Мягкий знак после шипящих у слов, называющих предметы. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (103 кБ)


Цели урока:

  • ученик, понимающий, когда в словах надо писать Ь и когда не надо писать Ь;

  • ученик, умеющий применять полученные знания на практике.

Задачи урока:

  • Определить работу у окончаний.
  • Сравнить работу окончаний.
  • Выявить закономерность правописания Ь после шипящих у слов, называющих предметы.

Оборудование: Презентация “Когда писать Ь после шипящих в словах, называющих предметы”.

Листы бумаги А-3, фломастер.

Примечание: в презентации слайды меняются по щелчку.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

– Что обозначает буква Ь в словах: конь, письмо, моль, Васька, угольки?

2 слайд. Какая орфограмма есть в словах?

Мяч

Ночь

  • Это орфограмма: мягкий знак после шипящих в словах, называющих предметы.

(Здесь и далее под знаком “точка” написан ответ, который появляется на слайде по щелчку мыши только после обсуждения детьми поставленного вопроса).

– Прочитайте школьную пословицу.

3 слайд. Школьная пословица.

Мягкий знак после шипящих просит знаний настоящих.

4 слайд. Проблемный вопрос: почему в одних словах пишется мягкий знак, а в других нет?

5 слайд. Значит, эти слова чем-то отличаются друг от друга?

6 слайд. Как узнать, чем слова отличаются друг от друга?

  • Надо определить работу окончаний и сравнить её.

7 слайд. Выделите в словах окончания и определите их работу.

  • Мяч – ед.ч., И.п., м.р..
  • Ночь – ед.ч., И.п., ж.р..

– Сделайте вывод.

В словах м.р. мягкого знака нет, а в словах женского рода – есть.

– Может ли быть так, что только в этих словах такое написание, а в других словах будет по другому?

8 слайд. Найдите отличия между словами и распределите их по группам.

Товарищ, (много) задач, мышь, плащ, (около) дач, калач, (с) крыш, помощь,

(для) лыж, рожь, кирпич, дочь, меч, (из) рощ, вещь.

Время обсуждения – 10 минут.

– Работайте в группах, слова группами записывайте на листах бумаги фломастером.

Самостоятельная групповая работа.

Проверка и обсуждение сделанного. Каждая группа показывает свою работу и доказывает правильность расположения слов в группах.

9 слайд. Проверь себя.

М.р. И.п. ед.ч.

Ж.р. И.п. ед.ч.

Ж.р. мн.ч.

товарищ

мышь

(много) задач

плащ

помощь

(около) дач

калач

рожь

(с) крыш

кирпич

дочь

(для) лыж

меч

вещь

(из) рощ

– Какой можно сделать вывод?

10 слайд. Вывод:

  • Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы, пишется только в словах.

Ж.р. ед.ч.

11 слайд.

Чтобы знать, как писать.
Надо род определять!
Если женский род, то надо
Ь знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодёжь!
Если род мужской у слова –
Нету знака никакого!
И тогда пиши калач,
Врач, малыш, калач и грач!

- Выполните задание. Задание выполняется устно и сразу сверяется со слайдом.

12 слайд. Подберите синонимы с шипящим на конце.

  • Доктор – Врач
  • Мелкие деньги – мелочь
  • Неправда – ложь
  • Родник – ключ

13 слайд. Задание для самостоятельных.

Выпишите слова в три столбика. В 1 – выпишите слова, в которых Ь пишется, и вы можете объяснить почему. Во 2 – слова, в которых вы можете объяснить, почему эта буква не пишется. В 3 – слова, в которых вы пока эту орфограмму объяснить не можете.

Ключ, из-за туч, поплачь, речь, уж, говоришь, выучишь, тушь, кулич, ложь, спишь, мощь.

– Желающие могут поработать у доски.

– Проверка выполненной работы.

14 слайд. Докажи правильность.

Я знаю – Ь

Я знаю –

Я не знаю

речь

ключ

поплачь

тушь

из-за туч

говоришь

ложь

уж

выучишь

мощь

кулич

спишь

15 слайд. Что общего в словах третьего столбика.

  • Эти слова называют предметы.

16 слайд. Вывод.

Ь пишется:

  • В словах предметах ж.р. ед.ч.
  • В словах признаках.

17 слайд. Подбери слова.

Работать можно группами.

18 слайд. Проверь

19 слайд. МОЛОДЦЫ!

Итог урока: Что нового узнали? Чему научились?