Развитие самостоятельности и социальной компетентности у старших дошкольников посредством организации многоуровневого развивающего пространства в группе

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного воспитания, гуманизации направленности педагогического процесса, особое значение придается охране и укреплению физического и психического здоровья детей, полноценному развитию личности.

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

Определив основным направлением работы гармонизацию физического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка, я постоянно ищу новые пути создания такой пространственно- предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширяли мир детей, обеспечивали психологический комфорт ребенка, предупреждали развитие негативных проявлений, стимулировали разнообразную творческую деятельность дошкольников. А это требует существенного обновления организации всей деятельности ребенка.

В работе по организации предметно-развивающей среды в группе исхожу из самоценности периода дошкольного детства и развития потенциальных возможностей каждого ребенка. Ищу оптимальную организацию среды в двух уровнях: духовно-пространственном и предметно-пространственном, что обеспечивает не только отношение ребенка к среде, но и влияние на него среды. И здесь я ориентируюсь на типы связей среды и личности по Е.Л. Лазарь (табл. 1). С помощью этих ориентировок можно многое объяснить в развитии ребенка, его эмоциональном поведении.

Типы связей среды и личности по Е.А.Лазарь

Таблица 1

Тип взаимодействия Характеристика среды Характеристика личности
Активно-личностный объектный Среда «обедненная» вызывает скуку, апатию, утомление Личность стремится изменить среду: разрушает ее или борется за ее созидание
Активно-личностный субъектный Среда нереально иллюзорная Личность демонстративна, у нее завышено представление о себе
Пассивно-личностный объектный Среда по своим масштабам превосходит уровень самой личности Личность пассивно подчиняется среде, самоизолируется в ней
Пассивно-личностный субъектный Среда выступает компенсацией жизни Личность презрительно относится к миру за его несовершенство
Конгруэнтный Среда и личность находятся в гармоничном сочетании, личность удовлетворена своей средой

Модель образовательного процесса для меня предстает в единстве трех факторов:

  • специально-организованной деятельности;
  • предметно-пространственной среды;
  • эмоционально и нравственно обоснованного личностного взаимодействия взрослых и детей (духовное пространство ДОУ).

Особое внимание уделяю пространству, организованному при помощи предметов. Они по-разному включаются в «поле» активности личности: как окружение, как фон, обстоятельство, как место или центр действия.

Предметно-игровая среда моей группы организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть уголок уединения за ширмой, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. возможность создание "своего" личного пространства для каждого ребенка.

Мебель и оборудование в группе установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью мною используется различная мебель, в т. ч. и разноуровневая: всевозможные диванчики, скамейки, стульчики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

Предметная структура моделируется мною на трех уровнях в зависимости от развития детей (табл.2). Такой подход позволяет ребенку выбрать способ действия в среде или самостоятельно опробовать еще незнакомый, соответствующий уровню его развития.

Трехуровневое моделирование среды

Цель: создать адаптивную среду с учетом возраста и уровня развития детей.

Задачи: предупредить возникновение негативных эмоций, оградить от неуспеха, помочь самостоятельно преодолеть незнание.

Трехуровневое моделирование среды позволяет:

Таблица 2

Ребенку с низким уровнемразвития Ребенку со средним уровнем развития Ребенку с высоким уровнем развития
Видеть образец для зрительного, слухового и речевого эталона Самостоятельно выбирать способ действия, пробовать незнакомые прежде Создавать интересные модели, разворачивать их в творческую импровизацию

Осознавая значимость среды в становлении и оздоровлении личности, я определила требования к ее организации. На мой взгляд, она должна предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть целесообразной, удобной, информированной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром.

Выполнение этих требований позволяет мне:

  • способствовать познанию ребенком ценности своего «я» (физического, эмоционального, когнитивного, коммуникативного, идеального, реального, возможного, будущего);
  • заниматься физической культурой и сохранять здоровье ребенка;
  • создавать условия для социально-эмоционального благополучия и адаптации ребенка в социуме взрослых и сверстников;
  • воспитывать потребность и готовность войти в мир людей,
    культуры, знаний;
  • инициировать творческие проявления ребенка в совместном социальном действии;
  • развивать личность ребенка через познание ценностей жизни.

В построении среды в ДОУ я руководствовалась принципами В.А. Петровского (табл. 3), рекомендациями P.M. Чумичевой и С.Х. Раппопорта.

Принципы построения среды в ДОУ (по В.А. Петровскому, 1993 г.)

Таблица 3

№ п/п Принцип Функции
1 Дистанции позиции при взаимодействии Поддержание визуальной связи взрослый — ребенок. Создание условий для доверительного общения взрослый — ребенок, ребенок — ребенок. Возможность выбора дистанции взаимодействия с учетом своих представлений
2 Активности Включение всех помещений в действующую среду. Предоставление возможности свободно и самостоятельно моделировать среду, действовать в ней. Использование активного фона в горизонтальных и вертикальных плоскостях. Интенсивное насыщение проблемными и незавершенными образами, стимулами движений; эффектами «всамоделишности»
3 Стабильности и динамичности Использование в пространстве с постоянными габаритами переменных и заменяемых элементов убранства
4 Комплексирования и гибкого зонирования Использование кассетной системы, позволяющей детям одновременно заниматься разными видами деятельности. Использование трансформирующего оборудования для обеспечения непересекания сфер активности (или, наоборот, пересекания)
5 Индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого Предоставление «личного» пространства. Предоставление ребенку возможности уединиться, заняться любимым делом. Использование стимулов личностного развития, факторов психического и физического оздоровления. Наличие игрушки-символа
6 Сочетания привычных и неординарных элементов в эстетически организованной среде Использование своеобразного языка искусства в дизайне: линии, образы, краски и т.п. Использование в интерьере простых, но талантливых произведений искусства. Включение эффектных зрелищ: световых, цветовых, музыкальных (бра, светильники, радуги, занавески и тому подобное)
7 Открытости- закрытости Взаимодействие и связь с природой. Введение элементов культуры своей страны, края. Предоставление возможности родителям принимать участие в организации среды. Предоставление возможности ребенку выражать свое «я». Исключение всего, что ведет к нарушению Прав ребенка
8 Учета половых и возрастных различий Трехуровневое моделирование. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка. Обеспечение полной или частичной изоляции мальчиков и девочек в спальне, душевой, туалетной. Обеспечение мальчиков и девочек равноценными по значению игрушками, сведениями, информацией

