Интегрированный урок внеклассного чтиния, русского языка, окружающего мира в начальной школе "Великий сказочник"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тема урока внеклассного чтения: Творчество Г.Х.Андерсена.

Тема урока русского языка: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема урока окружающего мира: Систематизация знаний о трёх состояниях воды, превращениях   и круговороте воды в природе.

Цели урока:

  1. Организовать деятельность обучающихся с целью изучения творчества Г.Х.Андерсена.
  2. Обобщить знания школьников об имени существительном.
  3. Расширить  представления детей об окружающем мире.
  4. Способствовать развитию  исследовательской, коммуникативной культуры младших  

школьников.

  1. Содействовать реализации интеллектуального, творческого и нравственного потенциала.

Оборудование:мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Великий сказочник», тематическая выставка книг, макет книги Г.Х.Андерсена, раздаточный материал ( карточки для работы в парах, контрольные карточки для самопроверки, карточки-помощники для выполнения домашнего задания).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Затих заливистый звонок.
Он позвал нас на урок.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Сели, спинки выпрямляем.
Вы готовы? Начинаем…

II. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы не только повторим знания об имени существительном, но и соприкоснёмся с удивительным, волшебным миром сказки.

III. Актуализация знаний обучающихся

– Угадайте, к каким литературным произведениям относятся эти иллюстрации?

(Демонстрируются иллюстрации произведений «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Тёплый хлеб».)

– Кто автор этих произведений? (Константин Георгиевич Паустовский).
– Вам было задано к этому уроку, выписать небольшой отрывок из наиболее понравившегося  произведения  К.Г.Паустовского и подчеркнуть в нём имена существительные. Проверим, как вы справились с этим заданием.
– О чём же писал К.Г.Паустовский в своих произведениях? (Он писал о природе, о людях искусства: художниках, композиторах, писателях).
– На этом уроке мы поговорим ещё об одном удивительном человеке. Вот как К.Г.Паустовский впервые познакомился с его творчеством.
«Случилось это в зимний вечер 31 декабря 1899 года, когда мне было всего 7 лет.
В тот зимний вечер у нас в семье украшали елку. По этому случаю, взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался этой елке.
Когда я вернулся домой,…около елки лежала толстая книга – подарок мамы…Я сел под елкой и раскрыл книгу.
Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором, как лепестки цветов, отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.
Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку.»
– Вы знаете, что сказка и волшебство всегда рядом. Пусть сегодня свершится маленькое чудо – у нас на уроке появится эта необычная книга. (Демонстрируется макет старинной книги сказок).
– Сейчас мы откроем первую страницу и узнаем имя сказочника, сочинившего удивительные истории, которые так пленили Паустовского в детстве.
Это – Ганс Христиан Андерсен.

IV. Упражнение в чистописании

– Родился известный сказочник почти двести лет назад в маленьком городке Дании – Оденсе.
«Рассказать биографию Андерсена, наверное, не столь трудно: он был сыном прачки и сапожника. Учился на казённый счёт в гимназии, работал ткачом, служил в театре, стал знаменитостью, а когда его хоронили, то за гробом шёл сам король и целая толпа блестящих принцев и принцесс.»

Дети прописывают по образцу:

А  Д  К  О  Х
Дания  Оденс
Ганс Христиан Андерсен

– Какое правило русского языка объединяет эти слова? (Заглавная буква в именах собственных).

V. Упражнение в словообразовании

– Для того, чтобы рассмотреть следующую страницу волшебной книги сказок Андерсена, вам нужно выполнить задание:
из данных существительных образуйте прилагательные женского рода.

Белизна – (какая?)…,
красота – (какая?)…,
холод – (какая?)…,
снег – (какая?)… .

– При помощи, какой части слова образовались новые слова? (Суффикса).
– Запишите  имена прилагательные, выделите суффикс.
– А героиню, какой сказки описывают, образованные нами,  имена прилагательные? («Снежная королева»).

VI. Поиск ответов на проблемный вопрос «В чём тайны снежинок?»

– Как вы думаете, кто состоял в свите Снежной королевы? (Вьюга, метель, мороз, снежинки).
– К нам на урок прилетели снежинки из сказки «Снежная королева».

