Взаимосвязь традиций и новаторства как условие литературного процесса (из опыта сопоставительного анализа)

Разделы: Литература


Языковой анализ художественного текста – важнейшая составляющая комплексной работы над изучением художественного произведения на уроках литературы, так как внимание к речевому оформлению художественного произведения, работа над семантикой слова и его выразительными возможностями способствует более глубокому проникновению в содержание текста, пониманию его внутреннего смысла.

Не секрет, что этот вид работы достаточно сложен для учеников, так как предполагает наличие многих умений и навыков: выявлять содержательность формы анализируемого произведения, оперировать литературоведческими терминами, подбирать для доказательства своего суждения примеры из текста и комментировать их, наблюдая, таким образом, взаимосвязь формы и содержания для понимания текста как единого художественного целого.

Сегодняшняя форма экзаменационных заданий в 9– м и 11– м классах предполагает наличие таких умений у учеников, а это значит, что для успешной подготовки их к итоговой аттестации формирование навыков лингвостилистического анализа текста необходимо начинать уже с 5– го класса.

Особого внимания требует такая форма работы, как сопоставительный анализ текста. При работе над ним учитель ставит задачу: сформировать у учеников умение находить общее в тематике, образном строе двух разных произведений, выделяя при этом то, что определяет своеобразие поэтического мировосприятия каждого из писателей.

Хочу поделиться опытом такой работы на уроке литературы в 8– м классе. Цель урока – наблюдение над сохранением живых традиций в литературе, обуславливающим её дальнейшее развитие, на основе сопоставительного анализа произведений сентиментализма и романтизма.

Ученикам предлагаются для анализа два текста: отрывки из повести Н.Карамзина “Бедная Лиза” (произведение уже изучено) и стихотворения В.Жуковского “Певец” (проведены первые уроки по изучению произведений романтизма).

Текст 1. “Бедная Лиза”

“…никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты…

…Внизу расстилаются тучные, густо– зелёные, цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течёт светлая река…

…На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные.

…Но всего чаще привлекает меня… воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах! Я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слезу нежной скорби.”

“Мне нельзя жить, – думала Лиза, – нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!” Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями её восторгов.”

“Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!

Её погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на её могиле. Туту часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мною шумят листья.”

Н.М.Карамзин

1792

Текст 2.

Певец
В тени дерев, над чистыми водами
Дерновый холм вы видите ль, друзья?
Чуть слышно там плескает в брег струя;
Чуть ветерок там дышит меж листами;
На ветвях лира и венец…
Увы! друзья, сей холм – могила;
Здесь прах певца земля сокрыла;
Бедный певец!

Он сердцем прост, он нежен был душою –
Но в мире он минутный странник был;
Едва расцвёл – и жизнь уж разлюбил
И ждал конца с волненьем и тоскою;
И рано встретил он конец,
Заснул желанным сном могилы…
Твой век был миг, но миг унылый,
Бедный певец!

Он дружбу пел, дав другу нежну руку, –
Но верный друг во цвете лет угас;
Он пел любовь – но был печален глас;
Увы! он знал любви одну лишь муку;
Теперь всему, всему конец;
Твоя душа покой вкусила;
Ты спишь; тиха твоя могила,
Бедный певец!

Здесь у ручья, вечернею порою,
Прощальну песнь он заунывно пел:
“О красный мир, где я вотще расцвел;
Прости навек; с обманутой душою
Я счастья ждал – мечтам конец;
Погибло всё, умолкла лира;
Скорей, скорей в обитель мира,
Бедный певец!

Что жизнь, когда в ней нет очарованья?
Блаженство знать, к нему лететь душой,
Но пропасть зреть меж ним и меж собой;
Желать всяк час и трепетать желанья…
О пристань горестных сердец,
Могила, верный путь к покою,
Когда же будет взят тобою
Бедный певец?”

И нет певца.. его не слышно лиры…
Его следы исчезли в сих местах;
И скорбно всё в долине, на холмах;
И всё молчит…лишь тихие зефиры,
Колебля вянущий венец,
Порою веют над могилой,
И лира вторит им уныло:
Бедный певец!

В.А.Жуковский

1811

В начале урока формулируем взаимосвязь понятий “традиции” и “новаторство” как условие движения, развития литературы. Учениками называются сменяющие друг друга литературные направления. Определяется задача исследования: рассмотрение процесса перехода ценного, что есть в художественном произведении (слово, тема, образ), в “копилку” художественных находок, которые служат подспорьем писателю для создания нового мира образов и чувств.

