Час общения "Добро должно быть с кулаками…" Так ли это?

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Форма проведения: нравственный диалог.

Участники мероприятия:

  • учащиеся 4 класса;
  • классный руководитель;

Цели:

  • вырабатывать у учащихся правильное отношение к нравственным ценностям;
  • формировать представление о добре, доброте, хороших поступках;
  • учить рассуждать и отстаивать свою точку зрения;

Педагогическая инструментовка:

  • мультимедийная презентация;
  • текст художественного произведения;
  • памятка – сюрприз;

Подготовительная работа:

  • создание раздаточного материала для индивидуальной работы;
  • создание буклета;
  • создание презентации;

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя.

Эмоциональная зарядка:

Ребята, у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Слайд № 2

Это от ваших улыбок засияло солнце и согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.

Учитель:

Как праздник, как счастье, как чудо,
Идёт Доброта по земле …

Слайд № 3

Доброта… Добро …. Что же это такое?

Слайд № 4 Прочитайте высказывание А. Грина и попробуйте ответить на вопрос.

“Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели”.

Дети:

Доброта согревает, как солнце.
Добро начинается с любви к живому.

Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и даже прекрасной.

Учитель: Посмотрите на “Цветок добра”. Что он вам напоминает? Слайд № 5

Дети: Волшебный цветок из сказки В. Катаева “Цветик-семицветик”.

Учитель: Определите лепестки добра у “цветка доброты” (подбор однокоренных слов). Слайд № 6

Дети: Добрый, доброта, добронравный, добропорядочный, добросовестный, добродушный, добродетель, доброжелательный, добросердечный.

Учитель: Куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка?

Ответы детей.

II. Очерчивание круга проблем.

Учитель: Прочитайте предложения. Что можете сказать? Слайд № 7

Добро должно быть с кулаками.

Добро должно быть с кулаками.

Добро должно быть с кулаками.

Дети: Предложения одинаковые. Не хватает знаков препинания.

Учитель: Я добавлю знаки, а вы прочитайте выразительно. Скажите, что изменилось?

Пунктуационное оформление (ситуация затруднения).

Вопрос: Добро должно быть с кулаками?

Дети: Предложение содержит вопрос.

Учитель: Как вы считаете?

Уверенность: Добро должно быть с кулаками!

Дети: Предложение выражает уверенность.

Учитель: Согласны?

Раздумье, размышление: Добро должно быть с кулаками

Дети: Многоточие заставляет задуматься, поразмышлять.

Вопрос-проблема:

Учитель: Мнения разделились. Утвердительных ответов не было, поэтому, сегодня мы постараемся ответить на вопрос: “Добро должно быть с кулаками…”. Слайд № 8

Так ли это?

III. Пути решения проблемы

Учитель: Как понимаете слова “Добро должно быть с кулаками”?

Рассуждения детей. Слайд № 9

Учитель: Выделите из предложения два слова противоположных по значению.

Дети: Добро. Кулак.

Учитель: Почему?

Дети: Кулак - это зло.

Учитель: Докажите (дети подбирают ассоциации). Слайд № 10

Дети: Кулак: драка, слёзы, боль, обида, оскорбление….

Учитель: Молодцы! А что вам представляется при слове добро?

Дети: Радость, улыбка, солнце, мама, цветы….

Учитель: Может ли добро и зло быть рядом? Слайд № 11

Дети: Нет.

Учитель: Обоснуйте.

Дети:

Зло - нечто дурное, вредное, тёмное …

Добро – всё положительное, хорошее, светлое …

Чтение и обсуждение рассказа К. Киршина “Заступился”.

Учитель: Предлагаю познакомиться с рассказом К. Киршина.

Определите по заголовку, о чём пойдёт речь в рассказе? Слайд № 12

Предположения детей.

Учитель: Может картинка точнее поможет предположить, о ком пойдёт речь в рассказе? Слайд № 12

Высказывания ребят.

Учитель: Познакомьтесь с рассказом и проверьте свои предположения (раздаёт каждому ученику напечатанный текст). Приложение 1

Беседа по содержанию.

- С кем подружились ребята?

- Каким был Бельчик?

- Какую картину увидел мальчик у подъезда своего дома?

- Как вы оцениваете поступок длинного парня?

- Как поступил герой рассказа?

- Одобряете ли вы поступок мальчика?

- Из чего вы сделали такой вывод?

- Какие черты характера проявил герой рассказа?

- Как бы вы поступили на его месте?

Учитель: Изменилось ли ваше мнение о выражении “Добро должно быть с кулаками”?

Почему это необходимо?

Приведите примеры из собственной жизни.

Чтение хором отрывка из стихотворения С. Куняева “Добро должно быть с кулаками”. Слайд № 13

Добро должно быть с кулаками,
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро.

Учитель: Как вы понимаете эти слова?

Согласны ли вы с автором?

Выслушиваются мнения детей.

Вывод: Добру противостоит зло. В жизни между добром и злом идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Добро должно быть сильным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек, он по – настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.

У зла ровно столько сил сколько даём ему мы.

IV. Итог мероприятия.

Учитель: Как вы теперь ответите на поставленный вопрос? Слайд № 14

“Добро должно быть с кулаками…..”

Так ли это?

Рассуждения детей.

Вывод: Добро может быть добром тогда, когда оно в состоянии защитить себя, противостоять злу, и побеждать его (чтение хором). Слайд № 15

V. Памятка-сюрприз. (Приложение 2)

Учитель: Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы сами должны быть добрыми. Я приготовила вам на память “Правила доброты” пользуясь которыми вы станете по-настоящему добрыми.

Музыкальный круг “Сердце доброты”.

Учитель: Представьте себе своё сердце, и сколько оно может вместить любви и добра. Сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Поместите на них добрые чувства. “Переложите” эти чувства в своё сердце, в свою душу. Вот сейчас вы все чувствуете свою любовь, она вас согревает, делает добрыми. Поделитесь своей любовью, добротой с другими (дети по очереди прикладывают ладошки друг к другу)

Исполнение песни “Дорогою добра” М.Минков, Ю.Энтин. Слайд № 16, 17