Снежинки – прекрасное удивительное явление природы. Ими нельзя не восхищаться. А вот учёные не только любуются снежинками, но и изучают их. Они сумели выделить основные формы снежных кристаллов и даже дали им интересные названия.

(Демонстрируются изображения снежинок с различной формой снежных кристаллов: столбик, игла, запонка, пластинка, звезда).

– Сегодня снежинки поделятся с нами своим секретом. Каждая снежинка «принесла» собой букву. Какое слово можно составить из этих букв? (ВОДА).
– К какой части речи относится это слово? Какое правило русского языка встретилось в этом слове? (Безударная гласная в корне).
– Что объединяет снежинки и воду?
– Действительно, из уроков окружающего мира вы знаете, что вода не исчезает, она совершает круговорот в природе и возвращается на землю туманом, дождём, инеем или прекрасными снежинками.
А кому удалось победить могущество Снежной королевы и всех её подданных? (Герде).
– Что помогло ей? («Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей  служат и люди и животные? Ведь она  босая обошла полсвета!...  Сила – в  ее  милом,  невинном детском сердечке»).

VII. Игра «Кто лишний?»

– Чтобы узнать название следующей сказки, вы должны угадать, какое слово с точки зрения русского языка является лишним и почему?

ИНДЮК, ГУСЬ, УТКА, ПЕТУХ.

(Лишнее слово – утка, так как это имя существительное женского рода).

– Персонажи, какой сказки Андерсена здесь собрались? («Гадкий утёнок»)
– За что не любили гадкого утёнка?
– Чем закончилась сказка?
– Эта сказка навеяна тяжёлой жизнью самого Андерсена. Великий сказочник был в жизни очень одиноким человеком: он не обзавёлся семьёй, друзей у него тоже было немного. Зато  много читателей – и совсем юных, и взрослых. А слова из сказки « Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца» – ещё при жизни писателя стали крылатыми.

VIII. Физкультурная пауза

Лебеди летят, коронами звенят.
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.

IX. Упражнения в изменении  имён существительных по числам

– В какой сказке Андерсена лебеди носили золотые короны? («Дикие лебеди»).
– Измените данные имена существительные по числам. Какое из них употребляется только в единственном числе?

ЗАМОК, БРАТ, ПРИНЦ, ЛЕБЕДЬ, РУБАШКА, КРАПИВА.

– А кто помог принцам снять злые чары колдуньи? (Преданная сестра Элиза).

X. Восстановление деформированного предложения

(Демонстрируется иллюстрация сказки «Русалочка»)

– А эту героиню сказки Андерсена вы узнаете без труда. Кто это? (Русалочка).
– Андерсен писал о ней: «Она – единственная из моих работ, которая трогала меня самого в то время, как я писал её.»
– Измените, имена существительные, данные в скобках, и прочитайте ещё раз окончание этой прекрасной сказки.

«В последний раз посмотрела она на (принц), бросилась с (корабль) в (море) и почувствовала, как (тело) её расплывается (пена)».

– Образ Русалочки неразрывно связан с Родиной Андерсена, с Данией. Не случайно её изящная скульптура высится у входа в порт столицы Дании – Города Копенгагена.
– Как вы думаете, почему люди увековечили образ Русалочки? (Она  – символ самоотверженной, бессмертной любви).

 XI. Инсценирование эпизода сказки «Оле-Лукойе»

– А этот герой сказки Андерсена расскажет о себе сам.

Ученик в костюме Оле-Лукойе:

– Никто не знает столько сказок, сколько знаю их я, Оле-Лукойе. Когда дети заснут в своих кроватках, я присаживаюсь к ним на постель. Под мышками у меня по зонтику: один цветной, который я раскрываю над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки, а другой совсем простой, гладкий я развертываю над нехорошими детьми, они и спят всю ночь, и ничего не видят во сне.
Надеюсь, что вы хорошие дети. Я подарю вам свой зонтик с удивительными сказками.

(Из цветного зонтика дети вынимают карточки с заданиями для работы в паре).

XII. Работа в парах по карточкам

Задание:

1. Прочитайте эпизод, определите сказку.
2. Выпишите выделенные имена существительные, обоснуйте написание окончаний.

