Внеклассное мероприятие по биологии и физике "Бионика"

Разделы: Физика, Биология, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Подготовительный этап:

Проведение мероприятия требует определенной подготовительной работы, в которую включаются практически все учащиеся класса:

1. Подготовить сообщения по следующим темам “Полёт в мире живой природы и летательный аппарат человека”, “Реактивный движитель кальмара и принцип реактивного двигателя”, “Секрет скорости дельфина и современные конструкции быстроходных плавательных средств”, “Биоакустика рыб”, “Эхолокационный аппарат летучих мышей”, “Аппарат предсказатель шторма (медузы)”, “Применение ультразвука в науке и технике”.

2. Используя ЦОР (1С: Школа. Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий. ЗАО “1С”,2003-2004.; 1С: Школа. Биология,7-9кл. ЗАО “1С”,2003.) подобрать видеофрагменты:  “Полёт птиц”, “Плывущая медуза”.

(При этом необходимо установить платформу 1С)

3. Создание презентации к уроку с использованием различных картинок, соответствующей тематики.

Пояснение к мероприятию:

  1. Для воспроизведения роликов необходимо наличие на ПК проигрывателя Windows Media
  2. Весь дидактический материал, использованный в процессе проведения мероприятия, прилагается.
  3. Каждое выступление сопровождается слайдами.
  4. На слайдах №№ 7,15 при наведении курсора на рисунки, открываются гиперссылки на видеоролики.

Конспект внеклассного мероприятия по физике и биологии по теме “Бионика”

Цели урока:

  1. Показать взаимосвязь физики и биологии, на основе общности ряда законов живой и неживой природы, углубить представления о единстве материального мира, взаимосвязи и обусловленности явлений, их познаваемости, ознакомить с применением физических методов при изучении биологических процессов.
  2. Активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать
  3. выводы, развивать речь.

  4. Развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи, развивать мотивацию изучения физики и биологии, повышение интереса к предметам естественно – научного цикла, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщение интересных сведений.

Внеклассное мероприятие

Методы обучения:

– диалогический,
– исследовательский,
– эвристический.

Оборудование: мел, доска, медиапроектор, экран, ноутбук, звуковые колонки, живые рыбки в аквариуме, чучело птицы, коллекция насекомых, образцы: застёжки– молнии, “липучки”.

Демонстрации:

  1. Презентация в Power Point по теме “Бионика”.
  2. Видеоролики: “Полёт птиц”, “Плывущая медуза”.

План мероприятия:

Содержание

Вид деятельности

I. Организационный момент.  
II. Активизация знаний.

Беседа

III. Изучение нового материала.

Выступления учащихся.

IV. Подведение итога мероприятия, рассмотрение результатов заполнения таблицы, комментирование.

Заполнение таблицы

V. Рефлексия.

Самоанализ деятельности

Ход мероприятия:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, садитесь.

II. Активизация знаний.

– Характерной чертой современной науки является интенсивное взаимопроникновение идей, теоретических подходов и методов, присущих разным дисциплинам. Особенно это относится к физике, химии, биологии и математике. Так, физические методы исследования широко используются при изучении живой природы, а своеобразие этого объекта вызывает к жизни новые, более совершенные методы физических исследований.

К примеру:

  • Все знают, что стрекоза способна зависать в воздухе, передвигаться в боковом направлении или резко подаваться назад. Причем все маневры она проделывает на большой скорости. Однако мало кому известно, что подъемная сила стрекозы втрое больше, чем у современного самолета. Используя особенности аэродинамики стрекозы, ученые полагают, что можно значительно повысить эффективность и безопасность летательных аппаратов. Самолеты, разработанные с учетом способностей стрекоз, смогут совершать более крутые развороты и будут менее восприимчивы к порывам ветра, которые, к сожалению, еще бывают причиной аварий.
  • Гремучая змея улавливает разницу в температуре, равную тысячной доле градуса? 
  • ...Некоторые рыбы ощущают стомиллиардную долю пахучего вещества в одном литре воды? Это все равно, что уловить присутствие 30 г такого вещества в целом Аральском море. 
  • ...Крысы ощущают радиацию? 
  • ...Отдельные виды микробов реагируют даже на слабое изменение радиации? 
  • …Обыкновенный черный таракан радиацию видит? 
  • …Комар развивает при укусе удельное давление до I миллиарда кг/см2? Сравнение с 16-килограммовой гирей, имеющей основание 4 см2 и дающей удельное давление всего 4 кг/см2, показывает, как велика “комариная сила”. 
  • …Глубоководные рыбы улавливают изменение плотности тока менее чем на одну стомиллиардную часть ампера? 
  • …Нильская рыба мормирус с помощью электромагнитных колебаний “прощупывает” свой путь в воде? 

