Материнская любовь через произведение В.П. Астафьева "Капалуха". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • знакомство с биографией и творчеством В.П.Астафьева; его произведением «Капалуха», идейно-смысловым и художественным содержанием; активизация «вдумчивого чтения», работа над совершенствованием навыков чтения; обогащение и уточнения словаря; расширение знаний о природе.
  • развитие устной речи учащихся, формирование самоконтроля и взаимоконтроля;
  • воспитание чувства любви к матери, экологической и эстетической чуткости.

Оборудование:портрет писателя В.П.Астафьева, картина с изображением птицы-глухаря слоговые карточки, карточки для работы по теме «Материнская любовь»; «Литературное чтение. 4 кл.» Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./[сост. Л.Ф. Климанова и др.]. – 4-е изд.- М.: Просвещение, 2009.

Ход урока

Урок сопровождается презентацией.

I. Организация детей на работу на уроке.

Настрой. Читаем быстро, уверенно, лучше, чем вчера. (плакат на доске – чтение хором).

II. Дыхательная гимнастика.

Лыжник идет по лыжне – «С-С-С»
Лыжник съезжает с горы.
Лыжник бежит вокруг елочек.

III. Артикуляционная гимнастика.

хе – ухе – ухо – хор – ход – вод
ха – уха – хам – рам – рим – ром
ца – цап – цоп – цок – цык – цып
че – чек – кеч – ком – жек – жук
чу – чуб – чук – чик – чин - чеб

IV. Чтение своих книг.

  1. Жужжащее чтение – 20 сек.
  2. «Про себя» – 20 сек.
  3. Чтение вслух – 20 сек.
  4. «Стоп!» Прочитали 1-е и последнее слово.
  5. Дочитали предложение до конца.
  6. «Чтение с убыстрением» – 30 сек.
  7. Чтение только второй половины слов – 20 сек.
  8. Читаем выразительно – 2 мин. (Работа в парах – взаимоконтроль).

– Для чего мы читаем друг другу? (Для тренировки в правильности чтения)

V. Актуализация знаний и мотивация.

1. Введение в тему.

На доске записаны слова: ненависть, любовь, сострадание, грусть.

– Дети, как назвать эту группу слов одним словом? (Чувства)

– Назовите самое светлое, на ваш взгляд, чувство. (Любовь)

– Предлагаю вам обсудить понятие «любовь». Для этого вы разделитесь на три группы. Послушайте задания.

1 группа обсудит – «К кому может быть направлена любовь?»

2 группа подумает – «Как выражают любовь?»

3 группа скажет – «Какой может быть любовь?»

Дети в группах обсуждают задания, готовят ответы. Выступление каждой группы.

1 группа.

Мы считаем, что любовь может быть направлена к маме, папе, брату и сестре, к бабушке и дедушке. Мы очень любим своих домашних кошечек и собачек. У нас есть любимые вещи, игрушки, книги и диски с фильмами. Мы должны любить природу, т.к. от нее зависит наша жизнь.

2 группа.

Мы думаем, что свою любовь нужно выражать красиво. Взрослые дарят друг другу цветы. Мама ласкает и целует ребенка. Дети помогают старшим. На праздники дарят подарки. Часто говорят нежные слова. Бабушки нас балуют. Животные тоже любят своих детенышей. Они их облизывают, кормят, охраняют.

3 группа.

Мы хотим сказать, что любовь может быть очень сильной. Мама и папа живут вместе. И тогда это счастливая любовь. А иногда слабой, тогда папа уходит в другую семью. Эта любовь несчастливая.

– Исходя из сказанного вами, дайте определение понятию «любовь» по опорным словам.

Любовь – это чувство, которое направлено на… (выступление детей 1 группы)

Любовь – это чувство, которое выражается … (выступление детей 2 группы)

Любовь – это чувство, которое может быть… (выступление детей 3 группы)

– А теперь давайте прочитаем, как дается определение этого чувства в «Толковом словаре» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова.

Зачитывание детьми понятия «любовь» (стр. 336).

  1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
  2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

2. Определение темы урока.

– Как вы думаете, к кому направлена самая сильная любовь. Подумайте. (Самая сильная любовь направлена к маленькому, к ребенку).

– Эту любовь можно назвать материнской любовью. Она самая сильная, чистая. Назовите тему нашего урока. (Материнская любовь).

VI. Постановка учебной цели.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя Виктора Петровича Астафьева. (Вывешивается портрет писателя).

1. Биография В.П. Астафьева.

