Посвящение в подданные принцессы Причастие

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цели урока (обучающие):

  • познакомить с причастием как особой глагольной формой и ее морфологическими признаками;
  • дать представление об особенностях значения, образования и морфемной структуры причастия;
  • выработать умение опознавать причастия на уровне морфемной структуры, специфических словообразовательных моделей и по значению;
  • познакомить с механизмом словообразования и формообразования причастий.

Цели урока (развивающие):

  • активизировать и оптимизировать познавательную деятельность учащихся через образную форму подачи лингвистического материала;
  • способствовать развитию психо-интеллектуальных качеств личности учащихся, формированию их абстрактно-теоретического мышления на основе перцептивно-сенсорных процессов при визуализированном способе представления информации;
  • создать условия для формирования у учащихся информационно-коммуникативной и рефлексивной компетенций при получении информации о языковом явлении из блоков, созданных в различных знаковых системах, и при переводе информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации ( из визуально-образного ряда в текст, схему, таблицу и т. д.).

Цели урока (воспитательные):

  • обеспечить повышение общекультурного уровня учащихся, углубляя их представление о современных жанрах массовой культуры (фэнтези, комиксы и т. д.), а также способах представления учебной информации ( презентация, слайд-фильм, электронный учебник).

Оборудование урока: компьютеры (3-4 в зависимости от количества формируемых групп и технической оснащенности), мультимедийный проектор, раздаточный материал: карточки с заданиями по вариантам и уровням сложности (Приложение 1, Приложение 2), схема алгоритма рассуждений при выполнении практического задания (Приложение 3), опорные схемы по признакам глагола и прилагательного у причастия (Приложение 4, Приложение 6), карты контроля и оценки результатов работы на уроке (Приложение 5).

Ход и структура урока.

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока, целей и учебных задач, а также формы проведения занятия.

Учитель: Причастие – особая форма глагола, и наше первое знакомство с ней произойдет по-особенному. Мы станем участниками лингвистического фэнтези под названием: «Здравствуйте, я Причастие!» или «Посвящение в подданные принцессы Причастие». А вы знаете, что такое фэнтези?

Ученики: многие, знакомые с этим популярным жанром фантастической литературы, кинематографа, живописи и компьютерных игр, вспомнят в качестве примеров книги Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин колец» и их экранизацию П. Джексона, а также романы о Гарри Поттере Д.К. Роулинг и экранизации романов режиссера К. Коламбуса.

Можно использовать краткое сообщение подготовленного ученика о жанре фэнтези.

Учитель: Добро пожаловать в мир лингвистического фэнтези!

Демонстрируется Слайд №4.

Анимационная заставка к учебному интерактивному слайд-фильму, который является структурообразующей основой всего урока. Название слайд-фильма и его жанр.

Мы будем сегодня и на протяжении ряда уроков стараться стать полноправными подданными принцессы Причастие, а для этого необходимо познакомиться с условиями и порядком вступления в это звание.

Демонстрируется Слайд№5.

Учитель либо ученики зачитывают условия и порядок вступления в подданные принцессы Причастие:

  1. Знать родословную Причастия.(От какой части речи образовалась).
  2. Усвоить характерные особенности ее нрава и поведения.(Морфологические признаки).
  3. Уметь воспевать и прославлять Причастие. (Давать морфологическую характеристику).
  4. Узнавать Причастие в любом обществе и окружении. (Опознавать и выделять причастие в тексте по смыслу и грамматическим признакам).
  5. Постоянно строить и носить ее образ в своем сердце. (уметь образовывать причастие).
  6. Прибегать к ее милости в случае необходимости. (Использовать в устной и письменной речи).
  7. Никогда не ошибаться при устном и письменном ее упоминании. (Соблюдать нормы образования, произношения и правописания причастия).

Демонстрируется Слайд №6.

Учитель: В свою очередь Причастие дает присягу своим подданным.

Учитель или ученики зачитывают текст присяги принцессы Причастие.