1 группа

Девочка стояла одна посреди речк… на большом зелёном листе кувшинк…  и горько-горько плакала.

2 группа

Там старая королева сняла с постел… все подушки и тюфяки и положила на доски горошину. Тут-то все увидели, что она была настоящей принцесс…й.

3 группа

Вот с этим-то одноногим солдатик..м произошла замечательная история. Дети нашли оловянного солдатика за табакерк…й.

4 группа

Король и королева сидели на роскошном трон…, а солдат уже стоял на лестниц…, и ему собирались накинуть верёвку на шею, но он сказал, что ему перед смертью хотелось бы выкурить трубочку.

5 группа

А между тем молва о чудесном плать… облетела весь город, и всякий горел желаньем убедиться в глупост… своего ближнего.

6 группа

Отец их, король той страны, женился на злой королев…, которая невзлюбила бедных братьев. Вдруг явились одиннадцать белых лебедей, сели по краям телег… и шумно захлопали своими крыльями.

7 группа

И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: – Мог ли я мечтать о таком счасть…, когда ещё был гадким утёнк…м.

XIII.Проверка выполненной работы по контрольным карточкам.

1 группа

«Дюймовочка»
Посреди речки ( 1 скл., Р.п.)

2 группа

«Принцесса на горошине»
С постели (3 скл., Р.п.)
Принцессой (1 скл., Т.п.)

3 группа

«Стойкий оловянный солдатик»
Солдатиком (2 скл., Т.п.)
За табакеркой (1скл., Т.п.)

4 группа

«Огниво»
На троне (2скл., П.п.)
На лестнице (1скл., П.п.)

5 группа

«Новое платье короля»
О платье (2скл., П.п.)
В глупости (3 скл., П.п.)

6 группа

«Дикие лебеди»
На королеве ( 1скл., П.п.)
Телеги (1скл., Р.п.)

7 группа

«Гадкий утёнок»
О счастье (2скл., П.п.)
Утёнком (2скл., Т.п.)

XIV. Домашнее задание

– У Андерсена был редкий талант. Он умел замечать то, что ускользает от «ленивых» человеческих глаз.

«Мы ходим по земле, но часто ли нам приходит в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть всё, что находится у нас под ногами? А если бы мы нагнулись или – даже больше – легли бы на землю и начали рассматривать её, то на каждой пяди мы бы нашли много любопытных и прекрасных вещей».
Так писал К.Д. Паустовский. Действительно, каждая вещь способна поведать сказочнику свою историю. Оглянитесь, прислушайтесь, может что-то и вам расскажет свою сказку! Может быть этот стул? Или блестящая ёлочная игрушка?
Постарайтесь к следующему уроку русского языка сочинить свои сказочные истории. А некоторым из вас помогут в этом карточки-помощники.

Карточка-помощник № 1

Сочини свою сказочную историю.

Лампа

У меня на письменном столе живёт настольная лампа. Она необычная.
………………………………………………………………………………
С тех пор я всегда выполняю домашнее задание без ошибок.

Карточка-помощник № 2

Сочини свою сказочную историю.

Голубая снежинка

Жила-была снежинка. Она была самой маленькой среди снежинок и к тому же совсем на них непохожей! ………………………………
Они улыбнулись и пошли гулять:  котёнок с голубой снежинкой на рыжей шёрстке.

XV. Рефлексия

– Вот и подошёл к концу наш урок. Что вам понравилось больше всего, что запомнилось?
– Какие моменты вам бы захотелось пережить ещё раз?
– А что бы вы сделали по-другому?
– Внес ли этот урок что-то новое в вашу жизнь?
– С раннего детства и всю жизнь живут с нами герои сказок Андерсена: отважная Герда и гадкий утёнок, преданная Элиза и нежная Русалочка, милая Дюймовочка и стойкий оловянный солдатик. В этих сказках есть всё, что должно всегда жить в настоящем человеке: мужество, доброта, любовь, преданность. В этих чудесных историях рядом слёзы и смех, горе и радость – всё, как в настоящей жизни.
Так пусть всегда живут эти сказки в вашем сердце, такие удивительные и прекрасные, как любимые Андерсеном  белые розы.