Путешествие в страну Словарию

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель:

  • расширить знания детей в области русского языка, познакомить учащихся со словарями, показать их назначение и область применения, обогащать словарный запас учащихся;

  • развивать творческую инициативу каждого участника игры, логическое мышление;

  • воспитывать культуру речи, любовь к русскому языку, коллективизм.

Оборудование: плакаты: К.Г.Паустовский “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом”.

“Словарь – твой друг, без него, как без рук”

СЛАЙД №1

Учитель: Здравствуйте, мы рады приветствовать вас в этом зале.

Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение:

СЛАЙД № 2

“Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос”. Сегодня мы и поговорим о том, где “хранятся”

слова. А “Хранятся” они в разных словарях. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории происхождения слова, третьи расширяют кругозор. Много разных сведений можно получить из словарей, поэтому и говорят: “ Словарь – твой друг, без него, как без рук”

В умелых руках словари могут оказать значительную пользу.

СЛАЙД № 3

О словарях существует еще одно высказывание французского писателя Анатоля Франса “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке”

И наша игра посвящается словарям, которая пройдет в виде соревнований между командами. Добро пожаловать в страну Словарию.

СЛАЙД № 4

Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием сегодня
Будем мы играть.
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование.
Ведет к победе не судьба,
А только наши знания.
Кто победит,
Для нас пока секрет,
Игра “конечно” даст ответ!
Соревнуясь, мы
Останемся друзьями,
Пусть борьба кипит сильней,
А наша дружба крепнет с ней.

Учитель:

Я желаю всем успеха
Вот вам пожелание:
Через труд придет победа,
Через труд и знания.

Разрешите представить команды:

1 команда: “Смекалистые”

Девиз:

Мы смекалистые дети,
Всё хотим узнать на свете.
Мы искали и нашли:
Много правил мы прошли.

2 команда: “Догадливые”

Девиз:

Сколько слов в словаре,
Столько у нас знаний
И попробуйте теперь
Вы сразиться с нами.

3 команда “Сообразительные”

Девиз:

Мы всегда соображаем,
Никого не обижаем.
Будем русский изучать
И пятерки получать.

Команды будет оценивать жюри

СЛАЙД № 5 Знакомство с толковым словарем.

Это толковый словарь. Его назначение – толковать слова. Кроме того, он указывает, к какой части речи принадлежит слово, дает его формы и приводит примеры употребления в речи. В самом большом толковом словаре 17 томов, в нем объясняется 120 тысяч слов.

Толковых словарей много и у каждого словаря свой автор, но самым первым составителем словаря стал Владимир Иванович Даль.

Конкурс № 1. Толкование слов СЛАЙД № 6

Конкурс будет проходить в 2 этапа. Максимальная оценка за 1 этап конкурса 3 балла

Этап 1. Узнай слово по его толкованию. Перед вами толкования четырёх слов. Запишите эти 4 слова на маркерной доске.

  • Полоса земли, по которой движутся машины, идут люди. (Дорога) СЛАЙД №7
  • Тонкая палочка графита, вставленная в деревянную или пластмассовую оболочку. (Карандаш) СЛАЙД № 8
  • Плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в твердой оболочке. (Орех) СЛАЙД № 9
  • Подвижный орган во рту, который является органом вкуса. (Язык) СЛАЙД №10

Просим жюри оценить 1 этап 1конкурса

СЛАЙД № 11

Этап 2. Узнай слово по толкованию своего одноклассника. Максимальная оценка за 2 этап 1 конкурса 3 балла. Слово записываете на маркерной доске.

СЛАЙД12. Сорока

СЛАЙД 13. Одежда

СЛАЙД 14. Воробей Просим жюри оценить 2 этап 1конкурса

Учитель: Ребята, в нашем учебнике русского языка тоже есть словари, которыми мы пользуемся на уроках один толковый, а как называется другой? (орфографический)

Правильно, в нем показано, как правильно писать слова. Вы уже знаете правописание многих словарных слов и сейчас мы проведем конкурс на самую длинную цепочку из словарных слов.

Конкурс № 2 Словарные слова СЛАЙД 15

Максимальная оценка за этот конкурс 3 балла

За 1 минуту каждый участник команды на листочках записывает как можно больше словарных слов, записывая их правильно. Капитан команды сдаёт листочки в жюри.

Игра с залом (Загадки к словарным словам) Оценка жюри за 2 конкурс

Словарь иностранных слов. СЛАЙД 16

Перед вами словарь иностранных слов. Он имеет 1 500 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а так же сведения о его происхождении.

Учитель: Ребята, русский народ издавна славился гостеприимством и миролюбием. Еще в глубокую старину русские охотно общались с соседними народами, налаживали с ними торговые и культурные связи. Люди общались, и в речь проникали иноязычные слова, обозначавшие новые понятия. Узнать, откуда пришло слово, что оно обозначает, поможет нам словарь иностранных слов.