Ученикам предлагается ответить на вопросы:

– Как происходит смена сентиментализма романтизмом? Полностью ли вытесняется одно направление другим?

Отмечаем, что Н.М.Карамзин, представитель сентиментализма в русской литературе, и В.А.Жуковский, “отец” русского романтизма, – современники, а значит, эти два литературных направления существовали одновременно.

Внимание учеников обращается на то, что одно произведение – прозаическое, а другое – стихотворное. Есть ли основания для сравнения? Вспоминаем, что писатели– сентименталисты обращались к чувствам читателей, несли в своих произведениях чувства, мысли, переживания. Это в полной мере относится и к лирическому произведению. Значит, основания для сопоставления есть. В подтверждение предлагается высказывание В.Г.Белинского: “Без лиризма эпопея и драма были бы слишком прозаичны и холодно равнодушны к своему содержанию…” Другие же основания для сопоставления предлагается найти при анализе предложенных текстов. Элементы этой работы на уроке представлены ниже.

– Итак, какое “ключевое” слово связывает оба текста? (Бедный.) Почему певец бедный? (Рано закончилась жизнь.) Схожа ли в этом смысле его судьба с судьбой Лизы?

– Какое настроение вызывает у вас слово “бедный”? ( Грусти, уныния.) Что ещё помогает передать это настроение? Обратимся к текстам. С чего начинается повесть? А стихотворение? (С описания пейзажа.) Есть ли общие образы (приметы) в этих двух описаниях? (Деревья, зелень, травы, вода.) Почему описания даны в начале произведений? (Чтобы вызвать у читателей определённое настроение, с которым они узнают о судьбах героев.) Какова роль пейзажа в тексте? (Пейзаж созвучен настроению произведения, вызывает грусть.)

– Есть ещё один образ, который встречается и в первом, и во втором текстах и усиливает ощущение грусти. Он является частью пейзажа. (Образ могилы.) Что символизирует этот образ? (Смерть, утрату, уход.)

– Образ природы рождает особое настроение, ведущее к потребности вспоминать, мечтать, размышлять. Какой жанр лирики возникает в сентиментализме и становится ведущим в романтизме? (Элегия.) Элегичны ли по настроению наши произведения?

– Кто вспоминает героев, размышляет о них? (Автор.) Автор “Бедной Лизы” как– то определяет себя в тексте? (Местоимение “я”.) Как он относится к своей героине? (Сопереживает.) А в “Певце” автор определён? (“Я” нет.) А сопереживание есть? (Да, мы видим изображаемое через его эмоциональное состояние.) Таким образом, какая особенность присуща и первому, и второму текстам? (Сопереживание автора героям.)

– В повести “Бедная Лиза” есть местоимение “мы”. Кто это? Только ли автор и его героиня? С кем автор делится своими переживаниями?( С читателем. В контексте повести есть прямое обращение к нему.) А есть ли образ читателя в стихотворении “Певец”? (Обращение “друзья”.) Как сформулировать это сходство? (Общение автора с читателем.)

– Есть ли в текстах местоимение третьего лица? (Он, она.) Кто это? (Лиза и певец.) Тогда откуда появляется местоимение “ты”? К кому обращаются авторы с речью? (К уже умершим героям, к их душе.) Какой эффект, благодаря этому, достигается? (Эффект их присутствия.) Где– то есть место обитания их души. Как оно названо в повести? (Там.) А в стихотворении? (Обитель мира.) Таким образом, что объединяет оба текста? (Общение автора с душой умершего героя.)

–  И последнее. Эмоциональность – важная примета как произведений сентиментализма, так и романтизма. Эмоциональны ли оба текста? Какими средствами это передаётся? Обратите внимание на слова, впрямую передающие чувства (волненье и тоска, желанный, унылый, очарованье, горестный, плачевный, слеза нежной скорби, горе, восторги и прочее, междометия “ах”, “увы”), на поэтический синтаксис (много риторических вопросов, восклицаний, многоточий).

–  Итак, какой вывод мы можем сделать по результатам сопоставительного анализа? (В произведениях сентиментализма и романтизма много общего: велика роль пейзажа, присутствуют общие символы, произведениям присуща элегичность, авторы сопереживают героям, видят в читателе собеседника, обращаются к ушедшим в иной мир героям, тексты отличаются повышенной эмоциональностью.) То есть лучшие традиции сентиментализма оказываются живыми, востребованными, остаются в литературе.