Не правда ли, удивительный перечень? И его можно еще и еще продолжить не менее удивительными примерами. Узнав все это, мог ли человек пройти мимо заманчивой идеи — создать своими руками то, что уже создала природа?

Здесь придется сделать некоторое историческое отступление. Что видел первый человек? Всплеск воды, полет птицы, бег животного, дуновение ветра. Звери, рыбы, птицы “подсказывали” тогда человеку, что и как надо делать, чтобы решить насущные для него “инженерные задачи”.

А современный человек? Окружив себя множеством сложных машин, живя в мире больших скоростей, он снова идет “на поклон” к природе. Почему?

Потому что и теперь, человек подмечает много преимуществ в творениях природы перед своими собственными созданиями. Ведь у живой природы наиболее сложные материалы, устройства, технологические процессы по сравнению со всеми известными в науке. Именно с целеустремленного “подглядывания” за природой родилась новая наука — бионика. (Слайды №№ 1-3)

Название этой науки происходит от древнегреческого слова “бион” — ячейка жизни. Занимается она изучением биологических систем и процессов с целью применить полученные знания для решения инженерных задач. Бионика, отталкиваясь от биологического “прототипа”, разрабатывает такие модели, которые имеют конкретное практическое применение (т. е использовать в технике лишь лучшие достижения живой природы).

Бионика – одна из синтетических дисциплин, которая объединяет практически все, что входит сегодня в понятие “Естествознание”. (Слайд № 4)

Поэтому в конце мероприятия мы должны будем ответить на

3 важных вопроса:

  • Все ли тайны природы раскрыты?
  • Какими естественными изобретениями оснащены животные и растения?
  • Смог ли человек воспользоваться ими при создании искусственных устройств?

III. Изучение нового материала.

– Но вы не просто будите слушать выступления ваших одноклассников, а ещё заполнять следующую таблицу. Результаты заполнения мы рассмотрим в конце нашего мероприятия.

Беседа

Заполнение таблицы

Использование в технике принципов движения живых организмов: (слайды №№ 5-16)

  1. “Полёт в мире живой природы и летательный аппарат человека”
  2. “Реактивный движитель кальмара и принцип реактивного двигателя”
  3. “Секрет скорости дельфина и современные конструкции быстроходных плавательных средств”

Локации в живой природе:

  1. “Биоакустика рыб”
  2. “Эхолокационный аппарат летучих мышей”
  3. “Аппарат предсказатель шторма (медузы)”
  4. “Применение ультразвука в науке и технике”

Современные открытия. (Слайды №№ 17-23)

IV. Подведение итога мероприятия, рассмотрение результатов заполнения таблицы, комментирование.

Как видно, в последнее десятилетие бионика получила сильный импульс к новому развитию, поскольку современные технологии позволяют копировать миниатюрные природные конструкции с небывалой ранее точностью. В то же время, современная бионика во многом связана не с ажурными конструкциями прошлого, а с разработкой новых материалов, копирующих природные аналоги, робототехникой и искусственными органами.

Выступление учащихся

(Приложения №№ 1-6)

Перспективы развития бионики. (Слайды №№ 24,25)

V. Рефлексия. (Слайд № 26)

Беседа, самоанализ деятельности.

Литература:

  1. Семке А. И. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно – научного профиля / А. И. Семке.– Ярославль: Академия развития, 2007.
  2. Доктор Карл Шукер. Удивит. способ. животных. О. В.. Иванова, И. Г. Лебедев, перевод на русский язык, 2000. ООО “ТД Изд-во Мир книги”, 2006.
  3. Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики: Книга для учителя: из опыта работы М.: Просвещение, 2000.
  4. Ц.Н.Феодосиевич, Г.И. Иванович. Бионика в школе. Киев: 1990.
  5. Ю.Г.Симвков. Живие приборы. М.: 1986.
  6. И.И.Гармаш. Тайны бионики. Киев: 1985.
  7. Моделирование в биологии, пер. с англ., под ред. Н. А. Бернштейна, М., 1963.
  8. Вопросы бионики. Сб. ст., отв. ред. М. Г. Гаазе-Рапопорт, М.: 1967.
  9. Мартека В., Бионика, пер. с англ., М.: 1967.
  10. Крайзмер Л. П., Сочивко В. П., Бионика, 2 изд., М.: 1968.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.studik.ru
  2. http://www.BankReferatov.ru
  3. http://www.bestreferat.rureferat-42944.html
  4. http://referat.ru/pub/item/9920
  5. http://www.bestreferat.ru/referat-42944.html
  6. Интернет картинки:

http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.sciteclibrary.ru/ris-techn/

http://bio-nica.narod.ru/

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13