« Я, принцесса Причастие, «часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного» ,«служащая к сокращению человеческого слова и заключающая в себе имени и глагола силу», обязуюсь придать речи своих подданных смысловую емкость, одновременно выражая и значение действия, и значение признака предмета, а также лаконизм и красоту их высказываниям».

Принцесса Причастие.

II. Подготовка к восприятию нового материала. Актуализация знаний, умений и навыков по пройденному материалу.

Акцентирование внимания на отдельных морфологических признаках глагола и прилагательного.

Демонстрируется Слайд №7.

Учитель: читает бегущую строку в кадре с изображением Глагола-воина в стиле фэнтези.

Ученики хором (по знаку) произносят нужные части текста.

- Жил-был в стране Морфоландии вечно молодой и воинственный царевич Глагол. Ценил он в своих подданных умение действовать, поэтому всегда их спрашивал: что делать? Что сделать? Что делал? Что сделал?

Демонстрация Слайда №8.

Акцентируется внимание на категориях времени и возвратности у глагола.

Учитель или ученики читают бегущую строку слайда:

- Умел он путешествовать во времени: то жил в настоящем, то оказывался в прошлом, то заглядывал в будущее, но всегда возвращался с помощью волшебного кристалла – суффикса – СЯ.

Демонстрация Слайдов №9-10.

Акцентируется внимание на грамматическую категорию вида у глагола.

Учитель: Царевич Глагол постоянно сражался с коварными ошибками из враждебной Ошибандии и часто оставлял их в совершенно разбитом виде. Кстати, на какие вопросы отвечает глагол совершенного вида?

Ученики: Что сделать? Что сделал?

Учитель: Но иногда ему не удавалось победить злобные ошибки, и разгром Ошибандии оставался незавершенным. Кстати, на какие вопросы отвечает глагол несовершенного вида?

Ученики: Что делать? Что делал?

Демонстрация Слайдов №11-12.

Учитель: Все подданные любили царевича Глагола и давали ему отличную морфологическую характеристику.

Далее учащимся предлагается задание по морфологической характеристике 2-х глаголов : Воин сражается, герой победит.

Ученики: двое у доски, остальные на месте занимаются разбором глаголов, затем проверяют правильность решения по слайду «Проверь себя».

Демонстрация Слайдов № 13-14-15.

Содержание слайдов акцентирует внимание на грамматических признаках прилагательного.

Учитель или другая группа учеников, читающих бегущую строку слайдов (страничек электронного учебника):

- Полюбил царевич Глагол царевну Прилагательное. Она отличала своих подданных по признакам и оценивала по качествам. Поэтому прежде всего задавала вопросы… Какие?

Ученики (хором): Чей-чья-чьи? Какой-какая-какие?

Учитель: Подданные любили ее за умение всегда меняться по всем падежам, числам и родам и давали ей отличную морфологическую характеристику. А вы умеете давать морфологическую характеристику прилагательному?

Ученики: на доске и в тетрадях делают морфологический разбор 2-х прилагательных: нарядным платьем, хрустальной туфелькой; далее проверяется правильность разбора по слайду «Проверь себя».

Демонстрируется Слайд№16.

Учитель: Поженились Глагол и Прилагательное и стали вместе править Морфоландией. Только были у них расхождения в некоторых вопросах. Какие?

Ученики (опираются на содержание слайда): Прилагательное интересовалась: Какой? Какая? А Глагол спрашивал: Что делал? Что сделал?

III. Объяснение нового материала.

Ученики разбиваются на группы и получают задание: отбирать в ходе дальнейшего чтения необходимую информацию. 1 группа: признаки прилагательного у причастия; 2 группа: признаки глагола у причастия; 3 – отличия причастия от этих частей речи. (Пометки можно делать в тетради, взяв за образец имеющиеся схемы в раздаточном материале).

Демонстрация Слайда №17.

Учитель: Родилась у царевича Глагола и царевны Прилагательное принцесса Причастие, которая их помирила, потому что была похожа и на Глагол и на Прилагательное:

  • Обозначала признак, но по действию;
  • Вопросы задавала и как Прилагательное, и как Глагол.

Ученики читают вопросы: Какой? Какая? Что    делающий?