Принцип стабильности — динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащено помещение группы. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Открытость обществу и открытость своего "Я" предполагает персонализацию среды группы. Для этого в группах имеются выставки фотографий "Вот мы какие", хранятся семейные альбомы. Кроме этого группа имеет свое название: "Веснушки", которое также обыгрывается в предметной среде группы. Дети знают, где в группе можно хранить игрушки, "драгоценные" для них предметы, принесенные из дома, незаконченные поделки и рисунки.

Принцип учета половых и возрастных различий реализуется следующим образом: предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от полоролевых предпочтений детей и периода их обучения. Если в группе больше мальчиков, то мы оборудуем группу конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваем игры в "семью", "больницу", "магазин", выделяем для этого большую часть группы. Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, "перерастает" ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.

Среда в старшей группе — это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование, историческая эпоха. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями» (неожиданные или незавершенные образы, проблемность), требующими от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.

Эта среда изменчива, динамична. Я предоставляю дошкольнику значительную свободу и самостоятельность. Это позволяет определять и проявлять отношение к среде, воспринимать ее по-своему, подражать, комбинировать, создавать. Характерным для разработанной мною модели развивающей среды группы является «перетекание» мини-сред: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Такой подход обеспечивает боле глубокое понимание происходящих вокруг явлений, событий.

В оформлении учебного пространства использую нетрадиционную компоновку столов, позволяющую проводить занятия в режиме «динамических поз». Задействую все плоскости. В полное распоряжение детей отдала буквально все пространство, все помещения. Ребенок живет средой, среда оживляется и преобразуется ребенком.

Разработанная мною модель оздоравливающей, предметно-развивающей и природной среды явились результатом многолетнего творческого поиска. Она отражает не только специфику, города и ДОУ, но и максимально учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей.

На основе выделенных принципов разработала модель развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста (табл.4).

Модель развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста

Таблица 4

Мини-среда Наименование
Эмоционалъно-рефлексивная

(позволяет ребенку осознать себя и обнаружить связь своего внутреннего мира с внешним)

Фотосалон «Здравствуйте, я пришел».

Эмоциональный дневник.

Коррекционно-диагностический журнал.

Альбом впечатлений.

Островок размышлений.

Именинный стул.

Астрологический календарь.

Уголок хорошего настроения.

Уголок уединения.

Культурно-коммуникативная

(обеспечивает освоение средств и знаков речевой коммуникации, формирует социальный опыт)

Гостевой стул.

Визитная книга.

Семейная гостиная.

Книга жалоб и предложений.

Бюро находок.

Уголок доверительного общения.

Чайный столик

Духовно-эмоциональная

(подводит к пониманию и усвоению общечеловеческих ценностей)

Полочка красоты.

Музыкальный салон.

Вернисаж.

Малахитовая шкатулка.

Фотоальбом «Моя семья».

Фенокалендарь.

Семейный очаг.

Месяцеслов.

Читальный уголок.

Красная книга

Спортивно-оздоровителъная

(приобщает к физической культуре, помогает осваивать способы сохранения своего здоровья)

Биоритмологический дневник.

Стимуляторы движения.

Тропа здоровья.

Профилакторий Неболита.

Мини-стадион.

Лужайка-целительница

Практически-действенная

(обогащает практический опыт, дает возможность действовать)

Автосервис.

Хозяйство тетушки Швабры.

Владения мыльного Пузыря.

Кафе «Лакомка».

Розарий.

Мастерская Самоделкина.

Уголок Чистюлькина.

Служба спасения.

Огород бабушки Лукерьи.

Волшебная игольница

Опытно-экспериментальная

(стимулирует исследовательскую деятельность)

Лаборатория.

Птицеферма.

Рыбхоз.

Конструкторское бюро.

Экспериментальная грядка.

Мини-сад.

Лесной участок.

Музей чудес природы



Художественно-преобразующая

(способствует художественно- творческому процессу, формирует готовность и способность к самовыражению)

Волшебный мелок.

Театр сказок.

Салон красоты.

Школа ученых ручек.

Королевство кисточки.

Напольная мозаика.

Лесная кладовая.

Двор песочных художеств.

Рисовальная стена.

Рукодельная мастерская

Интеллектуально-познавательная

(создает условия для продвижения по пути познания, реализации опыта учения)

Полка умных книг.

Знайкины университеты.

Метеостанция.

Шахматный стол.

Площадка «Светофорика».

Клуб путешествий.

Рекламное агентство.

Игротека.

Картинная галерея на шкафчиках.

Коллекционерная

Дети 5-7 лет уже имеют небольшой жизненный опыт и запас знаний, в этом возрасте ребенок становится исследователем окружающей среды и человеческих отношений, поэтому необходимо насыщать окружающую среду ребенка разнообразными предметами естественной жизни, но подбирать предметы с дидактическим смыслом.