Использование ИКТ на уроках биологии в 6-м классе

Разделы: Биология


Тип урока: комбинированный.

Главная идея урока: “Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!” (В.Жак).

Цель урока:

Познавательная: в конце урока учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы. Разъясняют особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем.

Развивающая: в конце урока учащиеся умеют разъяснять особенности строения корня и корневых систем. Сравнивают строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем. Развивают навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем. Объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Развивают творческое мышление и монологическую речь.

Воспитательная: учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем . Продолжают формировать навык грамотного выполнения и оформления лабораторных работ. Учащиеся проявляют интерес к учебному материалу; убеждаются в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, к природе.

Методы и приёмы:

  • словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);
  • наглядные (изобразительные пособия, натуральные объекты, компьютерная презентация);
  • практические (использование инструктивных карточек, лабораторная работа)

Ход урока

Этап урока

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап (1 мин)   Приветствие, эмоциональный настрой, создаю доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяю готовность рабочего места ученика. Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.
2. Актуализация знаний (3 мин) Слайд 1 Возьмите чистые листочки и выполните следующее задание: подписать указанные цифрами части семени. Выполняют предложенное учителем задание
Слайд 2 Проверьте правильность выполнения задания, исправьте ошибки, сдайте листочки учителю. Проверяют задание, исправляют ошибки.
3.Мотивационно – целевой этап (5 мин). Слайд 3 Давайте вспомним русскую народную сказки

Что за сила не дает персонажам вытянуть репку?

Что вы знаете о корне?

Каких знаний о корне нам еще не хватает?

Учащиеся рассказывают сказку

Этой силой является корень

Учащиеся в процессе индивидуальной рефлексии выделяют известное и не известное, что позволяет им определить и сформулировать цели урока:

Выявить:

1.Особенности внешнего строения корня

2.Значение корня

Слайд 4 Формулирование темы. Записывают тему урока в тетрадь.
4. Процессуально-деятельностный этап (30 мин) Слайд 5 Организую деятельность учащихся по формированию знаний о функции корня.

 

Совместное обсуждение

Работают в группах по заданию:

Рассмотрите три рисунка и ответьте на вопрос: “Какие функции выполняет корень?”

Группы формулируют свой вариант ответа.

Слайд 6 Предлагаю правильное формулирование функций корня Делают запись в тетрадь
Слайд 7 Организую продуктивную деятельность учащихся по формированию знаний о видах корней и типах корневых систем.

Совместное обсуждение “продукта” группы.

Знакомятся с организационно – деятельностной схемой

Работают по предложенному учителем алгоритму ( приложение № 1, приложение №2, приложение №3)

Создаётся ситуация позволяющая каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, умения составлять и работать с таблицей и схемой.

Дети формулируют свой вариант схемы, идёт процесс общего обсуждения. Выбирают полную, точную схему.

  Слайд 8 Организую составление общей схемы Один учащийся заполняет схему на компьютере, остальные работают в тетради
Слайд 9 В процессе обсуждения результатов работы подвожу учащихся к составлению рассказа. Составляют рассказ, выходят с ним на аудиторию.
Слайд 10 Организую выполнение лабораторной работы (приложение №4) Повторяют правила по технике безопасности при выполнении лабораторной работы, выполняют лабораторную работу.
5.Рефлексивно-оценочный этап (5 мин) Слайд 11 Организую обсуждение совместной деятельности по достижению целей урока.

Все ли мы успели изучить?

Что было особо значимо для вас?

Что помогло добывать эти знания?

При наличии времени предлагаю учащимся выполнить самостоятельно задание (приложение № 5)

Путём индивидуальной и коллективной рефлексии школьники делают выводы о выполнении поставленных целей урока.

Объясняют способ освоенных действий, выявляют достижения, делают выводы о причинах возникших проблем и предлагают пути их реализации.

В процессе индивидуальной рефлексии оценивают эффективность своей деятельности и достигнутых результатов.

Записывают домашнее задание