– Девочки провели небольшую исследовательскую работу и расскажут нам о биографии В.П. Астафьева.

Родился В.П. Астафьев в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края. Он рано потерял мать. Некоторое время он жил с бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат. После школы он учился в железнодорожной школе и работал составителем поездов. В 1942 году в 18 лет ушел на фронт добровольцем, был тяжело ранен. После войны работал слесарем, грузчиком, плотником. Лишь в 1959 году поступил на Высшие литературные курсы. К этому времени в Перми были изданы его первые книги «До будущей весны». «Огоньки», «Васюткино озеро», «Куры, лиса и кот».

– Мы с вами прочитаем рассказ, название которого определим, разгадав кроссворд.

  1. В воде купался,
    А сухой остался. (Гусь).

  2. Какую птицу называют
    лесным доктором? (Дятел).

  3. Не царь, а в короне,
    Не всадник, а со шпорами. (Петух).

  4. Что же это за девица?
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьёт,
    А в иголках круглый год. (Ежиха).

  5. Угадайте, что за птица:
    Света яркого боится,
    Клюв крючком, глаза пятачком,
    Ушастая голова. Это … (Сова).

  6. Я весь день ловлю жучков
    Уплетаю червячков.
    В край далёкий не летаю,
    Здесь под крышей обитаю. (Воробей).
  7. Маленький рост, длинный хвост,
    Серая шубка, острые зубки. (Мышь).

– Назовите орфограммы во всех словах-отгадках.

– Какое слово у нас получилось?

– Глухарь. (Показ рисунка птицы).

– Что это за птица вы узнаете из деформированного текста, который находится у вас на столе.

2. Чтение деформированного текста «Глухарь».

Глухарь.
Глухарь – это крупная птица. Самка меньше самца. Самец краснобровый и бородатый. Самка буровато-рыжая. Живут в сосновых лесах.
Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Глухарят водит за собой мать. Летом питается травой, семенами, ягодами. Зимой – хвоей сосны, почками.
День проводит на земле, ночует на деревьях. Очень осторожен. Обладает прекрасным слухом и зрением. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.

Глухарь – это наякруп цапти. Самка ньмеше цасам. Самец краснобровый и тыйдаробо. Самка буротова-жаяры. Живут в новыхсос сахле.
Весной кассам отдыклавает от 4 до 15 ция. Глухарят дитво за бойсо тьма. Летом писятает войтра, намимесе, дамигоя. Зимой – ейхво нысос, камипоч.
День – водитпро на лезем, чуноет на ревьдеях. Очень остоженро. Обдаетла краснымпре хомслу и ниемзре. Этих типц лосьоста лома на леЗем. Их надо речьбе и ранятьох. 

– Почему этих птиц называют глухарями? (Эти птицы весной начинают токовать и не слышат окружающие звуки).

– Итак, ребята, наш рассказ будет о птице глухаре, или, как ласково ее называют местные охотники «капалуха».

VII. Первичное восприятие произведения.

Чтение подготовленным учеником текста произведения В.П. Астафьева «Капалуха».

– Перед прослушиванием проведем «мозговую гимнастику». Упражнение «Качание головой».

– После прослушивания постарайтесь ответить на вопрос:

– Какое чувство вы испытали, слушая этот рассказ? ( Чувство грусти, жалость к капалухе, чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу).

– А какие чувства вы испытали к маме-капалухе? (Чувство восхищения, благодарности, уважения за такую сильную любовь).

VIII. Повторное чтение рассказа учащимися и выделение непонятных слов.

IX. Словарная работа.

  • пастьба – луг, где пасут скот
  • просека – дорожка, внутри густого леса, которую прорубают
  • валежник – сухие ветки, сломленные ветром
  • черничник – заросли черники
  • озираться – оглядываться
  • покоробленные леса – искривленные
  • редколапые ели – редкие ветви
  • робкая листва – в безветренную погоду легкое колыхание листьев
  • ощупывать глазами – осматривать внимательно
  • напружены – напряжены
  • закостенелые крылья – неподвижные
  • дрёмная пленка – закрывались глаза от удовольствия.
  • космы – взлохмаченные пряди волос

Физкультминутка. Психологическая гимнастика.

Какое сейчас время года?

  1. Покажите, что вы замерзли и съежились.
  2. А теперь отогрелись, потянулись.
  3. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.
  4. Несмотря на этот досадный случай, настроение у вас не испортилось.
  5. Вы решили слепить снеговика. Наклонились. Ставим снежные комы друг на друга.
  6. Молодцы! Какие снеговики у вас получились! Изобразите восхищение!
  7. Настроение?