Конкурс № 3 (капитанов) СЛАЙД № 17

Максимальная оценка за этот конкурс 3 балла

Капитанам команд предлагается разгадать ребусы. Ответы записываете на маркерной доске.

Пока капитаны готовятся мы немного поиграем.

Игра на внимание.

Капитанам было предложено разгадать 3 ребуса. Проверим, как они справились с заданием.

1. Трамвай. СЛАЙД № 18 – 19

К истокам слова: это слово из английского языка, от TREM (трем) – “вагон”, и WAY (уэй) – “дорога”. Так называется городская наземная электрическая дорога, а также поезд этой железной дороги, состоящий из одного или нескольких вагонов.

2. Тетрадь. СЛАЙД № 20 -21

К истокам слова: слово тетрадь образовано от греческого ТЕТРА, что значит четыре. Сначала тетрадью называли сложенные вчетверо и сшитые листы бумаги. А сейчас это сшитые в обложке листы чистой бумаги для письма и рисования.

3. Ранец. СЛАЙД № 22-23

К истокам слова: мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием принесли в Россию как заплечный походный мешок – RANZEN (ранзен)– наемные немецкие солдаты московских царей в 17 веке. Лет через 150-200 слово стало обозначать ученическую сумку.

Слово жюри, оцените 3 конкурс

Словарь синонимов. СЛАЙД № 24

Учитель: Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность.

Словарь антонимов. СЛАЙД № 25

В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни.

Минус – плюс, огонь-вода,
Дерзкий – осторожный.

Все антонимы всегда противоположны.

Игра с залом. Игра “Наоборот”. Просим жюри подвести итоги 3 конкурсов

Словарь фразеологизмов. СЛАЙД № 26

Фразеологический словарь дает толкование и происхождение устойчивых оборотов речи (фразеологизмов). Фразеологические обороты в словаре расположены строго по алфавиту.

Вы все знаете такое выражение “ Знать назубок.” Это значит, например превосходно выучить стихотворение или вообще отлично в чем-либо разбираться. А было время, когда знать назубок, проверить назубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит подлинная, не поддельная.

Конкурс № 4 Фразеологические обороты СЛАЙД № 27

Конкурс будет проходить в 2 этапа. Максимальная оценка за каждый этап конкурса 5 баллов

1 этап. Доскажи фразеологический оборот. Чья команда быстрее!

СЛАЙД № 28

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой … (не разольешь)

СЛАЙД № 29

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо: ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу)

СЛАЙД № 30

Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперек
И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги)

Просим жюри оценить 1 этап 4 конкурса

Этап 2. Угадай, какой фразеологический оборот нарисовал художник. Если команда знает ответ, поднимает руку.

СЛАЙД № 31

1. Корова языком слезала

СЛАЙД № 32

2. Развесить уши

СЛАЙД № 33

3. Яблоку упасть некуда

СЛАЙД № 34

4. Кот в мешке.

СЛАЙД № 35

5. Намотать на ус.

СЛАЙД № 36

6. Зарубить на носу.

Просим жюри оценить 2 этап 4 конкурса

Сценка “Вечером” СЛАЙД № 37

(Бабушка и внук Саша)

Вы ребята, не зевайте, фразеологические обороты запоминайте.

– Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят,– сказала бабушка.

А Саша стучит.

– Прекрати стук, пожалуйста!

А Саша стучит.

Как об стенку горох, ему хоть кол на голове теши, а он все свое…Сейчас отберу молоток!

А Саша стучит. Сказано -сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

– Отдай!

– Завтра! А сейчас не видать тебе молотка, как своих ушей!

Саша заплакал.

– Я машину чиню….

Всему свое время.

– Зачем молоток унесла?

Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с луны свалился! Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

– Не все, мы не спим!

– Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Оценка жюри за 4 конкурса

Словообразовательный словарь СЛАЙД 38

Учитель: Перед вами словообразовательный словарь. С его помощью любой человек сможет правильно сделать словообразовательный анализ или разобрать слово по составу. Словарь станет надежным помощником всем желающим постичь тайны русского словообразования.

Конкурс № 5 СЛАЙД № 39

Составьте слово. Максимальная оценка за этот конкурс 5 баллов. Команда записывает ответ на маркерной доске.

СЛАЙД № 40

Корень в слове “снежинка”,
Приставка в слове “подъехали”.
Суффикс в слове “лесник”,
Окончание в слове “ученики”. (Подснежники)

СЛАЙД № 41

Приставка в слове “посмотрел”,
Корень в слове “дороженька”,
Суффикс в слове “лыжник”. (Подорожник)

СЛАЙД № 42

Корень мой ищи в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне,
Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)

Сейчас оценку за 5 конкурс даст жюри.

СЛАЙД № 43

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно – певучий.
В нём есть и усмешки,
И меткость и ласка.
Написаны им
И рассказы и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Слово предоставляется жюри.

СЛАЙД № 44

СЛАЙД № 45–47

На этом наш праздник закончен. Спасибо всем за внимание!