–  А теперь вспомним, что стихотворение “Певец” – произведение романтизма. А это значит, что образ певца наделён чертами, присущими только романтическому герою. Назовите черты героя романтического произведения.

–  Загадочен ли наш герой? Известны ли нам подробности его жизни? Сравните его с образом Лизы. (О Лизе мы знаем много: детство, дом, родители, о певце – почти ничего, нет даже имени.) Одно мы знаем определённо: он певец, т.е…. (Поэт.) Образ певца = поэта характерен для романтической поэзии и является символом принадлежности к поэтическому творчеству.

–  Есть ли в стихотворении другие слова – символы поэзии? (Лира, венец.) Обратите внимание на слово “венец”. Какое прямое значение имеет оно в контексте стихотворения? (Венок на могиле.) Но слово употреблено в высоком стиле, значит, есть и более глубокое его значение в контексте романтической поэзии. (То, что венчает, выделяет лучшего, избранного, т.е. поэта.)

–  Вернёмся к нашему герою. Почему так трагична его судьба? Сравним её с судьбой Лизы. Почему Лиза покинула этот мир? (Несчастная любовь.) А если бы её любовь была ответна, была бы она счастлива в этом мире? (Да.) Почему покинул мир бедный певец? (Разочаровался в нём, не нашёл того, что искал.) Какая главная идея лежит в основе трагедии романтического героя и является основной в направлении романтизма? (Двоемирие, противоречие мира мечты и мира реальности.) Найдём приметы этих двух миров в тексте. К первой группе слов отнесите те, которые олицетворяют то счастье, которое ищет герой, ко второй – то, что он находит в реальности.

Мир мечты – дружба, любовь, мечты, счастье, очарованье, блаженство, желанья.

Мир реальности – тоска, унылый, угас, печален, мука, заунывно, пропасть, скорбно, уныло.

–  Достижима ли мечта нашего героя? Сможет ли он быть счастлив в этой жизни? (Нет.) И тогда каков его выбор? (Могила.) Проследите, как часто встречается это слово в стихотворении? (В каждой строфе, кроме последней.) Смерть – неизбежность. Другого выбора нет. Но могила – это не только смерть. Что за ней? Что она несёт певцу? Что он обретает?

Могила – сон, покой, конец муки, верный путь к покою, пристань горестных сердец, обитель мира.

Обитель мира – тот иной, “третий” мир, где душа героя обретает покой.

–  “…его не слышно лиры… Его следы исчезли в сих местах…” – говорит автор о своём герое. Так ли это? Что осталось? ( Песнь, стихи (они выражены через прямую речь).) Мы уже говорили о том, что автор сожалеет о рано прервавшейся молодой жизни. Почему ему так близок певец? (Он сам певец.) А романтик ли? Случайно ли автор обращается к читателям – “друзья”? Кого хочет увидеть в них? (Романтиков.)

Итак, что нового привносит романтизм в литературу? (Нового героя– романтика, идею двоемирия, романтические символы.)

Работа над сопоставительным анализом текстов завершена. Для того, чтобы обобщить результаты исследования и сформулировать итоги урока, ученикам предлагается самостоятельно заполнить следующие карточки:

Мы можем наблюдать сохранение живых литературных традиций, сравнив произведения двух направлений:___________________________ и____________________________.

В произведении Н.М.Карамзина “Бедная Лиза” и стихотворении В.А.Жуковского “Певец” много общего (2– 3 примера):____________________

_____________________________________________.

В то же время в стихотворении “Певец” воплощена главная идея романтизма: _____________________________. Герой произведения обладает всеми чертами романтического героя (2– 3 примера):__________________________________________________________ .

В стихотворении много символов (1– 2 примера):______________________________________ .

Всё это делает художественный мир романтического произведения более сложным, интересным, многоплановым и открывает возможность глубоко, по– новому осмысливать жизнь. А это и есть главная цель художественного произведения.

Учащиеся зачитывают свои записи. Урок заканчиваем высказыванием К.Ф.Рылеева: “…нет ни классической, ни романтической поэзии, а была, есть и будет одна истинная, самобытная поэзия…”.

Список использованной литературы

  1. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972.
  2. Львова С.И. Уроки словесности. 5–9 кл. М., Дрофа, 1996.
  3. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. М., Вербум. – М., 2005.