Что делающая? Тот, который что-то делает.

Тот, с которым что-то делают.

Демонстрация Слайда№18.

Учитель: Однако Причастие имела свою неповторимую индивидуальность: она называла признак непостоянный, развивающийся во времени.

Ученики хором или по отдельности читают текстовой материал слайда, обращая внимание на суффиксы причастия: Девочка (какая? Что делающая?) от читать – читающая; фея (какая? Что сделавшая?) от прилететь – прилетевшая; и т. д.

Демонстрация Слайдов № 19-20-21.

Они содержат информацию об общих и отличительных признаках причастия и прилагательного.

Учитель: У царевны Прилагательное Причастие научилась не только задавать вопросы и быть в предложении определением. Она была похожа на нее «внешним видом, образом» и способностью изменяться по всем падежам, числам и родам.

Ученики: склоняют слово «сидящий» по падежам с поддержкой анимационного текста слайда.

Учитель: По рекомендации царевны Прилагательное Причастие никогда не расставалась со своим наставником – Магом Именем Существительным и во всем его слушалась: вопросы задавала только от него и всегда согласовывала с ним свои число, род и падеж.

Ученики: работают с анимационным текстом слайда, наблюдая за характером согласования причастия с существительным. Река (какая?) от течь - текущая; розы (какие?) от облететь – облетевшие; и т. д.

Учитель: Но в отличие от Прилагательного Причастие обозначало не постоянные признаки, а развивающиеся во времени, создаваемые действием.

Ученики: работают с текстом слайда, наблюдая и сравнивая признаки, обозначаемые прилагательным и причастием.

Прилагательное: единороги (какие?)- гордые, белые, свободные.

Причастие: единороги (какие?) – купающиеся, пасущиеся, гулявшие и т. д.

Учитель: Попробуем обобщить полученную информацию об общих признаках прилагательного и причастия.

Ученики (1 группа): называют общие и отличительные признаки, обобщая информацию и переводя ее в другую знаковую систему (из текста в схему).

Демонстрация Слайда№22.

Учитель: Проверим ваши выводы и еще раз назовем по данной схеме общие и отличительные признаки прилагательного и причастия. Приложение№6.

Демонстрация Слайдов№23-24-25-26.

Материал данных слайдов позволяет сопоставить морфологические признаки глагола и прилагательного.

Учитель: Но характер у принцессы Причастие был «глагольный». Она стала настоящим воином и часто врагов из Ошибандии разбивала совершенно, однако окончательный их разгром ей совершить не удавалось.

Ученики: работают с текстом слайда, наблюдая за проявлением категории вида у причастия. Принцесса (что делающая?) – побеждающая (несов. вид); Принцесса (что сделавшая?) – победившая (сов. вид).

Учитель: Как глагол, Причастие умела путешествовать во времени и могла жить не только в настоящем, но и в прошедшем времени. Только в будущее ей заглянуть не удавалось.

Ученики: работают с анимационным текстом слайда.

Корабли (какие?) от улетать –улетающие (наст. время).

Корабли (какие?) от улететь – улетевшие (прош. время).

Учитель: Чтобы Причастие могла возвращаться из прошлого, Глагол позволял ей пользоваться «возвратным» волшебным кристаллом – суффиксом СЯ.

Ученики: читают и анализируют содержание слайда. Принцесса (какая?) от вернуться – вернувшаяся ( прш. время).

Учитель: Как Глагол, Причастие могла управлять подданными и иметь при себе верных друзей в лице Существительных и Наречий.

Учащиеся: Проговаривают анимационный текст слайда, наблюдая за характером подчинительной связи между причастием, существительным и наречием.

Прич. +Сущ. Оседлавшая (кого?) ящера; Прощающаяся (с кем?) с рыцарем;

Прич.+ Нар. Прощающаяся (как?) сердечно.

Учитель: Каковы общие морфологические признаки глагола и причастия?

Учащиеся 2 группы сообщают результаты своих наблюдений над общими признаками причастия и глагола.

Учитель: А что отличает причастие от глагола и прилагательного?

