занятия. Будьте внимательны, старайтесь запоминать более точно правила безопасности. Эти правила пригодятся вам в жизни, помогут спасти свою жизнь и жизнь окружающих людей. А если случится пожар, не нужно паниковать!

Слайд 19 Запомни!

Слайд 20 Инструктаж по охране труда при работе с иголками, булавками.

Слайд 21 Проверим знания инструкции по охране труда при работе с иголками и булавками. Игра «Найди пару».

- У вас на столах лежат листочки с сотами. Верхняя часть – желтые соты с номерами, а нижняя часть – оранжевая, без номеров. Вы должны внимательно прочитать надписи на оранжевых сотах, соотнести их с желтыми сотами и написать номера соответствий. Приступайте к работе! - Проверим ваши ответы! Поменяйтесь листочками с соседом. На экране появятся правильные ответы. Проверяя, зачеркивайте неправильные.

Слайд 21 – дубль 1 Поднимите руки у кого не было ни одной ошибки. Молодцы! Получите призовой жетончик. Будьте внимательны, старайтесь запоминать точно правила безопасности.

Слайд 22 Инструктаж по охране труда при работе с ножницами.

Слайд 23 Проверим знания по охране труда при работе с ножницами. Задание «Закончи предложение». Молодцы! Получите призовой жетончик, кто правильно справился с заданием.

Слайд 24 Инструктаж по охране труда при работе на швейной машине.

Слайд 25Проверим знания по охране труда при работе на швейной машине. Задание «Ответь на вопросы». Молодцы! Получите призовой жетончик, кто правильно справился с заданием.

Слайд 26 Инструктаж по охране труда при работе с электрическим утюгом.

Слайд 27 Проверим знания по охране труда при работе с электрическим утюгом. Задание «Назови правила по картинке». Посмотрите внимательно на экран, вспомните правила и назовите в соответствии с картинкой. Молодцы! Получите призовой жетончик, кто правильно справился с заданием. В нашей жизни часто возникают экстренные ситуации, в которых полученные знания позволяют найти правильный выход и даже спасти жизнь! Представьте, что вы одни дома. Мама попросила вас погладить белье. Вы начали гладить и вдруг…: Ситуация № 1 – начинает гореть утюг. Ваши действия! Ситуация № 2 – происходит возгорание вилки утюга, розетки. Ваши действия! Посмотрите на экран, запомните правила, они вам обязательно пригодятся!

Слайд 28 Правило 1. Правило 2. Инструктаж – как свод законов: руководствуйся и знай,

И в работе неуклонно пункт за пунктом выполняй!

- Выучив правила по охране труда, вы теперь сможете правильно организовать рабочее место? Разложите инструменты и приспособления с учетом правил охраны труда:

  • как необходимо класть ножницы? с какой стороны?
  • где должны быть ручные иголки?
  • куда можно положить резец, распарыватель?

Слайд 29 Определите по картинкам, где нарушены правила охраны труда. Назовите опасные факторы, которые могут произойти! Молодцы! Очень важно, чтобы вы этого не забывали не только на занятиях, но и дома! Правила охраны труда также будут вашими помощниками в изучении нового предмета.                                                                                                    

Слайд 30 На занятиях технологии нам понадобится «Карта успеваемости», которая лежит у вас на столе, подпишите ее. Дома вы вклеите в свою рабочую тетрадь. Оценка за занятие будет складываться за выполнение основных требований к уроку. Посмотрите на экран, сколько нужно получить баллов, чтобы получить пятерку! А если за занятие вы сможете набрать сто баллов, то получите «Дублон пчелки Майи» за старание. Дублоны вы сможете использовать перед каникулами на специальной ярмарке-распродаже. Дублоны – это специальные деньги, которые позволят купить красивые лоскутки ткани, картинки с кукольными платьями и даже готовые платья для куклы Барби, которые сошьют девочки старшеклассницы на занятиях профессиональной подготовки – будущие швеи. В дальнейшем вы научитесь самостоятельно оценивать свои знания и умения! Старайтесь и набирайте побольше дублонов!

4. Проверка и оценка знаний

Наступил момент расшифровать послание пчелки Майи.

Слайд 31 У вас на столе лежат карточки «Послание пчелки Майи» с сотами, на которых стоит определенный номер. Я буду задавать вопрос, а вы должны написать под данным номером правильный ответ. Вопросы для проверки знаний:

  1. Как называется наш предмет?
  2. Технология – это наука об умении, искусстве и ...?
  3. Как называется кабинет, в котором вы будете заниматься?
  4. Что обеспечивает безопасность жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности?
  5. С какого пункта начинается инструкция по охране труда?
  6. Что означает ТБ?
  7. Что должен пройти каждый работник и школьник перед работой?
  8. Как называются приспособления, помогающие в работе?
  9. Как можно одним словом назвать швейные машины и утюг?
  10. Как называется участок мастерской, который закрепляется за каждой ученицей?
  11. Какое название у листочка с оценкой за каждое занятие по технологии?
  12. Что можно заработать, если набрать за занятие сто баллов?

Давайте проверим, правильно ли вы ответили. Проверять будете самостоятельно! На экране появятся правильные ответы, если найдете ошибку, исправьте ее.

Слайд 32 Поднимите руку, кто ответил без ошибок. Молодцы, получите призовой жетон!

Запомните эти слова!

Слайд 33 Очень дружно и плодотворно работали вы на этом занятии! Пчелка Майя приготовила вам еще один сюрприз! У вас на столе лежат карточки с кармашками, в которые вставлены вопросы, но нет ответов. Внимательно прочитайте вопрос! Найдите карточку с ответом и вставьте ее в кармашек рядом с вопросом. Переверните работу и уберите картон, находящийся в центре. Проверьте, если вы ответили правильно, то у вас появится портрет пчелки Майи! Кто ответил с ошибкой, постарайтесь исправить ее, глядя на экран с ответами.

5. Рефлексия деятельности на уроке

- Интересно было сегодня на уроке?

- Что больше всего запомнилось?

- Какие трудности встретились на уроке?

- Что позволило вам преодолеть эти трудности?

Слайд 34 На экране незаконченные предложения, которые написала пчелка Майя, продолжите их от себя. Пожалуйста, кто готов?

«Я узнала...!»
«Я научилась...!»
«Мне пригодится это...!»

Слайд 35 Посмотрите, что желает вам всем пчелка Майя! Я обещала, что девочек, получивших призовые жетоны, ждет сюрприз в конце занятия. Это заслуженные первые награды - дублоны! Получите их!

Всем желаю набрать как можно больше дублонов!

6. Домашнее задание

Запишите домашнее задание. § 3 стр. 14-21. Ответить на вопросы после параграфа. Составить 3-5 вопросов для проверки учеников класса по правилам охраны труда, которые вы сможете задать самостоятельно. Принести спецодежду для занятий.