Открытый урок "Сила трения. Трение в природе и технике". 7-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • образовательные: выяснение причин возникновения трения, определение роли силы трения в повседневной жизни;

  • развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, интеллектуальных и творческих способностей при изучении нового материала и при решении физических задач;
  • воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания природы.

Задачи урока:

  • образовательные: объяснить возникновение силы трения, познакомить с видами трения, выяснить роль трения в повседневной жизни;

  • развивающие: развивать физическое мышление учащихся, расширять познавательный интерес, познавательную активность;

  • воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, воспитывать убежденность в возможности познания природы.

Оборудование:

  • Презентация по теме: “Сила трения”;
  • Компьютер (ноутбук);
  • Мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вводное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами побываем в прошлом (т.е. повторим ранее изученный материал), затем, вернёмся в настоящее (когда начнём изучать новую тему), а дома вы заглянете в будущее (при сочинении сказки).

Для начала откройте свои рабочие тетради и сделайте все необходимые записи: число (на полях), классная работа (отступ 4 клеточки), тема урока “Сила трения. Виды трения. Трение в природе и технике” .

II. Повторение изученного материала.

Итак, вперёд, в прошлое!

Ответьте на следующие вопросы:

Слайд № 1

  1. Что такое сила? (мера взаимодействия тел )
  2. Какие силы вам известны? (-сила тяжести, -сила упругости, -сила трения)
  3. Слайд № 2

  4. От чего зависит результат действия силы? (Результат действия силы зависит от её модуля, направления, точки приложения. Примеры.)
  5. Слайд № 3

  6. Какую силу надо найти, если на тело действуют несколько сил? (Надо найти результирующую силу)
  7. Слайд № 4

  8. Как находится равнодействующая двух сил, направленных вдоль одной прямой в одну сторону? (Результирующая в этом случае находится как сумма сил, действующих на тело) (формула)
  9. Слайд № 5

  10. Как находится равнодействующая двух сил, направленных вдоль одной прямой в противоположные стороны? (Результирующая в этом случае находится как разность большей и меньшей силы) (формула)
  11. Слайд № 6

  12. В какую сторону, в этом случае, направлена результирующая? (Результирующая в этом случае направлена в сторону большей силы)
  13. Слайд № 7

  14. Задача № 1. Решается устно.
  15. В какой известной с детства сказке говорится о сложении сил, действующих по одной прямой?

    Слайд № 8

    Обошлись бы при сборе урожая без мышки, если дед тянул репку с силой 0,4 кН,

    бабка – с силой 200 Н, внучка – с силой 50 Н, Жучка – с силой 0,03 кН, кошка – с силой 20 Н, мышка – с силой 2 Н, а репка зацепилась за землю с силой 701 Н?

    Ответ: НЕТ

    Слайд № 9

  16. Задача № 2.

На тело по одной прямой действуют силы: 5Н и 3Н. Чему равна их равнодействующая, если эти силы сонаправлены? Противоположно направлены?

Дано: Решение:

Молодцы!!!

III. Изучение нового материала.

Отыщи всему начало,
и ты многое поймёшь.

Козьма Прутков

Сегодня на уроке мы с вами изучим ещё одну силу, существующую в природе: силу трения.

Слайд № 10 Изучение проведём по следующему плану:

  • определение силы трения; дадим определение этой силе
  • причины возникновения трения; выясним причины возникновения
  • виды сил трения; рассмотрим виды трения
  • способы уменьшения силы трения; узнаем способы изменения этой силы
  • трения в природе и технике; выяснить роль силы трения в повседневной…

Слайд № 11

Рассмотрим движение автомобиля с выключенным двигателем. На автомобиль не действуют ни какие силы, и он движется прямолинейно и равномерно по … (инерции). Что же мы имеем в действительности? Автомобиль останавливается. Значит, на него действует какая-то сила. Эта сила и есть сила трения.

Дадим определение этой силе.

Слайд № 12

Сила, возникающая в месте соприкосновения тел, и препятствующая их относительному движению, называется силой трения.

Сила, как физическая величина, характеризуется: числовым значением, направлением точкой приложения.

Выясним, каковы эти характеристики для силы трения. Слайд № 13

Что же является причиной возникновения трения?

Как сказал Козьма Прутков: “Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь”

Следуя его совету, рассмотрим поверхности соприкасающихся тел. Слайд № 14 Они имеют шероховатости, неровности. При соприкосновении тел именно эти шероховатости препятствуют продвижению тела.

Но возникает мысль о том, что если сгладить эти неровности, то трение исчезнет. Но это не так. С уменьшением шероховатостей, уменьшается расстояние между молекулами соприкасающихся веществ, а это снова приводит к возникновению трения.

Удостовериться в этом можно, если взять два предметных стекла и двигать их относительно друг друга.

Перейдём к следующему пункту плана: виды силы трения. Слайд № 15

Рассмотрим каждый из видов, дадим ему определение и сравним его с другими видами.

Слайд № 16

Сила трения покоя существует между любыми покоящимися телами.

Она удерживает тела на наклонной плоскости. При попытке сдвинуть тело сила трения покоя препятствует этому действию.

Слайд № 17

Сила трения скольжения возникает при скольжении одного тела по поверхности другого. Зависит от величины прижимающей силы и материала соприкасающихся поверхностей. Сила трения скольжения меньше силы трения покоя.

В этом можно убедиться, если встать на гладкий лёд и попытаться начать скользить. В первые мгновения, это будет сделать гораздо труднее, чем в последствии.

Слайд № 18

Если тело не скользит, а катится по поверхности другого тела, то трение называется трением качения. Сила трения качения меньше силы трения скольжения.

Опытным путём убедимся в данном выводе. Наклоните книгу. Положите на неё карандаш сначала остриём вниз, а затем остриём в бок. В каком из этих случаев карандаш будет двигаться?

Слайд № 19

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Слайд № 20:

В повседневной жизни часто приходится изменять силу трения Слайд № 21

Уменьшать Слайд № 22 или увеличивать. Слайд №23

Слайд №24

ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ АВТОМОБИЛЯ зависит от: скорости автомобиля, состояния дороги и состояния резины.

Но в любом случае: “Нам без трения, ребята, и ни туда, и ни сюда!” Слайд № 25

Подведём итог: Слайд № 26

Сила трения возникает между соприкасающимися телами.

Причины возникновения силы трения:   зацепление неровностей тел и действие сил межмолекулярного притяжения.

Слайд № 27

Существует на свете сила трения.
Она имеет большое значение!
Есть три вида трения: скольжения, покоя, качения.
Все по себе очень важны
И в этом мире, конечно, нужны.

IV. Закрепление изученного.

  1. Прокомментируйте пословицы и поговорки: Слайд № 28
  • Коси коса, пока роса: роса долой, и мы – домой.
  • Вода близка, да гора склизка.

Слайд № 29

Ясно вы сказать могли бы,
Я хотел бы очень знать,
Почему живую рыбу
Очень трудно удержать?

Слайд № 30

Обычно рыбы покрыты слизью, играющей роль смазки, и они просто выскальзывают из рук.

КСТАТИ: кожа дельфинов покрыта водоотталкивающей смазкой, вырабатываемой специальными железами. Это способствует образованию вдоль тела плывущего дельфина водяных вихрей, по которым, как по подшипникам, “катится” дельфин. Дельфин, по-видимому, является животным, тело которого испытывает наименьшее сопротивление при движении по воде.

V. Рефлексия.

VI. Домашнее задание.

§ 30, 31 – учить. Сочинить сказку: “Один день без силы трения”.