X. Анализ текста.

– Как вы думаете, сколько основных моментов можно выделить в этом рассказе? Назовите их.

  1. Описание местности.
  2. Дети и гнездо.
  3. Поведение глухарки при виде детей.

– Прочитайте I часть рассказа и попробуйте выделить то, на что вы обратили внимание. (Жужжащее чтение I части до слов «Я поспешил…»).

– Я обратил внимание, как автор красочно описывает лес, черничник.

– Читаем II часть про себя до слов « Капалуха металась…».

– Какова основная мысль этой части рассказа?

– Дети решают, как поступить с гнездом.

Гимнастика для глаз.Упражнение «Палец двоится».

– Прочитаем III часть рассказа. (Чтение вслух с элементами вычитывания).

– Прочитайте, как вела себя глухарка, почуяв опасность для своих детей.

– При помощи каких слов автор помогает нам понять состояние птицы? (работа с текстом).

– Как вы думаете, почему она «пыталась и не могла взлететь?»

– Она боялась за своих детей.

– Почему крылья птицы «закостенели»?

– Она не двигалась, боялась, что ее яйца могут остыть от ее лишних движений.

– Что увидели ребята, когда капалуха «наконец взлетела на ветку»?

– Голое брюшко.

– Почему же брюшко у птицы было голое?

– Она выщипала его сама, чтобы перья не мешали ей греть яйца.

– А еще что они увидели у птицы?

– На груди трепещет кожа – так часто билось птичье сердце.

– Найдите предложение, которое помогает нам понять тревожное состояние капалухи?

– «Это от испуга, гнева и бесстрашия…»

– Как вы понимаете такое состояние глухарки?

– Капалуха боялась за своих будущих птенцов, она готова была отдать за них свою жизнь.

– Как вы думаете, почему ребята пришли к решению не трогать гнездо?

Они были восхищены смелостью птицы-матери, им стало её жаль.

– Как чувствовали себя дети, когда убежали от гнезда капалухи?

– Радостно, легко, весело.

– Почему?

– Они были довольны своим решением не трогать гнездо.

– А капалуха успокоилась? Прочитайте об этом в тексте.

– «Сидела на сучке, вытянув вслед нам шею», «Но глаза ее уже не следили за нами. Они целились на гнездо».

– Правильно, ребята, капалуха думала только о своих будущих детях.

– Как она слетела с дерева?

– Плавно.

– Почему плавно?

– Она боялась потревожить яйца резкими движениями.

– Птица потихоньку заползла в гнездо.

– После этого она «замерла». Что это за состояние у человека, животного? От чего оно бывает?

– Бывает от страха, от радости, от неожиданности.

– Подберите близкое по значению выражение к словам «сидела неподвижно, затаив дыхание».

– Она боялась, что ребята опять вернуться, была счастлива от близости со своим детьми.

– Но вот дети ушли, мать рядом со своими будущими птенцами, ее глаза «стали затягиваться дремной пленкой…».

– Стало ли спокойно на душе у капалухи?

– Нет.

– Почему? Докажите словами из текста.

– «Но вся она была насторожена, вся напружена».

– А как вы понимаете такое состояние?

– Она еще не избавилась от своего волнения, страха за своих детей.

– А что еще говорится в тексте о таком ее тревожном состоянии?

– «Сердце капалухи билось сильными толчками».

– Почему?

– Она была счастлива, что с ее детьми не случилась беда.

XI. Итог урока.

– Чему учит нас этот рассказ?

– Быть добрыми, заботливыми по отношению к птенцам и детёнышам животных; не обижать их.

– О чем вы задумались, читая этот рассказ?

– Глухарка – настоящая мать.

– Какие материнские чувства ярко проявились в поведении глухарки?

– Любовь, доброта, заботливость, самопожертвование, смелость.

– Назовите тему нашего урока.

– Материнская любовь.

– Что вы узнали об этом чувстве? (Это сильное, бескорыстное, чистое, способное на самопожертвование чувство).

– С чего начинается жизнь?

Мама – ребенок – семья – дом – Россия – планета – мир.

– А бережет и хранит все это, дети, «любовь»!

– Спасибо, вам ребята, за искренние ответы и отличную работу на уроке.

XII. Домашнее задание.

– Домашнее задание каждый выберет для себя сам:

  1. Выразительное чтение рассказа.
  2. Пересказ прочитанного произведения.
  3. Придумать к каждой части рассказа «Капалуха» свои вопросы.