Ученики 3 группы сообщают результаты своих наблюдений.

Демонстрация Слайдов №27-28.

Слайды представляют собой интерактивные схемы общих признаков причастия, глагола и прилагательного.

Учитель: Проверим правильность ваших наблюдений и выводов и еще раз назовем общие с глаголом и прилагательным морфологические признаки причастия.

Ученики: работают с данными схемами по слайдам и по их распечаткам в раздаточном материале, зарисовывая и записывая их содержание в тетрадь.

Приложение№ 4.

Учитель обращает внимание на то, что глагольные признаки у причастия находятся в основе и передаются через заключенные в ней морфемы (суффиксы), а признаки прилагательного сконцентрированы в окончании. Приложение№4.

Демонстрация Слайда №29.

Учитель: Вы уже, наверное, обратили внимание на особенные суффиксы причастий, по которым их всегда можно узнать. Попробуйте назвать их по памяти.

Ученики: пытаются их вспомнить и назвать.

Демонстрируется Слайд №29. (анимационная его часть).

Учитель: Причастие всегда носила драгоценное ожерелье из редких суффиксов. По ним подданные ее всегда узнавали. Нам также необходимо запомнить их, чтобы узнавать причастие в тексте.

Ученики: называют с помощью слайда суффиксы причастия и записывают их в тетрадь как главные опознавательные грамматические признаки причастия.

Ащ-ящ,ущ-ющ, вш-ш, ом-ем-им, енн-нн, т.

IV. Практическая часть.

Задания на опознание языкового материала, выделение его в тексте по значению и грамматическим признакам. В качестве дополнительного задания на этом этапе изучения можно предложить задание по образованию причастий по словообразовательным моделям.

Демонстрируется Слайд №30.

Анимационная заставка. Испытания для подданных принцессы Причастие. Узнай. Выдели. Образуй.

Учитель: Прежде чем вы будете выполнять задания, обратите внимание на алгоритм мыслительных операций и действий.

Ученики: вместе с учителем проговаривают алгоритм рассуждений при определении причастий. Приложение№3.

Далее учащиеся начинают работу с карточками по вариантам, где имеются задания 2-х видов – выделить словосочетания с причастиями среди других словосочетаний и выделить словосочетания с причастиями из текста (сущ. + прич.). Приложения№1- Приложения№2.

В причастиях обязательно выделяются суффиксы, существительное помечается.

Демонстрируются Слайды №31-32-33

на компьютерах для каждого варианта.

Ученики выполняют задания, записывая ответы в карты контроля и оценки результатов работы. Приложение№5.

Карта предусматривает самооценку, оценку проверяющего консультанта или соседа и окончательную оценку учителя. В ходе выполнения задания ученики работают с компьютером, чтобы проверить правильность выбранного решения лингвистического задания, выставляют себе оценки в зависимости от количества ошибок, консультант ( сильный ученик, который сам все выполнил) также оценивает работу, оставляя свою подпись.

Учитель на этом этапе урока выполняет роль консультанта-помощника, осуществляя одновременно контроль за уровнем усвоения материала, выборочно оценивая работы. (На следующем уроке оглашаются все оценки и все замечания по качеству выполнения задания. На окончательную оценку работы консультантов может повлиять качество их работы с одноклассниками).

V. Итог урока.

Сбор карточек с результатами выполнения заданий.

Демонстрируется Слайд №36.

Учитель: Мы прошли только первые испытания, чтобы стать подданными принцессы Причастие, но уже есть надежда, что мы ими станем.

Отмечаются и оцениваются ученики, которые особенно успешно выполнили задание и работали на уроке.

Принцесса Причастие благодарит всех за работу на уроке и ждет дальнейших встреч.

VI. Задание на дом.

Задание дается и записывается в дневник в начале урока, в конце же оно еще раз поясняется. Рекомендуется также доработать классные записи. Рассказ о причастии готовится в художественной и в научной форме по учебнику. Письменное задание –упражнение выполняется с учетом пояснений.

Раздаточный материал (кроме заданий) – схемы, алгоритм рассуждений ученики забирают с собой.